Смекни!
smekni.com

Мифология и религиозные культы. Мусические и немусические искусства (стр. 1 из 3)

Оглавление

Введение

Глава 1. Мифология и религиозные культы

Глава 2. Мусические и немусические искусства

Заключение

Список литературы


Введение

Из всех культур мира для нас наиболее интересны те, что возникли в Европе. Первостепенную роль в их становлении сыграла древнегреческая, или эллинская, культура. Возникнув на руинах крито-микенской (эгейской) цивилизации, она положила начало римской, а в дальнейшем западноевропейской и православной цивилизациям. В отличие от восточных, формировавшихся в бассейне великих рек, древне - греческая цивилизация была связана с морем. Ее бурная жизнь протекала в период между IX в. до н.э. и V в. н.э. и прошла три периода:

1) архаический - до VII в. до н.э.;

2) классический - до IV в. до н.э.;

3) эллинистический - до конца языческой Античности.

Язык этой культуры - древнегреческий - принадлежит к индоевропейской макросемье ностратических языков; представлен четырьмя основными диалектами: дорийским, ионийским, аттическим и эолийским. Главный массив текстов написан на аттическом диалекте. На его основе в III-II вв. до н.э. сложился общегреческий язык койне.

Важнейшим продуктом внутренней цивилизации является полис - город-государство, возникший в VIII-VII вв. до н.э. Применительно к Элладе внутренняя цивилизация вполне совпадает с тем, что обозначается термином, указывающим на отпечаток, накладываемый на человека жизнью в полисе. Аристотель определил человека как «полисное животное», подразумевая, что самые существ венные свойства люди приобретают в связях друг с другом.

В горизонтальной плоскости полис представлял собой единство семей, родов, фратрий и племен, которые постепенно были преобразованы в территориальные единицы: демы и филы. В вертикальной плоскости родовая аристократия уступила место демократическому общественному устройству, определявшему принадлежность к высшим и низшим по размерам имущества. К архаике восходило деление людей на эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). В VI в. до н.э. была сформирована четырехклассная система, соединявшая военные и имущественные критерии. Каждый класс мог использовать в своем хозяйстве рабов, освобождая себя для политической деятельности. Занимать государственные должности могли только представители первых трех классов, но представителинизшего класса участвовали в избрании должностных лиц, в экклесии (народном собрании) и гелиэе (суде присяжных). Крайним проявлением аттической демократии стал остракизм - ежегодное голосование «черепками», на коих каждый свободный гражданин Афин писал имя человека, которого следует изгнать из города.

Демократичность внутренней цивилизации способствовала резкому повышению роли словесного убеждения и на этой основе бурному развитию риторики и диалектики (логики). Под влиянием демократии у эллинов произошло значительное смещение культуры с эзотерического уровня на экзотерический. Многие культурные продукты стали достоянием демоса, что исключалось в деспотических государствах Востока.

Греческие полисы существенно различались политической культурой: военизированная Спарта была гораздо ближе к принципам организации восточных деспотий, чем демократические Афины. Вершиной политико-правовой культуры Древней Греции можно считать аттическую справедливость зафиксированную в писаном законе и равенстве всех граждан перед ним и поддерживаемую открытым выборным судом.

Полисы были связаны торговлей и непрочными военными союзами. В эллинистический период они утрачивают самостоятельность. Сначала Македония, а затем Рим покоряют греков. Во II в. до н.э. эллинская культура становится частью римской.


Глава 1. Мифология и религиозные культы

Символическим выражением внутренней цивилизации Эллады стала мифология. Она безраздельно господствовала в духовной культуре всего архаического периода. В мифах родственные и властные отношенияния между людьми проецировались на природу. Мифологические образы происходили из верований различных народов, населяющих Элладу и соседние земли. Постепенно из них создается более или менее упорядоченная система. Сакральные существа делятся на три основных класса: древних хтонических богов (Гея-Земля, Уран-Небо, Хаос; Ночь, Мрак, титаны Крон. Океан и др.), олимпийских богов (Зевс, Гера, Деметра, Афина, Афродита и др.) и героев, родившихся от связи между богами и людьми (Ахилл, Геракл, Тесей, Персей и т.п.).

После войны между двумя поколениями богов побежденные титаны были сброшены в мрачный Тартар, а 12 олимпийских богов стали ведущими фигурами эллинской мифологии. Возглавил их Зевс - бог-громовержец, верховный носитель власти, закона и справедливости. Прочие олимпийцы взяли под свою опеку отдельные формы внешней и внутренней цивилизации, а также духовной культуры: Гестия - домашний очаг; Деметра - земледелие; Посейдон - море; Гера - супружескую жизнь; Афродита - любовь; Аполлон - искусство, врачевание и предсказания будущего; Артемида - охоту; Гермес - торговлю; Гефест - подземный огонь и кузнечное дело; Афина - мудрость, науки и ремесла; Дионис - виноделие.

