Смекни!
smekni.com

Мифология и религиозные культы. Мусические и немусические искусства (стр. 3 из 3)

Главным признаком, позволяющим различать эти ордера, выступает капитель - верхняя часть колонны. В дорическом ордере она имела форму прямоугольной доски (абака) с полукруглой подушкой (эхином). Ионическая капитель украшена волютами (завитками как характерным элементом женской прически). Колонна дорического ордера символизировала мужество, силу. Она соответствовала идеальным пропорциям мужского тела: диаметр колонны относился к высоте как 1 : 6 (у идеального мужчины таким должно быть соотношение между длиной ступни и ростом). Колонна ионического ордера считалась олицетворением женственности и имела пропорции 1 : 8 (с аналогичным телесным соотношением). В дорическом ордере вместо колонн иногда использовались мужские статуи - атланты; в ионическом - женские, кариатиды.

Позднее появился третий ордер - коринфский (по названию города Коринф). В этом ордере еще более усилена идея женственности. Капитель оформлена в виде листьев растения аканф («медвежья лапа»).

Кроме храмов в античной Греции строились дворцы, театры, ипподромы, булевтерии, гимнасии и др. Самые величественные из них располагались в акрополе («верхнем городе»), окруженном мощными стенами.

Греческая скульптура, рассматриваемая некоторыми учеными (О. Шпенглер, А.Ф. Лосев и др.) как наиболее типичное эллинское искусство, начиналась с изображений богов и героев. Огромное значение для ее развития имела идея о том, что олимпийские боги своею красотой намного превосходят человека. На протяжении веков она побуждала к поиску и воплощению телесного совершенства. В эпоху классики появилась скульптура, которая представляла собой математически рассчитанные идеальные пропорции мужского тела («Дорифор» Поликлета). Выдающиеся мастера Фидий, Мирон и др. научились воспроизводить красоту человеческих движений. Решению сложных задач способствовало использование бронзы наряду с хрупким мрамором. Но вплоть до эпохи эллинизма греческая скульптура сохраняет верность изображению типа, а не индивидуальности. Узнать, кого изображает та или иная статуя, можно только благодаря символическим атрибутам и сведениям о том, кому посвящен храм.


Заключение

С IV в. до н.э. происходит перемещение акцентов с возвышенных, серьезных образов на нежные и легкие - процесс, аналогичный движению от дорического ордера к ионическому в архитектуре. Выдающимся представителем нового стиля был Пракситель. Одной из первых обнаженных женских скульптур является изваянная им Афродита Книдская. Лисипп отказался от традиционной для греческой классики фронтальности изображений. Его скульптуры одинаково тщательно отделаны со всех сторон. В дальнейшем происходит эмоциональное насыщение скульптуры. Бесстрастные лица богов и атлетов сменяются экспрессивными изображениями сильных человеческих чувств. Такова, например, скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья, борющиеся со змеями», изваянная Агесандром, Полидором и Афинадором.

От греческой живописи сохранились только рисунки на вазах. Об остальной живописи - настенных росписях - мы знаем по описаниям. Известно, что в архаический период художники пользовались только четырьмя красками: белой, черной, красной и желтой. Этот тетрахроматизм (четырехцветие) был обусловлен материалом и отражал символические цветовые предпочтения эллинской культуры. Живопись классического периода тяготела к иллюзионизму - воспроизведению на полотне полного подобия действительности. Очевидно, живописцы владели приемами перспективы, иначе они не могли бы создать иллюзию реальности.


Список литературы

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1995 г.

2. Любимов Л. Греция и эллинский мир.// Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1980г.

3 Скрипник А.П. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов/ А.П. Скрипник. – М.: Гардарики, 2006.