Смекни!
smekni.com

Области и направления изучения религий (стр. 3 из 5)

В XX веке представители различных философских школ активизируют изучение религии. Толкования религий практически всегда осуществляются религиоведами, исходя из какого-либо доминирующего в их кругах учения – материализма, натурализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма, синергетики, информациологики и т. п.

Объективно в современном религиоведении, как справедливо отмечают сами ученые, имеются проблемные направления, напрямую относящиеся к философии религии:

- особенности попыток философского осмысления религии, философские методы изучения религии и др., а также статус философии религии в общей системе религиозных и иных знаний;

- особенности и структура религиоведческого знания, закономерности его развития, место религиоведения в ряду других наук;

- сущность религии, подходы к ее определению, философское определение религии;

- онтологические основы религии в бытии мира, человечества, этноса, человека и т. д., гносеологические предпосылки религии;

- гносеология и религиозное сознание;

- различные религиозные мировоззрения и верования, понятия, представления, суждения, высказывания, структуры умозаключений, язык религий, учения об объекте поклонения, соотношения этих учений с иными взглядами на основы мира, познания, морали, права и т. д.;

- специфика и содержание религиозной философии – религиозная метафизика и онтология, эпистемология, историософия, антропология, право, этика и др.

Необходимо отметить, что современная материалистическая и эзотерическая философия религии иногда претендует на мировоззренческую и методологическую функции не только в познании различных внешних сторон религий, но даже в попытках вскрытия и объяснения их сущности.

Феноменология религии складывается в XX веке. В ней заметно влияние, например, англо- и франкоязычного философа, историка и оккультиста М. Элиаде (†1986), немецкого философа Э. Гуссерля (†1938) и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (†1976), представителей конфессиональных наук.

Это направление религиоведения наиболее близко подходит к духовным сущностным основам религии. Центральными понятиями феноменологии религии представляются «священное» в отличие от «профанного». Она с точки зрения религиозных значений, мифов и смыслов пытается понять религии, получить их систематическое описание и классификации. В светской феноменологии религии сильно воздействие оккультно-мистичес­ких взглядов на религию, обычно с принижением знаний и опыта традиционных созидательных вероучений. В конфессиональном религиоведении феноменология религии практически сливается с богословием.

Материалистическая и эзотерическая психология религии возникает в конце XIX – начале XX вв. Как обычно, исследователи, открыто принадлежащие к традиционным созидательным религиям, в этой науке упоминаются редко. В этом направлении религиоведения используются общепсихологический и социально-психологический способы изучения религии. Оно ищет психологические закономерности возникновения, развития и действия религиозных явлений, их воздействие на внерелигиозную жизнь личности, групп, общества.

Это направление светского религиоведения базируется на гипотетическом предположении о якобы единственно психологических основах религии. Поэтому, а также исходя из своей специализации, психологию религий интересуют преимущественно психологические аспекты религиозных проявлений. Она изучает специфику религиозно-психоло­ги­чес­ких явлений, присущих личности и группе; опирается на внешние проявления религиозно-психологического опыта. Наряду со стандартными научными технологиями ее представители разрабатывают свои методики исследований религиозности, в том числе с использованием в экспериментах над людьми психотропных и наркотических веществ. Полученным результатам зачастую придается всеобъемлющий характер.

Психологические процессы исследуются, исходя из принадлежности людей к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным объединениям. Для трактовок религиозных явлений привлекаются психологические гипотезы и направления – бихевиоризм, гештальт-психология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманистическая психология, психология самости, трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. Здесь изучается (но, неизбежно, односторонне, как психологический феномен) теоретический и практический опыт самих религий, в первую очередь эзотерических экстатических направлений.

