Смекни!
smekni.com

Мифология и религия Древнего Египта (стр. 3 из 6)

Уважение к слову, к письму было буквально благоговейным. По сути дела, именно Египет дал человечеству письмо и традиции письменных записей, там же был создан папирус для письма. Составлялись своды законов, писались долговые расписки. В Древнем Египте использовались металлические деньги. Там были созданы прообразы школ, первые сведения о которых датируются III тыс. до н.э. Существовала и своеобразная высшая школа, названная Домом жизни. Здесь обучали главным наукам древности - астрономии, математике, врачеванию. Не менее полезными знаниями считались там волшебство и заклинания.

В Древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера. Астрономам удавалось предсказать затмения (чем ловко пользовались жрецы, устрашавшие ими народ), была высказана догадка о том, что звезды не уходят с небосвода и днем, но их затмевает Солнце. Египетские математики умели вычислять объем шара, значительных успехов достигла медицина: была установлена роль мозга в организме, проводились операции, даже трепанация черепа. Были изобретены первые в истории часы - водяные и солнечные, ниломер - устройство для измерения уровня воды в Ниле, позволяющее предсказать урожай.

Египтяне первыми освоили пчеловодство, догадались хранить зерно в амбарах, изобрели агротехнические приемы интенсивного возделывания почвы, плуг, гончарное колесо, развивали керамическое и ткацкое производство, металлургию. В эпоху Среднего царства египтяне приручили кошку, позже - верблюдов, они разводили антилоп и газелей, с дрессированными гиенами охотились!

1.5 Эллинистический Египет

Египет дважды был завоеван иностранными захватчиками. С VI в. до н.э. до 405 г. до н.э. длился период персидского владычества, а в 332 г. до н.э. здесь установил свою власть Александр Македонский, основавший г. Александрию. Египетские жрецы предпочли объявить его сыном бога. Был установлен культ нового бога - Сераписа. Александрия стала вскоре центром Греко-Восточного мира, крупным портом, центром торговли и науки. В III в. до н.э. там был создан Александрийский Мусейон - центр науки и культуры. В нем были залы для заседаний, столовые и комнаты отдыха для ученых. Приезжая из различных стран, они содержались там за государственный счет. В Александрии работали Архимед, географ Эратосфен. Там же во II в. до н.э. был создан музыкальный инструмент с необычным звучанием - гидравл (водяной орган), был сконструирован гидравлический насос. Александрийский маяк (280 г. до н.э.) стал еще одним из семи чудес света, наряду с пирамидами. В правление Клеопатры, последней царицы Египта (51 - 30 гг. до н.э.) история Древнего Египта завершилась, Египет стал провинцией Древнего Рима.


2. Религия Древнего Египта

Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного и раннерабовладельческого общества.

Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны.

К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня.

Были свойственны для религии древнейших египтян и представления о "священной земле", "матери природы", а также о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, "которые пребывают в воде" и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.

Стихия огня, исходящая из недр земли и опаляющая людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой).

Весь растительный и животный мир был населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных.

Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.

С эпохи родового строя в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ. Полагая, что загробная жизнь есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем.

С телом (Хат) был связан Ка, или "двойник" человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.

Душа же называлась египтянами Ба, и в отношении ее возрения их были очень протеворичивы. Сам иероглиф Ба означал "величественный", "благородный", "могущественный". Считалось, что Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает таинственной способностью становиться телесной и бестелесной по своему желанию.

Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит из чистого эфира, имея способность оставлять гробницу и подниматься в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.

Однако в некоторых текстах имеются указания на то, что иногда она посещала тело в гробнице и была способна оживить его и общаться с ним. Подобно сердцу - Аб - она являлась вместилищем жизни человека.

Существовал в представлении египтян и духовный разум, или дух человека - Ху, имевший вид святящегося неосязаемого образа его тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать над чем-либо) - сила. Очевидно, Сехем человека была персонификацией его жизненной силы. Она следовала за своим земным владельцем на небо.

Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая возле души.

Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются и все остальные сущности человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам.

Египтяне были уверены, что увековечение имени отца является сыновьим долгом.

В эпоху Древнего Царства древний бог воды и растительности Осирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира.

Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных камер и саркофагов, в эпоху Нового Царства и позднее писались уже на свитках папирусов, постепенно образуя дошедшую до нашего времени "Книгу Мертвых" ("Книгу воскресения", или, точнее, "Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу).

Древняя "Книга мертвых", родившаяся из "Текстов пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов саркофагов" (Среднего царства), изменялась на протяжении веков.

Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории.

В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы.

В эпоху Среднего царства, когда политический центр Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный фиванский бог Амон становится верховным государственным богом Египта. И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних культов, так и теперь культ Амона впитал в себя множество местных культов других областей во главе с культом гелиопольского бога Ра, породив тем самым культ единого бога Амон-Ра, создателя мира, изначального верховного бога, прародителя богов.

Уже в эпоху Древнего Царства обоготворение царя достигло апогея.

В эпоху Нового Царства получает совершенное воплощение и развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.

Древние боги природы вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные ветви богов - покровителей Египта, фараона и его власти. Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя.

Но наряду с этими могущественными культами вплоть до христианской эпохи существовал и популярный в простом народе культ фетишей.

С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещенных стрел или лука, соединенного в футляр, ставший священным символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух.