Из всего вышесказанного следует вывод, что скандинавы имели богатейшую и величественную поэтическую традицию.
Слово runa значит «тайна». Рунами назывались и древнейшие письмена скандинавов, первоначально использовавшиеся только в магии; позднее их стали употреблять как алфавит. Как гласят сказания, людям секрет рун некогда поведал Один. Это указывают на весьма давнее, нисходящее в глубочайшую древность время, когда руны, как дар богов, употреблялись их потомками и жрецами, мудрейшими в народе.
«Не подвержено также никакому сомнению, что по мере того, как рунические буквы становились известнее и употреблялись для пособия памяти, ими пользовались лучшего сохранения законов в памяти граждан; лагманы, ежегодно обязанные публично читать законы, прежде всего напали на мысль с помощью письма сохранить их от забвения, как для себя, так и для потомства. … На употребление рун, как письмен, указывают также письмена Старшей Эдды, самые древние дошедшие до нас памятники баснословия и поэзии скандинавов. Руны чертились установительницами закона, норнами, обрекавшими на смерть воинов и возвещавшими чадам мира приговоры судеб». [46]
А. Стриннгольм отмечает сходство северных рун с древними письменами почти всех европейских народов, в частности с ионийской (древнегреческой) азбукой, указывая на сходство в начертании, значении и количестве букв. Причиной этого сходства он считает происхождение всех этих азбук от одного общего источника.
Далее Стриннгольм вновь говорит о связи скандинавской культуры с Азией: «…Везде встречаются нам указания, подтверждающие глубокую древность рун и их азиатское или фракийское происхождение; можно сказать, что северное сказание об Одине, как изобретателе рун, подобно греческому о Кадме, не без основания указывает на введение азбуки на Севере поселившимся там поколением богов [47] и жрецов, которые принесли туда разные искусства и художества и тем положили основание своему значению и власти». [48]
Ореол таинственности, окружающий руны во всех древних сказаниях, доказывает, что в древности руны считались тайным знанием. Подтверждает это и тот факт что оружие, сосуды, украшения, найденные во множестве в родовых курганах, не представляют никаких следов рун [49], они принадлежали к числу высших знаний, и эти знания были достоянием жрецов.
«Вафтруднир, мудрый исполин (Jatte), прошедший девять миров и в состязании с Одином высказавший свои знания о первобытных временах, о происхождении неба, земли и богов, о всеобщем конце, называл это баснословное учение: древние руны, руны богов и йотунов, и когда карл Альвис, также прошедший девять миров, дал ответ на все вопросы Тора о различных названиях неба, земли и других предметов у богов, людей и других существ, Тор изумлён был такой учёностью в знании древности, потому что никогда не видал такого множества древних рун в сердце одного человека». [50]
Упоминание прохождения девяти миров указывает на связь рун с мистериями: тайну рун знал посвящённый, то есть тот, кто прошёл все ступени посвящения – все девять миров.
Однако с укреплением контактов между Скандинавией и странами континентальной Европы (примерно с середины первого тысячелетия христианской эры) руны постепенно утрачивали своё сакральное значение, все больше и больше превращаясь в «письменность» в привычном значении этого слова.
Культура обитателей дохристианской Скандинавии, как и культура любого другого народа, уникальна и неповторима.
С одной стороны, она содержит совершенно самобытные черты. Их возникновение было обусловлено в первую очередь природными особенностями Скандинавии. Это и суровый климат, отразившийся на моральных ценностях скандинавов, таких как смелость, самоотверженность, верность и в то же время некоторая замкнутость; это и кормилец-океан, сделавший северян превосходными мореходами и навигаторами; это живописная северная природа, вдохновляющая на воспевание её красоты и сравнение с нею доблестных эпических героев…
С другой стороны, эта северная культура связана тысячью нитей с культурой индоевропейской вообще и её восточной ветвью (индоарийцы и индоиранцы) в частности. Подтверждением этим связям служат схожие верования, традиции и, конечно же, мифологические образы, часть которых была рассмотрена в данной работе – например, гибель и возрождение мира; образы некоторых богов – Тор, Хель … В то же время в скандинавской мифологии, как и во всякой другой, отразились и реальные события, например, приход с юго-востока Одина с его дружиной.
Культура бессмертна. Приходят и уходят правители, образуются и исчезают с лица Земли государства, строятся и разрушаются города, рождаются и умирают люди – но культура бессмертна. Вбирая в себя новые элементы, обогащаясь и даже претерпевая изменения, она лучше всякого материального архива хранит память о давно ушедших временах. И в этом её ценность для науки. Но есть у неё и ещё один дар – для тех, в ком жив не только практический рассудок, но и интуиция. Для таких перестаёт существовать разделение между прошлым и будущим (не говоря уж о разнице в менталитете!), и таких культура вдохновляет на духовный поиск, открывая дорогу в вечность…
1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 1456 с., ил.
2. Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. – М.: Терра, 1996. – 168 с. - (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).
3. Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: «Азбука», 2001. – 592 с.
4. История средних веков: Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др. Под ред. Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980. – 576 с., ил.
5. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты) / авторы-сост. Ю.М. Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 352 с.
6. Мифы и легенды древней Греции: пособие для учителей / сост. Н.А. Кун. – Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1996. – 496 с., ил.
7. Мифы и легенды народов мира / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд, испр., перераб., сокр., - М.: Олма-Пресс, 2000. – 592 с., ил.
8. Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 736 с., [8] л. ил. – (Историческая библиотека).
9. Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций: пер. с англ. – М.: Вече, 1998 с. (Великие тайны).
10. Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М.: Знание, 1989. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса»; № 9)
[1] Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – с.607.
[2] История средних веков: Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др. Под ред. Н.Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1980. – с. 279.
[3] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. – с.8.
[4] Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. - М.: Терра, 1996. – с. 64.
[5] Любопытно, что идеи Пифагора оказали большое влияние на одного из представителей пантеизма в полном смысле этого слова – Джордано Бруно. Так что понятие «пантеизм» применимо и к дохристианскому мировосприятию. – прим. автора.
[6] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. – с.509.
[7] Мифы и легенды народов мира / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд, испр., перераб., сокр., - М.: 2000. – с. 19.
[8] Многие учёные (В.И. Щербаков, Ч. Хэпгуд, Г. Хэнкок) сходятся во мнении, что произошёл он примерно 12 тысяч лет назад, о его причинах есть несколько гипотез. – прим. автора.
[9] Мифы и легенды древней Греции: пособие для учителей / сост. Н.А. Кун. – Йошкар-Ола: 1996. – с. 17.
[10] Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М.: Знание, 1989. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса»; № 9)
[11] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. – с. 707.
[12] Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты) / авторы-сост. Ю.М. Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – с.47.
[13] О восточных корнях скандинавской культуры существует несколько теорий, но это – тема отдельной работы, поэтому здесь эти теории упоминаются поверхностно. – прим. автора.
[14] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. – с. 711.
[15] Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 425.
[16] Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 426
[17] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. - с.424.
[18] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. - с.424.
[19] Ещё одна неточность в этой книге: не все скандинавы являлись викингами (см., напр., «Викинги» М. Семёновой). Говоря вкратце, викинги – это профессиональные воины. А приводимый здесь «моральный кодекс» распространялся на скандинавов вообще, а не только на воинов. – прим. автора.
[20] Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. – М.: Терра, 1996. – с. 35
[21] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. - с.688.
[22] Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: 2002. - с.689.
[23] Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.; СПб.: 2001. – с. 556.
[24] Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций: пер. с англ. - М.: 1998 с.