Черные складки одежды контрастируют с красными, золотистыми и серо-бардовыми всполохами орнамента, это какие-то почти нереальные и совершенно немыслимые сочетания, абсолютно нелогичная игра цвета и узора. Совершенно абстрактная на первый взгляд картина, но стоит остановить взгляд, как все ощущение иррациональности исчезает, весь смысл заключается в относительной динамике, постоянном перемещении, взаимопроникновении и взаимоисключении отдельных элементов и деталей платья.
Орнамент – неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.
Каллиграфия
Больших успехов в период "Золотого века" достигла каллиграфия. Письмо в Исламе имеет большое значение, так как первыми созданиями Божьими, появившимися до создания неба и земли, были орудия письма - Перо и Скрижаль. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что тот, кто при помощи пера передает фрагменты из Корана, попадет в Рай.
Художники средневековья прилагали большие усилия для создания новых, более прекрасных форм письма. Знатные меценаты, богатые горожане, ученые соревновались между собой в собирании рукописей и заказывали переписчикам копии. Это влекло за собой развитие ряда прикладных ремесел: расширилось производство бумаги и выделка кожи, а каллиграфия стала подлинным искусством. Книга украшалась не только орнаментальными заставками и красочными миниатюрами: ее должно было украшать само начертание букв.
Особенно славилась древнейшая форма арабского письма - куфи (по названию города Куфа в Ираке). Куфический почерк с прямолинейными и угловатыми буквами на протяжении пяти веков применялся для списков Корана, архитектурных надписей и монет. Впоследствии он уступает место почерку "насхи" (курсив). Оба почерка тяготеют к декоративности и несут в себе определенную символику. Предлагаем вашему вниманию коллекцию каллиграфических миниатюр.
Значение культуры ислама для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их работы на латынь с арабского.
В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, привезенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейских моделей науки и техники в эпоху средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой культуре ислама.
Примечательно, что выдающийся востоковед Конрад называл эпоху расцвета культуры ислама "Восточным Ренессансом" - предшественником Западного Ренессанса. Именно от культуры ислама современная цивилизация получила утонченное восприятие мира.