В-третьих, – даже если предположить возможность существования ни во что не верующего человека, то необходимо учитывать еще одно значимое обстоятельство. Нельзя написать содержательную книгу, скажем, по физике или эстетике, не будучи в этой науке специалистом, не изучив ее изнутри, не постигнув на практике ее принципов. То же относится и к духовности. Если светский ученый искренне заявляет, что в своих исследованиях он нейтрален к разным типам духовности (то есть, якобы полностью бездуховен и внерелигиозен), то грош цена его книгам о причине, существе и источниках духовности, вероучений, религий. Ибо тогда он в этой сфере беспомощен, также как слепой в картинной галерее.
Если же религиовед духовен (то есть, на самом деле, он – верующий), то закономерен вопрос – какова его духовность и вера. И почему он их или не осознает, или, зачастую, скрывает? Знание подлинной духовности и веры религиоведа весьма помогает понять цели, мотивации, методы и результаты деятельности лично его или школы, к которой он принадлежит. Хотя очевидно, что по многим специализированным направлениям истории, этнографии, языкознания, культуры, философии, феноменологии, социологии, психологии и иным аспектам религий накоплены весьма интересные, ценные и глубокие научные результаты. Поэтому объективной общей внерелигиозной науки по религиям, вероучениям и сектам нет, и не может быть. Заметное количество работ светского религиоведения является на самом деле реализацией заказов тех или иных религиозных объединений. Делается это или без утайки, или по каким-либо причинам замаскировано.
В содержательной литературе по вопросам вероучений можно выделить несколько групп, в зависимости от религиозной принадлежности авторов:
- вероучение, критика иных вероучений и сектоведение традиционных созидательных религий;
- вероучение, критика иных вероучений и сект представителями протестантских и неопротестантских конфессий;
- обличительная литература людей, порвавших с сектами, или пострадавших от них;
- сектантская миссионерская, критическая, оправдательная, пропагандистская и иная литература;
- светские научные издания по специализированным направлениям.
Отдельную группу составляет заказная спекулятивная псевдонаучная скрытно-религиозная литература, авторы которой стремятся, например, дискредитировать традиционные созидательные религии.
В ходе борьбы с сектантской противоправной деятельностью, а также при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных по религиозным мотивам, иногда у сотрудников внутренних дел возникает необходимость изучения подлинной сектантской литературы, в том числе предназначенной для внутреннего пользования в культе. Это тяжелое и опасное занятие, допустимое только при наличии защитных духовно-психологических мер, заниматься которым допустимо лишь в режиме интенсивной позитивной духовной жизни. Иначе возможно заражение чуждой, враждебной духовностью. Известны печальные случаи, когда ознакомление с учениями деструктивных культов постепенно приводило любопытствующего исследователя к многократному его посвящению в адепта наиболее одиозных из них, и, в итоге, превращало в приверженца не только внешне благообразного эзотеризма, но и демонизма.
Светское религиоведение, стоящее ныне в силу духовно-исторических причин преимущественно на материалистической и атеистической позиции, изучает религии, прежде всего, в их предполагаемом историческом изменении в первобытном обществе, Древнем мире, Средневековье, в Новое и Новейшее время. При этом самостоятельное внутреннее духовное развитие религий и нелинейный генезис (развитие, рост) религиозности накладываются, как на прокрустово ложе, на историю тех или иных социальных процессов и как бы подчиняются им.
Религиоведение сделалось одним из важнейшихразделов и инструментов материализма и атеизма именно в Новое время (так называемый воинствующий материализм). Поэтому можно сказать, что светское религиоведение формируется с XIX века. Хотя те или иные сведения о вероучениях – теологические, эзотерические, оккультно-мистические, философские, исторические, психологические, правовые, социологические и др. – собирались с древнейших времен.
Предметом современного религиоведения, как уже отмечалось ранее, стали преимущественно внешние закономерности возникновения, развития и деятельности религий, их формирования в истории общества, взаимозависимости религий и культур. Ставя себя как бы вне религий, веры и духовности, светское религиоведение исследует их на уровне общества, групп, семьи и личности, не выходя на метауровень сверхбытия.
Религиоведение, в силу специфики предмета своего исследования, изучает закономерности, относящиеся к миру, обществу и человеку, и, поэтому, является комплексной дисциплиной. Это вытекает из коренных свойств религий. Дело в том, что конкретный выбор той или иной религии определяет стратегическую позицию, мотивацию и поведение людей в широком спектре права, закона, власти, свободы, обязанности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести, красоты и т.п.
Оттого, для оправдания тех или иных своих установок, а также исходя из объективных потребностей научного поиска, религиоведение вбирает в себя знания многих теоретических и прикладных наук. В ней можно обнаружить элементы философии, социологии и истории, культурологии, этики, эстетики, психологии, лингвистики, политологии, права, этнологии, медицины, археологии и т.п. Отсюда, религиоведение имеет сложное содержание, строение и структуру.
