Смекни!
smekni.com

Новоапостольская Церковь (стр. 1 из 4)

Санкт- Петербургская Евангелическая Богословская

Академия

Реферат

Тема: “Новоапостольская Церковь”.

Предмет: “Сравнительное богословие”

Преподаватель: Архимандрит Августин (Никитин)

Студент: Коптяев Алексей Валентинович,

3 курс, заочное отделение.

Проверил: ______________________

Введение

В начале 90-х, в связи с новым отношением государства к религии, в Архангельске появилось несколько Церквей евангельского течения – в основном пятидесятническо-харизматического направления. Все они открыто и громко стали заявлять о себе и о своей вере в Иисуса Христа. Часто именно это и “вменяют в вину” живым, искренним христианам различных деноменаций, люди нашего безбожного, секулярного общества, а так же многие “холодные христиане”.

Но вот, в это же время, в городе появилась Новоапостольская церковь и повела себя несколько странно, не так как другие евангельские церкви, т.е. они не занимались массовой евангелизацией, а вели себя как-то скрытно. Сначала на них никто не обратил особого внимания, но со временем их тихое поведение стало вызывать недоумение и непонимание среди христиан. Они не шли на общение и вообще, как-то постоянно дистанцировались от всех. А потом до нас дошли слухи о том, что во всем христианском мире к ним неоднозначное отношение: одни считают их нормальной протестантской церковью, тогда как другие – сектой. И только тогда, когда члены нашей церкви стали общаться с людьми из Новоапостольской церкви – встал вопрос: как же нам относиться к этой конгрегации?

Некоторые особенности Новоапостольской церкви

Церковь и ее историческое развитие

Сначала посмотрим на само определение и сущность Церкви, которое дают ей некоторые источники. Даль в своем словаре определяет это понятие следующим образом:

ЦЕРКОВЬ. Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая, православная; - западная, католическая, римская.

Протопресвитер Александр Шмеман в своем курсе лекций по догматическому богословию говорит о Церкви в следующих определениях:

“Церковь в своей основе является соборной и апостольской. О. Сергий Булгаков любил говорить, что свое богословие он черпает из евхаристической Чаши. Богословие есть только раскрытие открываемого Богом человеку в духовном опыте. Но раскрытие это всегда кафолично, как и вся Церковь, и наша жизнь в ней должна быть кафолична. На этом основана наша вера в "соборную" Церковь. Данное слово - греческого происхождения (кафолон) и означает целостность, согласие в целом”.

Иерей Олег Давыденков в своем Катехизисе говорит о Церкви:

“Слово “церковь (экклезия)” происходит от глагола экклезио, что значит “собирать, вызывать”. В древних Афинах “экклесией” называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные, то есть те, кто соответствовал определенным требованиям.

Церковь имеет две стороны — видимую и невидимую, подобно тому, как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств — видимого человеческого и невидимого Божеского. С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой — это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви.

“Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами”.

Эта катехизическая формулировка не может считаться исчерпывающим определением Церкви, поскольку дает лишь внешнее описание того, чтó есть Церковь. Церковь даже в ее земном аспекте невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных организаций, например от церкви ветхозаветной. Основатель христианской Церкви есть Богочеловек, и Он находится в совершенно ином отношении к Своей Церкви, чем все прочие основатели религиозных обществ к созданным ими организациям. Церковь Христова создается не учением, не повелением Господа и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа”.

Естественно, что все эти определения субъективны и не могут претендовать на какой-либо универсализм, но все они отмечают одну основную особенность Церкви Христовой – соборность, кафоличность, единство; несмотря на то, что часто высказывания православных богословов носят несколько исключительный, даже “экстремистский” характер. И все же, единство Церкви – это единство тела Христа!

