В рамках этого пространства образуются некоторые мифологические взаимоотношения. Эти мифологические взаимоотношения можно характеризовать как отношения или взаимосвязи, осуществляющиеся по внутренним, смысловым параметрам. Отношения в мифе возможны только тогда, когда все живое и неживое соотносится друг с другом по внутреннему смыслу, обнажая его, определяя свое значение в пространстве и свои функции. Часто бывает так, что все объекты в мифе вообще не делятся на живое или неживое, так как все имеет свой «голос» и свое значение, выраженное во внешнем виде, в словах, в действиях.
Например, и камни, и волки, и птицы могут быть объединены единой качественной «родственной» связью. Обязательно и камни, и волки, и птицы носят на себе черты или признаки друг друга или какого-то общего смысла. Если горы алмазные, то у волков алмазные глаза, а у птиц алмазные клювы. Как волки и птицы, так и горы могут говорить, и обязательно это пространство замкнуто и имеет какое-то значение, нечто такое, что нужно человеку преодолеть или постичь.
Смысл того или иного явления, случая, действия в мифологическом пространстве постигается через смыслы предметов или существ, которые в нем участвуют. По основным, ярко выраженным качествам (словам, действиям) выясняется какой смысл, какое стремление, или какую цель преследует то или иное живое существо; какой смысл несет тот или иной предмет. Например, гриб, может предложить свою помощь человеку, говоря, что он придает сил или разума, необходимых для какого-то основного действия в мифе и т. д.
От обстановки зависит какое-либо событие, так как она подтверждает, осуществляет, создает вокруг некоторую атмосферу при помощи символического значения некоторых ее атрибутов или простых предметов. Значение события может даже изменится от атмосферы, в которой оно происходит. Всегда очень важно обращать внимание на атмосферу, на то, что окружает человека в момент какого-то события. Именно по этим элементам можно всегда определить: какое действие на благо, а какое нет. Например, если рядом с каким-то существом, совершающим внешне добрый поступок, все живое чахнет и умирает, значит существо это не то, за которое себя выдает. Смысл его действий обнаруживается в окружающей его атмосфере (обстановке). Поступок его обманчив и направлен на разрушение существующего единства или разрушение мира в целом.
Смысл в мифологическом пространстве несет все живое и неживое, - явления, существа, стихии, человек, предметы. Основные смыслы мифологического пространства направлены, как правило, на преодоление какой-либо дисгармонии между окружающей средой и человеком. Например, запустение земли и горе прекрасной принцессы, томящейся в заточении, олицетворяющей плодородие этой земли, можно устранить, освободив ее, и тем самым вернуть плодородие земле. Или герой часто отправляется в странствия, чтобы объединить разрозненные царство: небо, землю и подземное царство (как герои «Рамаяны» см. Приложение 5).
В мифологическом пространстве случается только то, что должно случится, все действия направлены на единение с окружающей средой и постижение ее тайного смысла, смысла ее бытия. Знание смысла необходимо для того, чтобы человек не только был единым со средой и сознательно совершал поступки в этом пространстве, но и мог на правах творца участвовать в процессах внутреннего изменения пространства. Например, какой-либо герой объединяет три разрозненных царства или достигает совершенства, обретая всю полноту пространства, объединяясь с ним и олицетворяя какие-то его качества, становясь главным носителем его смысла.
Мифологическое пространство осмыслено и само несет смысл - таким воспринимает его человек «отражая» свое собственное состояние жизни (тождество человека и природы). Пространство некоторым образом нуждается в главном носителе, своего рода символе, держателе основного смысла существования его. Именно поэтому в мифах все пространство говорит и соотносится с человеком. Например, с героями говорят и помогают им в достижении цели и горы, и птицы, и животным, и стихии.
Пространство воспринимается человеком как нечто наделенное собственным сознанием, осмысленным существованием и потому требует некоторый физический облик. Облик предмета или символа недостаточен, так как предмет не может осуществлять полнокровных осмысленных «жизнеспособных» требований пространства и потому ему требуется не предмет, а живое существо. Животные (Серый Волк в русских сказках) и растения носят в мифологическом пространстве характер символический, осмысленный, но не могут полноправно менять и дополнять смыслы пространства. Для этого необходим человек.