Смекни!
smekni.com

Контрреформация и ее суть (стр. 1 из 2)

РЕФЕРАТ.

ТЕМА: «КОНТРРЕФОРМАЦИЯ И ЕЁ СУТЬ».

2008.


Контрреформация была составной частью общей феодально-католической реакции на новые процессы и явления в социально-политической, церковно-религиозной и культурной жизни ряда европейских народов. Первоначально Контрреформация выражалась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках подавления или противодействия протестантизму, прежде всего в Германии и Швейцарии. Распространению Контрреформации содействовало то обстоятельство, что значительные общественные слои, готовые поддержать Реформацию в умеренном варианте, были напуганы выступлениями социальных низов и предпочли держаться прежних устоев и верований.

Реформация застала римско-католическую церковь врасплох. Несмотря на ряд провозглашенных реформ, католицизм не смог пойти на преобразования, отвечавшие потребностям социального, политического и национального развития европейских народов, не сумел приостановить упадок церковных учреждений.

Однако с начала 40-х годов XVI в. в католицизме возобладала консервативно-клерикальная тенденция отказа от любых уступок и послаблений не только религиозным противникам, но и течениям обновления в самом католицизме. Чтобы в новых условиях выжить и повести наступление на Реформацию, католическая церковь была вынуждена реорганизовать внутреннюю структуру, систему власти и управления. В системе средств проведения Контрреформации важнейшую роль сыграли новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, деятельность и постановления Тридентского собора.

Возникшие в средние века ордена не отвечали требованиям, выдвигаемым перед католицизмом распространением Реформации. Некоторые из них подверглись реформе. В 1522 г. был реорганизован орден камальдулов — ответвление бенедиктинцев. Серьезнее и важнее была реформа в среде францисканцев: в 1529 г. часть обсервантов (ответвление францисканцев) образовала отдельный орден капуцинов, главной целью которого была деятельность в миру, проповеди и служение среди простонародья. Из Италии они распространили свое влияние и на другие страны Европы, завоевали большую популярность, способствуя удержанию масс в верности католической религии и иерархии. В 1524 г. Каэтано Тьенский и Джанпьетро Караффа основали конгрегацию монашествующих клириков — орден театинцев — для воспитания строгих нравов у священников. По образцу этого питомника церковных прелатов были созданы сообщества барна-битов, сомасков, ораторианцев (или тринитариев), которые, как и новые ордена урсулинок, братьев милосердия, взяли на себя труды по общественной благотворительности, образованию и воспитанию нравов, что должно было содействовать восстановлению подорванного авторитета католицизма и развитию аскетических тенденций в самой церкви.

Главными охранительными мерами католицизму служили инквизиция и книжная цензура. Введенные для борьбы с религиозным инакомыслием, они нанесли сильнейший удар по гуманизму, по всей ренессансной культуре, прежде всего в Италии. В 1541 г. была реорганизована инквизиция, и в Риме создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией, распространяющейся на все католические го­сударства. Инициатором учреждения римской инк­визиции и первым ее руководителем был кардинал Караффа. Комиссары <Святой службы* посылались в различные страны. Но далеко не во всех странах и не без ограничений инквизиция была допущена в своем новом виде. Так, во Франции, в Венеции и Флоренции она действовала под контролем светских властей.

•«Святая служба» приобрела невиданную власть. Инквизиция развила издревле присущий католической церкви дух авторитарности и нетер­пимости, почти маниакальной подозрительности ко всему новому и беспощадной жестокости к противникам. Казни протестантов стали обычным явлени­ем, инквизиторы вдохновляли резню вальденсов в Южной Италии, походы против них в Пьемонте, массовое избиение мятежных морисков в Испании. На эшафоте погибают бывший апостолический про-тонотарий, сторонник религиозного обновления Пьетро Карнесекки, гуманист и реформатор Аонио Палеарио, утопист Франческо Пуччи, философы Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини; Томазо Кампанелла 33 года томится в тюрьмах; Галилео Галилея в результате затеянного против него процесса вынуждают к отречению от своих научных воззрений.

Террор инквизиции дополнялся строжайшей книжной цензурой. В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизи­торов, которые надзирали также за торговлей кни­гами и их пересылкой. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе местных церковных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане. В 1599 г. в Риме появился пресловутый Индекс запрещенных книг, обязательный уже для всей церкви. Законы о книжной цензуре имели в виду не только издателей и торговцев, но и частных лиц, которым угрожало инквизиционное преследование за чтение, хранение, распространение запрещенных книг или недонесение о них.