Смена древних хтонических и тератоморфных богов небесными и антропоморфными символизировала существенный сдвиг во внутренней цивилизации. Власть хтонических богов основана на силе, магической способности давать и отнимать жизнь, на связи с Землей-матерью. Олимпийские боги поддерживают свою власть не только силой, но мудростью, законом и справедливостью. В отличие от людей, «жалких однодневок», божества бессмертны. Они похожи на людей, только значительно превосходят их красотой и мудростью. «Прекраснейшая обезьяна, - утверждал философ Гераклит, - отвратительна по сравнению с человеческим родом. Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего». Хотя в конкретных мифологических сюжетах эта мудрость видна далеко не всегда, а в моральном отношении поведение олимпийцев отнюдь не безупречно, сама идея божественного совершенства активизировала стремление людей приблизиться к идеалу.

Особое место в мифологической системе занимал комплекс мифов о титане Прометее. В отношении к людям он играл роль культурного героя. По одной из легенд, он сотворил людей и одарил их многими благами внешней цивилизации и даже собственно культуры: умением строить дома и корабли, производить изделия из глины, кожи, дерева и металла, считать, читать и писать, различать времена года, приносить жертвы богам и угадывать будущее. (Правда, внутренней цивилизации, искусства жить в обществе Прометей людям не дал. В дальнейшем они получили ее от Зевса в виде стыда и справедливости.)

Благодаря предвидению Прометей похитил огонь с Олимпа, чтобы передать его людям. Зевс, ревниво следящий за тем, чтобы на его власть никто не покушался, наказал и Прометея, и человечество. Титан был обречен на вечную муку, прикованный к скале, а людям за блага внешней цивилизации, добытые обманом, пришлось расплачиваться тяжким трудом, болезнями и страданиями.

Мифология стала основой многочисленных религиозных культов. Общеэллинское значение приобрели культы Деметры, Диониса, Аполлона и др. Центром культа Деметры был Элевсин, где проходили элевсинские мистерии (таинства, посвященные гибели и возрождению природы). Мистерии, посвященные Дионису (Вакху), назывались вакханалиями и носили оргиастический характер. В оргиях, которые проводились раз в два года в ночь зимнего солнцестояния в лесистой горной местности близ Киферона, участвовали только женщины - менады или вакханки, изображавшие нимф, вскормивших Диониса, и по ходу действия преображавшиеся в растерзавших его титанов. Опьяненные вином, они доводили себя до экстаза неудержимой стремительной пляской. В таком состоянии совершались спарагмос (разрывание на части жертвенного животного - козленка, ягненка или теленка) и омофагия (поедание его сырого мяса).

Дионисийские мистерии были своеобразной формой теофагии - поедания божественной плоти, поскольку жертвенное животное служило символическим заместителем бога Диониса. Безумие менад, обретаемое миметической игрой, считалось сакральным, снимающим дистанцию между человеческим и божественным.

Культ Аполлона был связан с мантикой - искусством предсказывать будущее. Аполлон - бог света, космической и человеческой гармонии - считался покровителем многих искусств и врачевания.

В повседневной жизни эллинов мантика занимала видное место. Состоятельные люди не предпринимали серьезных действий, не получив предварительно благоприятного прорицания. Место, где давалось предсказание будущего, называлось «оракул». Такое же именование получило и само прорицание. Наиболее известным в Элладе был Дельфийский оракул, расположенный в храме Аполлона. Жрицу этого храма, пифию, усаживали на священный треножник возле расщелины в скале, откуда выделялся ядовитый сернистый газ. По преданию, этот газ представлял собой испарения от трупа погребенного здесь Пифона. Вдыхая пары, пифия входила в экстатическое состояние и начинала «вещать». Храмовый жрец искусно толковал ее слова, достигая порою подлинного совершенства по части загадочности и двусмысленности. Авторитет Дельфийского оракула был очень высок до тех пор, пока его жрецы не стали впадать в очевидную политическую тенденциозность. Окончательно его закрыли в конце IV в. н.э.

Наряду с мантикой культ Аполлона включал в себя катартические (очистительные) ритуалы - священнодействия, освобождающие человека от грязи. Главными причинами осквернения у греков считались кровопролитие и прелюбодеяние.

Поскольку боги были образцами физического совершенства, религиозный культ включал и состязания в силе, ловкости и выносливости. Они проводились в благодарность богам за военную победу, хороший урожай и т.п. или входили в погребальный обряд (тризну) - как память об умершем и способ определения доли наследников. В честь Зевса с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э. регулярно в городе Олимпия устраивались Олимпийские игры. Они состояли из атлетических соревнований (бег, пятиборье, кулачный бой, борьба, панкратий), скачек и гонок колесниц. Участие в играх приравнивалось к священнодействию. Иной формой игрового богослужения стали состязания танцоров, певцов, поэтов. Активное использование соревновательного элемента придало эллинской культуре особо динамичный характер.