“…Апостол Кардэйл начал уже в декабре 1832 года назначать первых должностных лиц… были назначены евангелисты, пастыри, пророки…всем им были разъяснены их должностные задачи. Тем самым, приходы имели такую же организацию, как и в изначальной церкви”.
“В 1847 году Апостолы во всех приходах начали осуществлять запечатления Святым Духом всех душ, которые были к этому готовы… По сей день Отец Небесный чудесно благословил работу Своих Апостолов; дело Божьего избавления будет завершено также через Его Апостолов… Сегодня бок о бок с Первоапостолом Рихардом Фером по всей земле стоят более 200 Апостолов, чтобы привести к завершению дело Божье и запечатлеть Святым Духом также последние души”.
Мы просто посмотрели на официальные высказывания представителей Новоапостольской церкви относительно их собственного места в истории Церкви и в распространении веры. Теперь же посмотрим на некоторые вопросы, касающиеся самого предмета веры. На утверждения теологического характера.
Вот некоторые странные заявления, которые нам предстоит позднее взвесить:
На вопрос, “Кто такой Святой Дух?”, первая половина ответа – чисто христианско-ортодоксальная – “Бог триедин: Отец, Сын и Дух Святой…” Но вот вторая половина ответа выглядит несколько странно: “Дух Святой – обетованная Христом, ниспосланная Богом Отцом – источником всего живого – божественная сила…”
На вопрос, “Каким образом в Новоапостольской церкви становится возможным участие усопших в деяниях Божией милости?” Дается следующий ответ: “Мы знаем, что можем молиться за усопших.(2 Макк 12 : 39-46, Откр 6 : 9-11), чтобы и они были искуплены. По мере восприятия ими исходящего от алтаря милости слова спасения Бог поведет их за Собой, приобщая к своей милости через живых, выступающих в данном случае в качестве представителей усопших. По воскресениям Апостолы совершают для усопших Святое причастие. Трижды в год проводятся особые богослужения , в ходе которых ищущим спасения душам даруются Таинства Церкви Христовой”.
Основные положения новоапостольского вероисповедания зафиксированы в Десяти положениях. Я процитирую три из них:
“Четвертое положение: Я верую в то, что Господь Иисус правит своей церковью через живых апостолов вплоть до своего Пришествия, что Он послал Своих апостолов и посылает их ныне с поручением учить, прощать во имя Его грехи и крестить водою и Духом Святым.
Пятое положение: Я верую, что все служители церкви Христовой избираются и возводятся в свой сан только апостолами и что от апостольского служения Христа должны исходить все дары и силы, с тем, чтобы наделенная ими община становилась читаемым письмом Христовым.
Восьмое положение: Я верую, что крещенные водой для снискания богосыновства должны принять через апостолов Святой Дух, тем самым они будут сопричтены в качестве членов к телу Христову”.
“Через проповедуемое Новоапостольской церковью учение Дух Божий готовит уверовавших людей у обетованному Пришествию Иисуса Христа – Воскресению Первому”.
Вот так же некоторые странные утверждения из церковной, богослужебной практики:
“В случае преднамеренных и продолжающихся, несмотря на предупреждение окружного апостола, действий, противоречащих целям церкви или распоряжениям окружного апостола, прихожанин может быть отлучен от церкви без особых объяснений…”
“Экуменических венчальных богослужений Новоапостольская церковь не проводит”.
“Настоятель общины решает вопрос о приеме в члены церкви с учетом посещения богослужений и веры в учение апостолов”.
Все эти высказывания наводят на серьезные размышления о том, чем же на самом деле является Новоапостольская церковь? После всей рассмотренной информации было бы полезно снова посмотреть на историю, вероучение и структуру Новоапостольской церкви. Снова охватить взглядом то, о чем уже есть кое-какое представление.
Новоапостольская Церковь (НАЦ) ведет начало от своеобразного движения внутри Римско-католической Церкви, которое называлось "католическо-апостольское" и возникло в 30-е годы XIX века в Англии. Основатели этого движения якобы получили "откровение" от Бога, что в самом ближайшем будущем – еще при их жизни произойдет "конец света". Чтобы получить спасение и "царствовать со Христом", учили основатели нового движения, необходимо отказаться от всех, современных им, церковных установлений, которые "исказили чистую апостольскую веру и образ жизни христиан, теперь уже не соответствующий идеалам древней апостольской Церкви". По "откровению" они избрали двенадцать апостолов как руководителей общины и среди них – главного. Все степени священства и церковные должности были упразднены. Вместо них вернули к жизни служения христиан, которые упоминаются в Новом Завете. Среди них – кроме апостолов, пророки, евангелисты, учители и т.д.