Материалистическая и эзотерическая социология религии, как отмечают религиоведы, возникает в середине XIX века. Основали социологию религии немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (†1920), французский социолог, философ Э. Дюркгейм (†1917), немецкий философ, социолог Г. Зиммель (†1918), немецкий теолог и философ Э. Трельч (†1923). Опять же, православные, исламские и буддийские ученые в этой области светского религиоведения обычно как бы не замечаются. Главным предметом светской материалистической социологии религии является религия как часть общества, общественные основы религии, общественные закономерности; ее возникновение, развитие и функционирование; ее элементы и структура, место, функции и роль в обществе; ее влияние на социальные структуры; специфика обратного влияния последних на рели­гию. В состав материалистической и эзотерической социологии религии входят, прежде всего, описание общественно важных характеристик религии, основных факторов, влияющих на нее в обществе. Это направление религиоведения разрабатывает собственные методики социологических исследований религий (зачастую позволяющие целенаправленно получать «заказные» нужные результаты, например, о религиозной ситуации в России).

Современная история религии критически наследовала многочисленные летописные сведения о религиях. Однако материалистическая и эзотерическая трактовка истории религий в основном базируется на исследованиях, проводившихся с Нового времени. Среди многих историков религий здесь можно отметить православного богослова и историка А.В. Карташова (†1960). Как обычно, исторические исследования, выполненные принадлежащими к традиционным созидательным религиям учеными и священнослужителями, материалистические религиоведы игнорируют.

История религии изучает внешние факты, имеющие отношение к историческому происхождению религии, так называемые ранние формы верований и культов, изменение этнокультурного и иного фона религий, собирает историческую информацию о ранее существовавших и нынешних религиях. Исследования проводятся в рамках всеобщей истории, истории конкретных религий, конфессий или деноминаций, сект, страноведческой истории; привлекается археология и этнография. Религии обычно рассматриваются в контексте развития экономических, социально-политических, государственно-правовых, нравственных и других отношений, истории культуры в целом. Однако внутренняя духовная история религий, весь драматизм духовных исканий, достижений и ошибок, духовной борьбы практически полностью остаются за рамками светского религиоведения.

При изучении религий полезно объективно выявлять и знать источники, историю, сущность и законность их собственных живых преданий, мистических и устных традиций. Весьма часто возникает необходимость познания смежных дисциплин: истории, философии, естествознания и многих иных.

Современное светское атеистическое, эзотерическое и материалистическое религиоведение активно связывает между собой мифологию и религию. Причем обычно представляет первое как универсальную основу второго. Следует подчеркнуть, что это – лишь одна из нескольких разных по существу научных гипотез (предположений).

Действительно, многие языческие религии основаны на мифах (греческое слово, означающее речь, слово, рассказ, повествование, сказание, предание). Мифология состоит из совокупности мифов. В мифах персонажи и события признаются или объективно существовавшими (существующими), или связываются с такими конкретными духовными проблемами, которые невозможно выразить рациональными средствами. Мифология возникла под воздействием духовных потребностей человека в условиях общинно-родового строя как результат коллективного творчества или под влиянием харизматических личностей. Она постигала и моделировала мир с помощью воображения или иносказания, в форме наглядно-чувственных метафоричных образов. В мифах сплавляется разумное, рассудочное, эмоциональное и волевое отношение к миру как к некоему единству. Поэтому в мифах используются все виды творчества.

Известны три формы мифотворчества: в первой утверждается, что существует то, чего на самом деле нет, а во второй, наоборот, считается кажущимся то, что на самом деле существует. Третья форма мифотворчества появилась и активно используется в религиях в связи с объективной потребностью словесного описания реально существующих иррациональных духовных явлений.

Значительное место в мифологическом сознании занимают двойные контрасты типа: «небо – земля», «свет – тьма», «правое – левое», «мужское – женское», «жизнь – смерть», «добро – зло» и пр. Системы мифов в языческих религиях многообразны и строятся на повествованиях о том, «почему», «откуда», «каким образом», «для чего» что-либо возникло. Наиболее распространены легенды о возникновении вселенной (космогонические мифы), о происхождении богов (теогонические), солнца, луны, звезд (астрогонические), человека (антропогонические), рода и его институтов (этногонические), сказания о конце мира, о всеобщем потопе, о душе, о героях, календарные, близнечные мифы и др.