Все научные школы религиоведения и теологии в качестве одних из ключевых своих категорий по необходимости рассматривают «трансцендентность» (все, выходящее, перешагивающее за пределы), а также «имманентность» (пребывающее внутри, свойство, внутренне присущее предмету). Кроме того, они различают понятия «трансцендентное» (все, выходящее за пределы возможного опыта) и «трансцендентальное» (априорные формы познания и сознания). Даже откровенно материалистические течения в светском религиоведении не могут обойтись без рассмотрения этих применяемых всеми религиями понятий.
И в светском, и в конфессиональном религиоведении существуют разные направления. К главным из них светские религиоведы относят: философию, феноменологию, социологию, психологию, историю и культурологию религий.
Философия религии служит, наряду с феноменологией, единственной методологической основой светского материалистического религиоведения, так как пытается разрабатывать его наиболее общие взгляды и позиции, тем не менее, пренебрегая объективностью духовных явлений и духовности как таковых. Философия всегда интересовалась религией. В свою очередь, развитые религии активно используют достижения философии для более точного описания своей веры. Созревание философии религии, как указывают отечественные религиоведы, происходит с XVII–XIX вв. усилиями нидерландского философа Б. Спинозы (†1677), английского философа Д. Юма (†1776), французского философа П.А. Гольбаха (†1789), немецкого философа И. Канта (†1804), немецкого протестанского теолога и философа Ф. Шлейермахера (†1834), немецких философов И.Г. Фихте (†1814), Ф.В.И. Шеллинга (†1854), Г.В.Ф. Гегеля (†1831), Л.А. Фейербаха (†1872), К. Маркса (†1883), Ф. Энгельса (†1895), Э. Гартмана (†1906), голландского теолога и историка религии К.П. Тиле (†1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (†1855), русского философа В.С. Соловьева (†1900) и др.
Симптоматично, что многочисленные, глубокие, талантливые и яркие представители традиционных созидательных религий, специалисты по философии религии (особенно священнослужители) как бы неведомы для некоторых светских религиоведов. В этом, в частности, наглядно проявляется реальное отсутствие «нейтральности» в их научной и духовно-нравственной позиции.
Упомянем в связи с этим, согласно исторической последовательности, некоторых крупнейших православных философов религии, большинство которых причислено христианской Церковью к лику святых: I век – апостол Иоанн Богослов, Климент Римский; II век. – Игнатий Антиохийский, Иустин Философ, Ириней Лионский; III век. – Ипполит Римский, Киприан Карфагенский; IV век – Макарий Египетский, Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский; V век – Кирилл Александрийский, Августин, Нил Синайский; VI век – Авва Дорофей, Григорий Двоеслов, Варсонофий Великий; VII век. – Софроний, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник, Андрей Критский; VIII век – Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин; IX и X века – Федор Студит, Фотий Константинопольский; XI век – Симеон Новый Богослов; XII век – Феофилакт Болгарский, Петр Дамаскин; XIII век – Фиолипт Филадельфийский; XIV век – Григорий Синаит, Григорий Палама, Нил Квасила; XV век – Симеон Солунский, Марк Ефесский, Нил Сорский; XVI век – Максим Грек; XVII век – Дмитрий Ростовский; XVIII век – Паисий Величковский; XIX век.– Платон и Филарет Московские, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский, Амвросий Оптинский…
Среди многочисленных отечественных представителей философии религии отметим: М. Ломоносова (†1765), св. Тихона Задонского (†1783), Г. Сковороду (†1794), М. Сперанского (†1834), Н. Гоголя (†1852), Ф. Голубинского (†1854), П. Чадаева (†1856), архиеп. Иннокентия Борисова (†1857), И. Киреевского (†1856), А. Хомякова (†1860), Н. Пирогова (†1881), Ф. Достоевского (†1881), К. Леонтьева (†1891), В. Кудрявцева-Платонова (†1891), архиеп. Никанора Бровковича (†1890), Н. Федорова (†1903), С. Трубецкого (†1905), Л. Толстова (†1910), В. Розанова (†1919), Е. Трубецкого (†1920), М. Тареева (†1934), митр. Антония Храповицкого (†1934), В. Несмелова (†1937), П. Флоренского (†1937), Л. Шестова (†1938), Д. Мережковского (†1940), С. Булгакова (†1944), Н. Бердяева (†1948), С. Франка (†1950), В. Зеньковского (†1962), И. Ильина (†1954), Г. Флоровского, И. Мейендорфа, Н. Лосского (†1965), А. Лосева (†1988)…