А что же говорят об этой характерной основной черте Церкви Христовой представители Новоапостольской церкви? Я просто буду их цитировать:

“Изначальная церковь управлялась Апостолами, она была апостольской церковью… При этом они назначали для помощи себе мужей на различные должности. Задачи, связанные с этими должностями, были ограничены по своему объему. Так в Деян.8, можно найти, что передача Духа Святого производилась лишь Апостолами. Упомянутые должностные задачи к тому же могли быть исполнены лишь в полном единении с Апостолами…”

Интересен сам взгляд на раннехристианскую Церковь как на имеющую развитую организационную структуру. Создается впечатление чисто германского порядка. Но если посмотреть на тот же самый процесс несколько с другой точки зрения, то мы можем увидеть совсем иную картину:

“Терминология, использовавшаяся для обозначения христианского движения и его последователей не была заимствована ни из еврейской, ни из греческой религиозной культуры. Основное слово, используемое для обозначения общины –зкклезия ( городское собрание) - было термином из светской сферы. Основанные Павлом церкви не назывались “синагогами”. Не назывались они и тиасои – обычное греческое слово для обозначения культовых и религиозных собраний.

Верующие просто “собирались”, главным образом, в частных домах.(1 Кор 11 : 17; 14 : 23). Фактически, семью и дом можно рассматривать как основную единицу в процессе становления христианства в том или ином городе.

В церкви были свои должности – если их можно назвать таким образом, - в частности, должности епископос (наблюдатель, страж, хранитель), пресбитерос (старший), диаконос (слуга) – все это – светские термины.

Но, во-первых, эти должности всегда понимались как существующие внутри общины верующих и никогда – как надцерковные, независимые от местной церкви или стоящие над ней.

Во-вторых, было бы грубой ошибкой просто отождествлять эти термины с более поздним сакрально-юридическим пониманием церковной должности, звания или сана.

Большинство “руководителей” в ранней церкви – это харизматические фигуры, руководители и вожаки по своей природе, будь то мужчины или женщины”. Да, как же все это контрастирует с выше сказанным.

Но читаем далее: “…в послеапостольскую эпоху епископы были наивысшими должностными лицами церкви и взяли на себя руководство. Они пытались совместно с другими служителями сохранить целостность приходов и обеспечить попечительство над ними… Однако, т.к. не было Апостолов, то никто не был больше вправе от имени Иисуса отпускать грехи, изливать Дух Святой или назначать на церковные должности…”

“Христианизация и привлечение народа к богослужениям осуществлялись главным образом насильственным путем. Поэтому не могло быть и речи о каком-то внутреннем перерождении обращенных в веру.”

“Реформация привела к решительному духовному отмежеванию от папства и его сторонников… Обнадеживающие зачатки обновления религиозной жизни вылились в борьбу вокруг религиозных догм, трактовок и за политическую власть”.

На вопрос, “Какой оценки заслуживают религиозные устремления многих религиозных деятелей Реформации?” (брошюра “Новоапостольская вера: вопросы и ответы”), дается следующий ответ: “Эти устремления отразили тоску благородных человеческих душ по такой вере, степени познания и душевной любви, какие возможны только под влиянием святого Духа. Вместе с тем они остались лишь предтечами последней церкви Христа. Сколь благородными ни были бы их человеческие порывы, они не могли заменить Святого Духа и спасительных сил Иисуса. В результате естественной ограниченности их сил и средств все усилия этих религиозных деятелей остались безуспешными ”.

“Целью Реформации было восстановление чисто библейского христианства, но при этом не было распознано значение апостольства, несущего искупление и приносящего Святой Дух. Не проповедовалось также обетование Иисуса о том, что Он вернется, чтобы Своих у Себе забрать”.

“Во исполнение мольбы и прошения ищущих христиан, Господь дал приходам Апостолов. Первым Апостолом церкви последних дней был Джон Бэйтс Кардэйл из Лондона. Он проявился как Апостол Иисуса 31 октября и 7 ноября 1832года в результате мощных пророчеств. До лета 1835 года Господь таким же образом призвал 12 Апостолов. В пророчествах Дух Святой внес ясность о высоких задачах апостольства. В этом проявилось подтверждение Божье того, что Апостолы, как и в изначальной церкви:

-Являются первыми и наивысшими должностными лицами в деле Божьего избавления.

-Должны назначать других должностных лиц.

-Уполномочены и обладают способностью молитвой и возложением рук изливать Святой Дух”.

Чем же объясняется перерыв в деятельности Апостолов?

“Причиной длительного перерыва в деятельности Апостолов было отношение людей того времени к вере. Иисус предупреждал: “Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься”. (Откр.2:4,5). Говоря о светильнике, Иисус имел ввиду общину с апостольским служением. Наступила ночь, предсказанная Иисусом: “ Приходит ночь, когда никто не может делать”. ( Иоан 9 : 4 )”.