ОРДЕН ИЕЗУИТОВ

Особую роль в ответном наступлении на Реформацию, в воздействии на широкие слои верующих, в придании нового облика воинствующей цер­кви сыграло Общество Иисуса, официально утвержденное папской буллой в 1540 г. Основателем и первым генералом ордена иезуитов был испанский дворянин Игнасио Лойола (1491 —1556), сложный путь духовного развития которого привел к идее безоглядного служения церкви.

В основе Общества Иисуса лежала железная дисциплина, беспрекословное подчинение приказам. Помимо обычных, монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания члены ч Иисусова воинства» связывали себя особой клятвой верности римскому первосвященнику. Требуя полного самоотречения, иезуитская мораль совершенно уничтожала личное начало в жизни человека, его собственное <я>. Адепты ордена уподоблялись по­соху в руках начальников. Устав Общества, принятый в 1558 г., требовал от иезуитов по предписанию начальника совершения греха, вплоть до смерт­ного.

Во главе Общества Иисуса, основанного на началах строгой централизации, пожизненно стоял генерал, полновластно руководивший всеми действиями ордена. При нем имелся совет с функциями совещательной и контролирующей инстанции. И генерала, и совет избирало общее собрание, или генеральная конгрегация, которой формально при­надлежала высшая власть. Общество строилось по иерархическому принципу, члены его подразделялись на несколько классов. Оно имело прочную организацию на местах, нижнюю ступень которой составляли поселения, резиденции и миссии, затем коллегии, новициаты и дома профессов. Иезуиты разделили мир на провинции во главе с провинциалами; несколько провинций входило в ассистенции. Возглавлявшие их ассистенты были членами центрального руководства. Независимость ордена от светских и духовных властей превращала его в автономное религиозно-политическое сообщество в любой державе.

Орден иезуитов не был монашеским в традиционном понимании. Его члены были освобождены от неукоснительного соблюдения правил монастырской жизни, от некоторых монашеских обетов и обязанностей. Даже внешне иезуиты напоминали скорее светских ученых, нежели монахов. Не молитвы и не отправление религиозного культа, но активная светская деятельность, не умерщвление плоти, лишения, покаяние, но наилучшее положение в миру характеризовало устремление иезуитов. Они должны были находиться в центре политических и общественных интересов, имея все возможности оказывать на них решающее влияние, как того требовали интересы католической церкви, сформулированные в указаниях руководителей ордена.

Главными средствами иезуитов были воспитание и дипломатия. Их система обучения была рассчитана преимущественно на молодежь из верхов общества, но ради популярности ордена они давали бесплатное образование выходцам из самых разных слоев, организовывали сиротские приюты. Иезуиты были умелыми организаторами школьного дела и преподавателями университетов. Они установили в своих учебных заведениях образцовый порядок, разработали формальные методы обучения, приспособили к своим целям идеалы классического образования.

Примеряясь к сложным обстоятельствам, иезуиты выказали себя ловкими политиками, умеющими использовать самые различные средства «к вящей славе Божьей». Людей ученых они поражали эрудицией, на толпу воздействовали особой пышностью богослужения, культивированием излюблен­ных мотивов народной религиозности, поощрением самых архаичных форм поклонения святым, иконам, реликвиям. Восторженные натуры увлекала их страстная проповедь, таинственные выси медитаций, предписанных <Духовными упражнениями» Лойолы, вождей религиозно-политических партий — трезвый и расчетливый совет. При дворах государей, у высокопоставленных особ они были духовниками и наставниками, в моменты стихийных бедствий, эпидемий, социальных потрясений они не гнушались никакой, даже самой черной, работой.

Ранее всего орден обосновался в итальянских государствах, Португалии, Испании. В скором времени иезуиты превращаются в самую мощную ивлиятельную духовно-политическую корпорацию католического мира.

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР И ПАПСТВО

Успехи Реформации показали, что католическая церковь должна сама провести некоторые внутренние реформы и перестроить свою организацию, если она желает сохранить былую роль в христианском мире. Вместе с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее серьезная перестройка католической церкви может привести к торжеству реформационных идей, особенно в обстановке, когда даже некоторые крупные церковные феодалы склонны были признать отдельные догматы реформации. Для папства речь могла идти только о некоторых половинчатых реформах, не затрагивающих основных догматических и организационных принципов католической церкви.