ГОУ СПО Кунгурское педагогическое училище
Реферат
По предмету Человек и общество
Тема: Наука и мифология
2007
Содержание
Введение
1.Наука
2.Мифология
2.1.Сравнительная мифолог
Заключение
Литература
Введение
Я выбрала эту тему «Наука и мифология», потому что она очень интересно наблюдается и разбирается. Наука и мифология почти схожи между собой. Мифология – это начальный этап человеческого мышления, то же самое и наука – теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящее его существенные стороны в форме и основанные на данных научных исследований.
Наука
Наука – это теоретическая система тезированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследованиях.
Как мы уже видели, длительный период истории человечества располагало в основном лишь предположительными знаниями о мире, - через магию, мифологию и религию, полагаясь на них при принятии значимых решений. Лишь к новому времени успехи европейской науки в познании мира и технической ассоциации, практической деятельности обеспечили ей признание в обществе и высокий статус. Хорошо известно, что религия или астрология располагает своими доказательствами, своими правдоподобия, подлинности своих знаний об объективном мире, что делать их столь устойчивыми и распространенными формами познания окружающей действительности и жизненных ситуации. Приятно под наукой понимать прежде всего сферу человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности.
Отличную особенность собственного научного знания обычно видят в его согласованности с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными. Предполагается, что сначала ученые собирают факты и описывают их, а затем на их основе формируют научное положение и теории, которые, в свою очередь, проверяются на фактах. Однако этот критерий далеко не всегда позволяет отделить науку от не науки. Длительное время, казалось бы , бесспорные факты подтверждали астрологические наблюдения и теорию Птолемея, алхимические опыты. Астрология и магия пользуются не малым спросом и в наше время, а к ним следует присоединить уфологию, т.е. науку о неопознанных летающих объектов, эзотерическое знание о духовных сущностях и т.д. Требуется введение дополнительного критерия для того, чтобы отделять подлинное научное знание от других форм знания.
Наука в высокой оттепели представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя, именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой и нравственностью, между физиками, лириками и т.д. Хотя в научных разработках принято подчеркивать, что наука имеет дело именно с фактами, т.е. с действительными явлениями и процессами, исходное понятие и принципы, которыми оперирует наука, относятся непосредственно к реальному объекту, а к идеальным конструктам, в которых обобщаются эмпирические данные и формируются рационально-логические умозаключения.
Не существует общество вообще, чистой духовности или идеально справедливого правления. Однако, вводя в научное мышление такого рода принципов, ученые отвлекаются от второстепенных и вторичных, несущественных свойств и связей реального мира и выделяют наиболее важные стороны. Это означает, что нельзя прямо соотносит научные конструкты с реальными явлениями и процессами, необходимы те или иные ограничения и допущения, введение промежуточных критериев и дополнительных факторов.
Содержание этих процессов заслуживает более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в главе XVII, где рассматривается культура постиндустриального общества.
Важная проблема в науке – выработка социализированного понятного языка, в максимальной степени фиксирующего свойство, объектов изучения, воспринимаемые как независимые от субъекта. Наука высокой степени представляет собой отделение субъекта от объекта и мышление этого объекта какого-либо ценного значения для наблюдателя. Понятие биологических наук сильно отличается от понятий социологии и социальной психологии.
Именно поэтому, чтобы встать специалистом или просто знающим специалистом, в которой области науки, студент вынужден затратить и мало времени на освоение языка и понятийного состава той или иной дисциплины. Необходимы совместные усилия ученого сообщества для того, чтобы выявить статус науки в дальнейшем эволюции нашего мира. Вопрос об истинной науке важное значение приобретает реализуемость тех или иных научных положений и гипотез. Некоторые научные гипотезы ждут своего подтверждения многие годы, а научная теория высокого уровня подлежат верификации лишь на основе фундаментальных, концептуальных разработок.
Наука представляет собой не только компонент культурного освоения человека внешнего мира, но и части общественного сознания. Она является также и формой производственной деятельности, в силу чего она становится частью совокупностью общественного производства.
Много споров в науке о науке вызывает проблема соотношения науке с социокультурной средой. Важная проблема, на решение которой направлено было много усилий видных ученых за последние десятилетия, состоит в определении того места, которые занимает наука в системе духовного производства этих обществ. Эта проблема культурного контекста науки, охватывающая не только соотношения специфики каждой из цивилизации с универсальным кодом науки, а также и потребность преодоления западной – центристского понимания науки, не оставляющего для восточного аналога значимого социального и гносеологического места. Важнейший прорыв решения этого вопроса был сделан английским ученым Дж. Нидэлгом в многотонном исследовании «наука и цивилизация в Китае». Он провел обширную работу по изучению истории научного знания в Китае.
История науки Востока свидетельствует, что в определенные периоды в каждом из регионов были значительные достижения в математике, медицине, химии, физике, астрологии, географии, оптики, философии, литературе, искусстве и т.д. Научное познание: в науке выделяет эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело, прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с эмпирическими знаниями, которые устанавливаются в результатов объединений и эксперимента.
Теоретическое познание имеет дело более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также тайные объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру, электроны, гены. Среди этих законов – закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д.
Познавательное значение теории очень велико. Они позволяют описывать объяснять изучаемые явления и процессы, высказывать их развития будущего. Например: теория Ньютона или как его называли небесная механика, включающая закон всемирного тяготения.
Научное мышление и современный человек: каждый из нас, будучи даже очень далек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуются плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей. Важнейшие социальные функции науки являются: а) познавательно-объяснительная; б) мировоззренческая; в) прогностическая (прогнозировать следствия таких изменений).
Мифология
Первые попытки рационально истолковать мифы были связаны с пониманием как аллегории. В мифе видели иносказания, поучение, уподобление, намеки. При таком отношении к ним богатство содержание мифов кажется по истине неисчерпаемым. Ярким примером подобного подхода было отношение к мифам основоположника методологии опытного знания Ф.Бекона. В тракте «О мудрости древних» он изложил многие античные мифы и собственные понимания скрытой в них мудрости. Он писал, что она представляет ему «подобной плохо отжатым виноградным гроздьям, из которых хотя и выжито кое-что, однако самая лучшая часть остается и не используется». Подобным уже образом истолковал мифы Гердер. Его взгляды положили начало свойственному уже для романтизма пониманию мифов. Вершины романтической концепции мифов стало учение Шелина.
Шелин делил различные способы изображения на три вида схематическая (общее обозначает особенная), аллегорическая (общее) и символическая (общего и особенного). Мифологию он понимал именно символически, т.е. неиносказательно, не историко-психологически, когда в мифах пытаются найти персонификации и одушевления. Миф для Шелина если что-то и знает, то именно то, о чем в нем идет речь, иными словами, значение мифа совпадает с бытием. Но из подобного понимания следует, что мифотворчество может быть только явлением прошлого. В будущем полагал Шелин, возникает симбиоз науки и мифологии, которая будет создана эпоха в целом. Из сказанного должно быть ясно, что мифология как определение состояния сознание – это не только далекое прошлое духовной культуры.
Мифологию не возможно ограничить рамками первобытного мышления также, как нельзя провести резкие грани между мифом и научным мышлением, в общем. Ведь и то, и другое – мышление, как известно, в марксизме действительности мышления доказывается практикой. Но особенности мифологического мышления является то, что оно совсем не нуждается в доказательствах или в практическом обосновании. Мифология – это начальный этап человеческого мышления. Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм. В состоянии искренней и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждение своей веры. Так, верующие в судьбу склонен видеть предопределенность даже в попытках разубедить его и объяснить случившиеся простым стечением обстоятельств.