Смекни!
smekni.com

Культура Ислама (стр. 2 из 5)

После смерти Пророка четверо его самых близких друзей и сподвижников - Абу Бакр, 'Умар, 'Усман и 'Али (да будет доволен ими Аллах) - стали лидерами мусульманского общества и государства, получив титул Халифат Расулюллах, то есть халифа, или преемника Посланника Бога. Они управляли точно в соответствии с требованиями Корана и примером, который подавал Пророк (мир ему). После них, однако, политическое устройство приняло форму наследуемой монархии, что явилось заметным отступлением от примера Пророка (мир ему) и первых четырех Праведных Халифов. В это же время Ислам стремительно распространялся, доносимый во многие уголки земного шара теми мусульманами, чьи жизни и общины были преобразованы под воздействием их веры. Во время своего расцвета (700-1600 гг. от Рождества Христова) под мусульманской властью оказалась территория от Испании до Филиппин, и когда Европа была все еще в весьма примитивном состоянии, свет веры, образование и культура, излучавшиеся мусульманской цивилизацией, были поистине маяком набожности, прогресса и процветания в тогдашнем непросвещенном мире.

В Коране подчеркивается, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - последний посланник Бога, "Печать Пророков", а те, кто претендует на это звание после него, - лжепророк. Но могут спросить, почему, если Бог направлял посланников к древним народам, когда в том возникала необходимость, а человек на этой планете еще не живет Его учением и потребность в Его учении сегодня столь очевидна, после него не должно быть никаких других пророков?

Это так потому, что Коран - окончательное и полное учение Бога для всего человечества. Таким образом, он не нуждается ни в поправках, ни в редактировании, ни в доказательстве. Кроме того, он был ниспослан, когда человеческие разум, сознание и способность сохранения и передачи знаний в письменном виде достигли полной зрелости. Коран был сохранен слово в слово, буква в букву в том виде, в котором был ниспослан, в Коране содержится обещание Всемогущего Бога охранять его от изменений вплоть до Последнего Дня, поэтому нет необходимости в ниспослании другого учения. Коран завершен и совершенен, и его принципы и учения сегодня имеют ту же силу и так же обязательны к исполнению, как и в то время, когда они были ниспосланы; ибо хотя стиль и образ человеческой жизни изменились, Принципы Бытия, природа добра и зла, собственная природа человека - это неизменные и вечные истины, которые никоим образом не затронуты временем или переменами в человеке.

Кроме этого существует и другая причина того, что нет необходимости в последующих посланниках. Помимо учения, сформулированного в Коране, Ислам располагает еще одним источником жизнеописания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ниспосланная Богом Книга содержала учение Бога, но Книги было недостаточно; нужен был кто-то, кто воплотил бы это учение в действие, жил им.

О жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был сохранен настолько полный и подробный отчет, как ни о чьей другой жизни в человеческой истории. Его совершенно уникальное положение как получателя откровений от Бога, Достохвального и Возвышенного, обусловило то, что каждый поступок и каждая подробность его жизни вызывала у окружавших его людей величайший интерес. Поэтому повествования, сохраненные в книгах Хадисов (изречений Пророка), касаются всех сторон его жизни, от самых личных вопросов до ведения войн и государственных дел. Следовательно, мусульмане в каждом аспекте своей жизни - следует иметь в виду, что, согласно Исламу, никакой аспект человеческого существования не находится вне религии - имеют перед собой живой пример лучшего из людей. Как сказала о нем его жена Айша (да будет доволен ею Аллах), его поведением был Коран. И при том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был человеком огромной духовности и невероятной близости к Богу, он жил чрезвычайно полной, активной и насыщенной жизнью, исполняя большое количество различных и сложных функций. Он был преданным мужем, отцом и дедом, добрым и ответственным родственником, преданным и нежным другом, лидером равно в богослужении и битве, прекрасным правителем и государственным деятелем. Для мусульман того времени, как и для сегодняшних и завтрашних мусульман, он был, есть и всегда будет образцом: учитель, наставник, лидер и, кроме того, носитель Божественного учения, связующее звено с Богом, а также человек, которого они любят, чтут и кому подражают более всех других людей.

"Есть для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний День и поминает Аллаха много".

