Смекни!
smekni.com

Образ водной нечистой силы в славянской мифологии (стр. 2 из 2)

Иногда Водяного представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и «ластоногого». В других случаях он вполне похож на человека и от обычного «доброго молодца» отличался в основном тем, что с левой полы его одежды постоянно стекала вода. Чаще всего выступает в образе мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове). Водяные соотносятся с черным цветом; им приносили в жертву черного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах черных животных. Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о Водяном сопоставимы с легендой о морском царе, отразившейся в русских былина о Садко.

Народная память сохранила немало рассказов, в которых люди и Водяной сумели поладить. Например, жене Водяного, Русалке, наступил срок разрешиться от бремени и взволнованный муж кинулся на берег - звать прохожую пожилую женщину на помощь жене. Или Водяной из запруженного ручья попросил человека передать его жалобу своему дядьке - Морскому Хозяину. Или пришлые Водяные пытались выдворить из омута его исконного обитателя и опять-таки люди помогли отстоять справедливость…

Эти рассказы хранят для нас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании и мире с природой.


Глава 4

Народная память не изменила старине и празднует русальную неделю, начиная с четверга перед Троицей, которая в разные годы выпадает на разные дни. Вообще, конец мая -начало июня -пора полного пробуждения творческих сил природы, потому и появляются в эту пору девы и жены, посылающие земле плодородие. Водяные девы посылают на землю не только дожди и туманы, но и росы. Вот с утренней влагой, очень важной для созревания посевов, и связаны представления о русалках. В это время женщины в ритуальных играх снимали браслеты и плясали «спустя рукава», как бы превращаясь в русалок, размахивающих руками-крыльями и сеющих дождь. Это был древний танец плодородия, описание которого сохранилось в сказке о Царевне-лягушке. До наших дней сохранились старинные женские браслеты, на которых изображен танец женщин с распущенными рукавами.

С древнейших времен отмечалась эта русальная неделя. Современный исследователь языческих обрядов древних славян академик Б.А. Рыбаков пишет: «Русалии праздновались в начале и конце зимних святок, обрамляя годичные заклинания природы и судьбы молениями о воде, обязательном условии будущего урожая. Русальная неделя, приходившаяся, как показывает славянский календарь IV века, на 19-24 июня и завершавшаяся праздником Ивана Купалы, была главным праздником в честь русалок». Всю неделю, что называют в народе «зелеными святками», шаловливые русалки рыщут по полям, катаются по зеленой ржи, качаются на деревьях, привлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного.

Всю троицкую ночь с березками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц. Встречи с русалкой обычно происходят вечером, ночью, при неверном свете луны, около воды, в лесу. Она показывается, пытается привлечь внимание и исчезает, как бы заманивая. Даже встретившись с ней лицом к лицу, человек лишь иногда успевает разглядеть ее. Она не вступает с человеком в договорные отношения, как леший или водяной, она всегда чужда человеку.

В некоторых украинских поверьях русалки заманивали молодых людей таинственным появлением и исчезновением. Те, которым удалось спастись, рассказывали потом, что простоволосые обнаженные девушки пытались завлечь их в чащу леса привораживающим смехом. Не каждого мужчину русалка станет заманивать. Он должен обязательно понравиться ей. Тогда она может одна или со своими подругами зацеловать и защекотать его до смерти. Своего избранника она губит так, словно совершает некий ритуал любви, может быть, доставляя ему ощущения, каких он не испытывал. По русским преданиям, чтобы избавиться от нападения русалок, надо начертить на земле крест, обвести его окружностью и расположиться внутри образованного круга. Также избежать встречи с русалкой поможет полынь, которую нужно держать в руке. Русалка может выйти замуж за земного мужчину, но брак этот бывает неудачным. У женщин русалки иногда просили одежду. Женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки – венки. Всю Троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок. Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали ее в рожь.

Глава 5

Как известно, русалки – не единственные обитатели водоемов. Они жили в тесном содружестве с другими водными духами:

Разновидностью русалок в некоторых местах, например в Калужской губернии, считались опасные «святочницы». Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребывание их – бани и неосвященные избы. В этой же губернии бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которые набросились на них и стали «колупать». Спаслись они тем, что рассыпали по снегу бусы, которые святочницы бросились подбирать.

Анчутка - злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощники водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.

Лобасты – русалки, живущие в камышах. По поверьям, это дети, умершие некрещеными или девушки–утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой–лобастой.

Болотник – дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена–болотница, дева–утопленница, состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.

Водяница – жена Водяного. Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.

Ичетик – злой дух из рода водяных. Не обладает могучими способностями своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу – посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяницу взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

Бродницы – духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

Дана – славянская богиня воды. Светлолицая девушка–река, напевающая свою журчащую, жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» - «вода», «неня» - «мать») и осталось в названии многих рек (Днепр, Днестр, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время купальских праздников.

Водяные духи, в частности русалки, стали основой литературных, музыкальных, художественных произведений. Знакомясь с этими произведениями, читатели, зрители, слушатели проникаются судьбой этих необычных, трогательных, притягательных и таинственных существ, имя которым – русалки. В народе говорят, что в образе русалок продолжают «жить» на земле утопленницы, проклятые души. Может поэтому образ русалки сложен и загадочен. Он таит в себе все страдания и злоключения ее прошлой жизни.


Заключение

Изучая образ русалки, хочется отметить, что славянская мифология выделяет его из остальных водных духов, и это не удивительно. Во–первых, русалка – самое красивое водное существо, без страшного рыбьего хвоста (по сравнению с представлениями других народов); зачастую она не являлись нечистой силой (в случае, если русалкой становилась крещенная девушка или ребенок). Во–вторых, русалки – это самые одинокие существа, они очень трогательные и, что удивительно, создается иллюзия беззащитности. В–третьих, русалки не являются по своей сути самыми злобными существами, как, например, Водяной или мавки. В–четвертых, именно образ русалки вдохновил немало писателей, поэтов, художников на создание произведений, в центре которых – образ романтичной девушки с печальной судьбой. Думается, что образ русалки будет трогать душу, будить воображение не только современных людей, но и читателей, слушателей, зрителей будущего.


Библиография

1. Мифологический словарь /Гл. ред, Е.М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- 736 с.

2. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия.-СПб.: Азбука, 1998.-560 с.

3. Сайт Интернета «Славянская мифология»