Милостыня.Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды – строительство мечетей, школ, больниц.
Хадж– пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.
Территория Мекки считается священной. Прежде чем вступить на нее, паломник должен привести себя в состояние «освещения» (ихрам). Он совершает омовение всего тела - облачается в особую одежду. Она состоит из двух кусков ткани; один служит поясной одеждой и оборачивается вокруг бедер - получается нечто вроде юбки до колен или чуть ниже. Другой кусок закрывает грудь и левое плечо, концы завязываются под мышкой на правом боку - это нечто вроде шали. Оба куска не должны иметь швов - «не знать, что такое игла». Такая одежда существовала у арабов до ислама, она похожа также на одеяния древних евреев. Голова остается непокрытой. Обувью могут быть только сандалии.
Вместе с мужчинами в хадж могут отправляться их родственницы. Родство должно быть удостоверено документами. Одежда паломниц полностью закрывает фигуру, покрывает голову, чтобы не было видно волос. Открытыми остаются только кисти рук и лицо.
Самый большой мусульманский праздник - праздник жертвоприношения. Он отмечается в последний день хаджа. Основное содержание этого праздника – жертвенное закалывание животного: каждый состоятельный мусульманин режет сам или просит зарезать овцу или быка и раздает мясо беднякам. Праздник длиться четыре дня; эти дни во всех мусульманских странах нерабочие. Всюду готовят мясные блюда, устраивают многолюдные и обильные трапезы. Бедные люди едят досыта, а богатеи раздачей дарового мяса искупают свои грехи и успокаивают совесть.
Некоторые мусульманские богословы рассматривают в качестве еще одного – шестого «столпа» религии войну против «неверных» - джихад, которая была одной из главных обязанностей мусульманина, всей мусульманской общины на первом этапе истории ислама. Однако начиная с IX-X веков понятие «джихад» (первоначальное значение - «старание», «усердие») наполнилось новым содержанием. Появилось представление о высшей форме джихада как внутреннем, духовном самоусовершенствовании на пути познания Аллаха. Впрочем, о расширительном толковании этого понятия свидетельствует и раннеисламская поэзия. Так, поэт Джамиль в своих стихах заявляет, что его любовь к воспеваемой им Бусайне- не что иное, как джихад. Ныне во многих мусульманских странах джихадом называют борьбу за преодоление экономической и культурной отсталости, за прогресс в общественных отношениях.
2.3 Шариат
Шариат означает «путь», «следование». По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний.
Шариат – это свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащей нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право, прежде всего, религиозное, учитывающие и нормы обычного права, адата.
Шариат опирается на Коран и Сунну, своего рода своды и кодексы исламского законодательства.
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей- неотъемлемая часть религии ислама. Илме шаратэ(законовединие) разделяется на две части: илме калом и илме фекха. Илме калом (учение о вере) излагает правила и постановления об основных принципах религии. Фекха означает познание, постижение. Это исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция, мусульманское право). Илме фекха (мусульманское правоведение) включает в себя практические учения о вере и постоновления по быту мусульман. Фекха состоит из трех частей: эбодот, маъомелот и укубат. Эбодот- практическое учение о вере: об обрядах, о молитвах, посте, паломничестве, милостыне и др. Маъомелот- (отношение, соприкосновение) рассматривает вопросы неправомерного поведения, то есть наказания, а укубат- наказания.
Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают столь густую сеть обязательных предписаний, что это уже само по себе гарантирует конформность поведения правоверных. Разумеется, не все и не всегда соблюдают нормы шариата. В мусульманском мире, как и повсюду, случаются нарушения и преступления. Однако строгость уголовного законодательства и особенно наказаний шариата не только впечатляет, но оказывает заметное дисциплинирующее воздействие. Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала ит. п. Согласно шариату, действия людей подразделяются на шесть основныхкатегорий: . обязательные (за невыполнение которых следует наказание); . рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные); . дозволенные; . предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые); . запрещенные; . наказуемые 2.4 Основные ценности ислама Первая, наиважнейшая ценность в исламе - религия.Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.Второй ценностью ислама является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самая ценная из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее - исключительная привилегия Бога Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить настоящей жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Бога.В исламе самоубийство так же запрещено, как и незаконное лишение жизни другого человека. Прощению за самоубийство подлежат лишь лица, прибегшие к этому в результате каких-либо умственных заболеваний.Шариат предусматривает три категории людей, чьи действия остаются безнаказанными:спящий человек, человек страдающий умопомешательством, дитя не достигшее зрелости.Чрезвычайно сурово в исламе карается преднамеренное убийство. За совершение умышленного убийства Коран предусматривает смертную казнь в виде кровной мести. Шариат запрещает самолично вершить суд. Право кровной мести может быть реализовано лишь после вынесения обвинительного приговора, подтверждающего преднамеренный характер совершенного убийства. Лишение человека жизни по недозволенным обстоятельствам шариатом отнесено к грехам первого порядка, т.е к смертным греха. Лицо, лишившее человека жизни не в оплату за другую жизнь, будет пребывать в аду вечно.Третьей ценностью ислама является собственность. Труд в исламе имеет очень важное значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание в безделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе. В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно преданиям, которые подлежат неукоснительному исполнении, просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: тому, кто находиться в безвыходной ситуации, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его. Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие подаяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не проводиться разница между видами работ. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием является законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным достойным способом. Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причинением ущерба другим людям. Такой способ считается нечистым - харам, наоборот, честно и справедливо заработанное считается чистым - халал.
В исламе право собственности охраняется и гарантируется шариатом. В современных исламских государствах собственность подразделяется на две формы: частную и государственную. Посягательство на собственность карается достаточно сурово. Наказание в шариате классифицируется на: худуд, касас, дийат и тазир.
Худуд на языке религиозно-правовых норм означает определение наказания согласно божественному праву. Цель худуда согласно мусульманским нормам есть устрашение. К худуду относятся: избиение камнями, отсечение частей тела, телесные наказания, распятие. Эта группа наказаний применялась, например, за совершение умышленного убийства, хищение, изнасилование.
Тазир- система видов наказаний, налагаемых по усмотрению судьи, преследует цель исправления виновного. Наказание по тазиру назначается тогда, когда характер совершенного деяния и личность виновного дают суду основание считать, что его исправление возможно. Тазир бывает четырех родов и степеней. К тазиру относятся: заключение в тюрьму, телесные наказания, различные вида штрафа.