По Б.Рыбакову, первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь, последовательно сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, затем - Рода и Перуна. По другой классификации, мифологические представления древних славян прошли следующие этапы: хаотическая «Досварогова» эра (дикость, гетеризм, «жены блудяху»), эра Сварога, в течение которой обустраивался мир (начинается использование металлов, устанавливается моногамия), эра Дажьбога (продолжение процесса государственного и общественного устройства, дарование законов), и, наконец, «современная» эра Перуна.(7) В обоих случаях на момент сложения этой системы, на земле царствовало опять же четвертое поколение богов во главе с громовержцем Перуном. Отголоски четвертичной истории мира встречаются и в русских сказках, чей герой, попавший в Иной мир, где время теряет свою линейность и необратимость, проходит последовательно Золотое, Серебряное, и Медное царства, сражаясь с хтоническими персонажами, наделенными железными зубами и когтями.
Согласно ирландскому эпосу, первая волна переселенцев прибыла в Ирландию под предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа. Вторую возглавил Парталон, начавший выводить землю из состояния первичного Хаоса, создавая озера, реки, равнины, распахивая новь, изобретая рыбную ловлю, охоту, земледелие, скотоводство. Его подданные погибли от какой-то эпидемии, разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом, продолжила было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшего где-то за морем хтонического народа фоморов, часть вынуждена была бежать. Потомки последних вернулись в Ирландию под именем Фир Болг. Переселенцы четвертой волны – носители эзотерического знания - Туата де Данан (Племена богини Дану), прилетевшие на тучах, одержали победы над Фир Болг и фоморами. Следующими упоминаются уже исторические гойделы («Сыновья Миля» как они названы в сагах). И здесь мы встречаемся с четырьмя поколениями богов (героев в координатах ирландской традиции), последнее из которых представлено тремя братьями – «тремя богами Дану».
Первым властителем скандинавского Космоса был гермафродитный великан Имир. Волшебная корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившего Бера - отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве.
Итак, единичность непроявленного космического зародыша в океане Хаоса в нумерологической системе будет представлена единицей. Первое его деление, дающее импульс всему последующему развитию – двоицей. Набирающий силу, динамичный, расширяющийся и оттесняющий окружающий его Хаос, все больше структурирующийся мир – троицей. Затем наступает момент, когда Космос вынужден остановиться в своей экспансии и обрести статичность и, соответственно, - границу: ни одна система не может расширяться до бесконечности и не иметь пределов, в противном случае она погибнет от энтропии. Отсюда проистекает не просто невозможность окончательной победы Космоса над Хаосом, а обреченность конечного Космоса в борьбе с бесконечным Хаосом. Все, что происходит во времени, разрушается, вырождается и в конце концов погибает. Вечное рождение и вечный распад, по мнению Филолая из Кротона, – вот удел проявленного, существующего во времени, тогда как то, что не рождает и не рождается, пребывает неизменным.(8)
Поддержать силы Космоса на четвертом этапе призвана троица, изливающаяся в статичный мир, наполняющая его системность своим динамизмом и жизненной энергией. Додекада как «три» умноженное на «четыре», таким образом, символизирует мир в его полноте, соединение отдельных его частей, само содержание актуального времени. Это динамизм в стабильности. Это проявление космического порядка, соборности мира, вселенской полноты и силы.
Неслучайно идея Зодиака как объединения 12 знаков по три в каждой из четырех стихий и идея дальневосточного календарного цикла как объединения 12 символов в четырех триадах очень близки, хотя и возникли на разных концах Ойкумены независимо друг от друга.
1. М.Элиаде. Миф о вечном возвращении. Москва, 2000, с.229.
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. Москва, 1981, с.265.
3. Эмануэль Сведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. Ст-П., 2000. с.92.
4. М.Элиаде. Миф о вечном возвращении. С.165.
5. Гностики или о «лжеименном знании». Киев, 1997, с.129.
6. В.Фомин. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона, Москва, 1994, с.61.
7. Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. Москва, 1994, с.10,15.
8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, Москва, 1980, с.143.