Коран, 33:21

"О Пророк, Мы послали тебя свидетелем, благо-вестителем и увещателем, призывающим к Аллаху с Его доизволения и освещающим! Обрадуй же верующих, что им от Аллаха великая милость!"

Коран, 33:45-47

Культура Ислама

Мусульманская культура зародилась в тот, день, когда Слово Божье было ниспослано Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Новое мировоззрение, принесенное Исламом, изменило культурный облик покоренных народов. Литераторы, музыканты и художники избавились от вольнодумия и вседозволенности, господствовавшие в доисламский период и стали опираться в своем творчестве на каноны Ислама. Наивысший расцвет мусульманской культуры пришелся на IX-XII века, когда были сформированы общие принципы мусульманской культуры, определившие идеологию, традиции, нравственные нормы, психологию и поведение мусульман.

На огромной территории Багдадского халифата, могучей объединяющей силой которого стал ислам, возникла культура ислама, во всей свой красоте и великолепии, достигшая небывалого расцвета в IX-XI веках.

Средневековая культура ислама была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства (апологетов культуры ислама) и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья. Во всех исламских странах и во всей культуре ислама арабский язык был таким же инструментом официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.

Халифы с самого начала культуры ислама сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований. Период расцвета культуры ислама характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи.

В то время, когда Европа и Дальний Восток переживали упадок, внутри культуры ислама расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов сделали миру огромные подарки: незабвенные памятники прозы и поэзии - гордость культуры ислама. Это была эпоха, когда внутри культуры ислама создавались блестящие философские трактаты и работы в области точных и гуманитарных наук. И если верить консультациям авторитетных историков, философов и исследователей культуры ислама, Европа следовала тогда за Востоком, "как послушная ученица".

Еще одна из важных особенностей культуры ислама - мусульманские правители, во время борьбы с иноверцами и язычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.

При дворе халифа Аль-Мамуна в конце VII было основано специальное учреждение - Дом мудрости (своеобразная модель НИИ в культуре ислама), в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На арабский язык переводились работы античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии, что, безусловно, обогатило культуру ислама. В частности, был переведен главный труд Клавдия Птолемея "Великое астрономическое построение", получивший по-арабски название "Ал-Маджисти" (так в культуре ислама строился мост между востоком и западом).

Мечеть в культуре Ислама

Мечеть как символическое выражение мусульманской духовности, сочетая в своем одновременно аристократичном и простом облике идеи упорядоченности и гармонии в противовес беспорядку и хаосу, во все эпохи создает ощущение неповторимости культурной традиции, ее одновременно исторического и вневременного ритма. Мечеть – это, прежде всего сакральное место каждодневного общения с Богом, "место постоянного напоминания о вечном божественном Завете".

Первая мечеть (от араб. "масджид" – место поклонения) в мусульманском мире была построена в 622 г. в Медине - втором священном городе Ислама, где религиозная община Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), покинувшего вместе со своими сторонниками родной город Мекку, приняла более организованную форму и где сложились мусульманские вероучение и право.

«Истинно Ибрагим (Авраам) объявил Мекку священной и обратился к Аллаху с молитвой за нее, а я объявляю Медину священной, как объявил Ибрагим Мекку священной» (аль – Бухари и Муслим), - сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), приехав в Медину.

Первая мечеть была очень простой, она представляла открытую квадратную площадку, огороженную стеной, вдоль которой шла колоннада, крытая пальмовыми листьями. У западной стены был расположен вход, к ней примыкала площадь с колодцем.

Грандиозные мечети средневековья и нового времени возводят свою архитектурную традицию отнюдь не к этой скромной постройке. Оформление стиля мечетей связано,прежде всего с интенсивным городским строительством первых веков Ислама - расширяя границы своего государства, арабы включали в него земли с традициями греческой, римской и достигшей особенного совершенства при Сасанидах иранской культур. Зодчие халифата, осваивая и перерабатывая местные традиции, строили великолепные благоустроенные города в Сирии, Ираке, Иране, Египте, Тунисе, Марокко, Испании. Утонченный вкус и изящество, свойственные городской культуре раннего Ислама, признают все ученые-арабисты, справедливо отмечая ее более высокий уровень по сравнению с европейской.