К движению присоединились некоторые католические, англиканские и протестантские священнослужители, причем не только из Англии, но и из Германии, Швейцарии, Австрии.
Когда первые, избранные по "откровению", апостолы скончались и ожидаемое пришествие Христа не произошло, община решила подчиниться "Суду Божию" и само-распуститься.
Но часть участников движения не захотела мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего немецкие "апостолы", отделившиеся от англичан еще в 1863 году и основавшие свою общину в Гамбурге. Путем долгих споров и организационных преобразований в 1867 году Новоапостольская церковь окончательно сформировалась. Усилиями сменяющих друг друга "первоапостолов" при четко организованной работе она не только дожила до наших дней, но и окрепла и распространилась настолько, что сегодня имеет последователей в 180 странах, а в Германии занимает третье место по численности – после Лютеранской и Римско-католической Церквей.
1. Главные положения вероучения содержатся в десяти статьях "Новоапостольского Символа веры". Первые три утверждают веру в Пресвятую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и Пресвятого Духа, во святую единую Апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и вечную жизнь. С некоторыми допущениями эти статьи выглядят вполне традиционно. Но со статьи 4-й вводятся новые положения, которые никак не могут быть признаны традиционными христианскими Церквами. Так, утверждается, что "Господь Иисус правит Своей Церковью через живущих апостолов,… которых Он послал и еще посылает". То есть вся полнота духовной власти присваивается руководителям Новоапостольской Церкви – совету двенадцати апостолов и главному апостолу. И далее, в пятом пункте подтверждается, что "все служители в Церкви Христовой выбираются только апостолами".
9-й пункт – самый важный – говорит о конце мира и высоком предназначении последователей НАЦ. Они, подготовленные ко встрече со Христом и названные душами невест, вознесутся ко Господу. Это будет первое Воскресение. На небесах состоится свадьба этих душ со Христом. После чего Христос вместе с этими преображенными душами вернется на землю и учредит Свое Царство мира. Новоапостолы будут править вместе с Ним как цари и священники. После тысячелетнего царствования Христос совершит Страшный Суд, на который предстанут все те, кто не участвовал в первом воскресении, то есть не новоапостолы. Каждый получит по заслугам. На месте старого мира Бог создаст новый, ибо небо и земля исчезнут. На новой земле воцарится Новый Иерусалим, который будет существовать вечно.
В этом видении конца мира (эсхатологии) нет ничего нового. На протяжении столетий некоторые христиане именно так прочитывали Апокалипсис, а идея тысячелетнего Царства Христа на земле (хилиазм) постоянно возникала в умах людей и постоянно осуждалась Церковью. Впервые хилиазм был осужден в 225 году. Затем многократно возрождался в учениях средневековых мистиков. Эта же идея продолжает оставаться привлекательной и для современных сект. Так, например, печально знаменитое Белое братство также проповедует хилиазм. Для сектантского мышления привлекательной является перспектива подтвердить свою избранность – именно с членами их общины Христос будет царствовать на земле. Новоапостолы часто называют себя "последней, завершающей Церковью".
2. Вторым источником учения является Библия. В то же время подчеркивается, что Библия не может заменить апостолов Христовых в качестве проповедников Его учения и дарователей таинств. Только апостолы, ведомые Святым Духом, могут верно истолковать Писание, и свободное чтение Библии верующими не поощряется.
3. Вероучительной книгой для простых верующих является периодически переиздаваемый катехизис "Новоапостольская вера: вопросы и ответы", в которой содержится всё, что необходимо знать верующему.
4. Для священнослужителей есть книга "История Царства", где содержится Новоапостольская оценка всех традиционных христианских Церквей, ни одна из которых не выполнила своего предназначения – привести людей ко спасению. Раскрывается содержание таинств, которых в НАЦ три – Крещение, запечатление Святым Духом и Евхаристия. Больше книг в обиходе Новоапостольской Церкви нет. Нет и духовных учебных заведений, поскольку век апостольский – был веком простоты, а не богословских умствований.
1. Богослужения совершаются каждое воскресенье по образцу простой реформатской службы и сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь, вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола на библейский текст, хор, вторая проповедь, евхаристическая литургия с молитвой "Отче наш", "отпущение грехов", причастие, молитва, благословение, хор.
2. На неделе бывают собрания по частным квартирам. Содержание этих собраний неизвестно.