Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего периода предварительного расследования и использовать всю полноту предоставленных ему полномочий для своевременного выявления и предупреждения нарушений законности, прав граждан.
В соответствии с законом (п. 1 ст. 211 УПК) прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации учете заявлений и сообщений о преступлениях. Чтобы эти проверки проводить квалифицированно, прокурору необходимо знать ведомственные нормативные акты, в которых детально расписаны действия по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. Такая регламентация содержится, в частности, в Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90, в указаниях МВД РФ № 1/3782 от 11.08.94,
Обладая властно-распорядительными полномочиями, прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. При этом прокурор в первую очередь должен обращать внимание на постановления, влияющие на движение дела и нарушающие права граждан, например, о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (ст. 116 УПК), о привлечении гражданина в качестве обвиняемого (ст. 144 УПК), об избрании меры пресечения (ст. 92 УПК), о прекращении дела (ст. 209 УПК), о приостановлении предварительного расследования (ст. 195 УПК) и некоторые другие.
Письменные указания прокурора о квалификации преступления (п. 3 ст. 211 УПК) обязательны только для органов дознания (п. 3 ст. 120 УПК); следователи вправе не выполнять подобные указания (ч. 2 ст. 127 УПК).
Давать поручения органам дознания о выполнении отдельных следственных действий целесообразно только тогда, когда это действительно обусловлено необходимостью скорейшего расследования по делу, обеспечения сохранности доказательств, предотвращения возможного сговора подозреваемых, свидетелей.
Поручения должны быть даны в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы у органа дознания было правовое основание выполнять следственные действия по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры и при этом не возникали какие-либо неясности или двусмысленности
Участие прокурора в производстве дознания и предварительного следствия является одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений направленных интересов граждан, оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений и быстрого раскрытия преступлений. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры лично выезжали на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах, а также совершенных в условиях неочевидности и по другим делам о тяжких преступлениях, исходя из конкретной ситуации (п. 1.7 приказа Ген. прокурора РФ № 10 от 21.02.95).
В соответствии со ст. 23 Конст. РФ прокуроры лишены права санкционировать наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку. Ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Порядок обращения в суд за разрешением на проведение оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих это право, определен пост. пленума Верх. Суда РФ № 13 от 24.12.93.
Помимо обыска и отстранения обвиняемого от должности, прокурор санкционирует выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ч. 2 ст. 167 УПК); применение залога (ч. 2 ст. 89 УПК); заключение под стражу (ст. 96 УПК).
Правда, в п. 2 ст. 22 Конституции РФ указано, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Однако в заключительных и переходных положениях Конституции РФ говорится, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок.
Прокурор, получив уголовное дело с обвинительным заключением или постановление о прекращении дела, обнаружив нарушения закона, возвращает его в орган дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
В качестве оснований для возвращения дела на дополнительное расследование чаще всего являются: существенное нарушение норм УПК (например, когда расследование проведено лицами, подлежащими отводу; вместо предварительного следствия, когда оно обязательно, проведено дознание и т. п.), неполнота предварительного расследования, которая не может быть восполнена в судебном заседании, нарушение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту и др.
Указания прокурора о производстве доп. расследования должны быть мотивированными, конкретными, содержать ссылки на нормы УПК, которые были нарушены, предложения о восполнении пробелов в расследовании, о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. д.
Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным ему прокурорам в целях предупреждения незаконных решений при окончании расследования установить обязательную проверку всех уголовных дел, исключить факты приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников. Законность прекращения уголовных дел и приостановления расследования должна проверяться не позднее одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.
Решение прокурора об изъятии дела и передаче его другому должностному лицу или государственному органу должно быть изложено в письменной форме, указанием мотивов передачи дела.
§ 4. Обязательность указаний прокурора
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствий в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном Уголовно-Процессуальным кодексом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК.
Дача указаний прокурором — это процессуальное действие. Его порядок регламентирован п. 3 ст. 211 УПК, который предусматривает оформление данного действия прокурора в письменном виде. Письменная процессуальная форма названного документа, определяющая порядок деятельности органа дознания и следователя по конкретному уголовному делу является гарантией их процессуальной самостоятельности от возможного произвола.
Указания могут быть даны прокурором по любому делу, находящемуся производстве поднадзорного ему органа предварительного расследования. При этом указание может быть дано на любом этапе следствия или дознания, а также в связи с возбуждением уголовного дела.
Прокурором могут быть даны указания по расследуемому делу как общего (о проверке версий, выяснении тех или иных обстоятельств и т. п.), так частного (о выполнении конкретных следственных действий, устранении допущенных нарушений закона и т. п.) характера.
Прокурор самостоятелен в решении всех отнесенных к его компетенции вопросов (в т. ч. и даче указаний) и несет всю полноту ответственности за организацию и осуществление надзора. Отменить его указания может лишь вышестоящий прокурор, решения которого обязательны для нижестоящего прокурора.
Прокурор вправе давать указания, не принимая решения по существу дела, а также формулировать указания в принятом им решении. К примеру, в постановлении об отмене постановления о прекращении дела. В таком случае эти указания будут составной частью данного постановления прокурора.
Установив обязательность указаний прокурора, закон, вместе с тем, выявляет те из них, которые следователь вправе не выполнять, если он с ними не согласен и принес возражения вышестоящему прокурору (ч. 2 ст. 127 УПК). К ним относятся указания прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду (следует понимать — направление дела в суд), о прекращении дела.
Данное положение не распространяется на орган дознания (п. 3 ст. 120 УПК), обжалование которым указаний прокурора, не приостанавливает их исполнения.
Указания прокурора обязательны не только для следователя, но и для начальника следственного отдела, с позицией которого прокурор не связан.
Помимо прокурора, указания органу дознания и следователю могут давать его заместители и помощники при осуществлении ими надзора по поручению прокурора за расследованием конкретного уголовного дела.
Действенность указаний прокурора обеспечивается проверкой их исполнения. Установив, что указание не выполнено, прокурор вправе продлить срок его исполнения либо принять иное решение в пределах своих полномочий.