Смекни!
smekni.com

Образ героя в мифологии древних кельтов (на примере ирландских саг) (стр. 2 из 5)

Обширная работа Томаса Роллестона «Мифы, легенды и предания кельтов» представляет собой пространный очерк кельтской мифологии. В своей книге автор сумел не только осветить наиболее важные моменты кельтских преданий, но и охарактеризовать основные моменты собственно кельтской религии, систематизировать и кратко изложить все упоминания и представления о кельтской мифологии в античной литературе.

В отечественной науке ирландская мифология изучалась прежде всего известным кельтологом Сергеем Владимировичем Шкунаевым, переведшим на русский язык огромное количество ирландских саг, написавшим несколько статей по данной тематике. Для данного исследования наиболее полезной (интересной, продуктивной) оказалась статья «Герои и хранители ирландских преданий»[7] , в которой автор характеризует «сращивание»[8] двух традиций ( раннехристианской и языческой, хранителями которой являлись друиды), дается небольшой анализ тех саг, которые приведены в издании.

Кроме того, существует огромное количество сборников мифологий древнего мира, куда включены и кельтские саги[9] . К сожалению, не всегда качество подобных работ соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода литературе. Одним из таковых является сборник «Мифы древнего мира» составителя Н. Г. Фефелова. Информация, приведенная здесь, охватывает далеко не все аспекты ирландских мифов; зачастую она упрощена или искажена.

В настоящее время доступно множество Интернет-сайтов, посвященных ирландской мифологии, однако информация, представленная в них, зачастую обрывочна, противоречива и не содержит ссылок на источники.

В данной работе автору хотелось бы, проанализировав образ героев кельтских преданий, подробнее рассмотреть мифологию древней Ирландии. Какие жизненные ценности были приоритетными для персонажей исследуемого мифологического корпуса? Как они выглядели, какими качествами обладали? Какое место в их жизни занимали семейные отношения и существовали ли таковые вообще (в современном понимании данных слов)? Ответы на заданные вопросы могут помочь понять то, каким древний народ мыслил идеального человека.

Целью работы является анализ образа героя в ирландской мифологии, его основных характеристик и стиля жизни.

Автор ставит перед собой следующие задачи: посмотреть, какова роль семьи на протяжении всей жизни героя; чем была занята его повседневная жизнь, какие взаимоотношения связывали великих с богами; наконец, на примере наиболее яркого и популярного персонажа мифологического корпуса, Кухулина, отследить важнейшие качества, которыми должен обладать объект исследования.

Работа состоит из трех глав. В первой главе автор хотел бы рассмотреть отношения героев со своими родителями, период взросления «великого мужа»; показать роль жены в жизни мужа, ее место в обществе, а также те характеристики, которыми она должна обладать.

Вторая глава посвящена взаимоотношениям с богами и главному занятию в жизни каждого героя – войне, способах и правилах ее ведения.

В третьей главе на примере одного героя рассматриваются основные моменты жизни великих, а также указываются характеристики, которыми должен обладать воин.


Глава 1. Семья в жизни героя

Зачастую родителями у «великих мужей» ирландских саг были волшебные существа из Племен богини Дану, этим объяснялась невероятная сила, красота, храбрость и удачливость воина. С самого своего рождения он выделен среди остальной массы королевства, ему предопределено совершить множество подвигов. Однако божественное происхождение одного из родителей не являлось обязательным условием для рождения будущего непобедимого и неустрашимого героя. Так, король Улада Конхобар был зачат смертными и воспитан ими же, хотя являлся одним из великих героев своего времени.

В идеале после рождения мальчик воспитывался отцом и матерью (если оба смертные), готовясь стать преемником отца, воином и государственным мужем. Отец героя обязательно занимал высокое положение в обществе, был приближенным к королю, советником и могучим воином.

Иногда мальчик рос не с родителями, и причин этому могло быть несколько. Например, если отец ребенка был сидом, то сын воспитывался среди людей смертной матерью. Еще один вариант: сразу после появления на свет героя отец и мать были убиты. Тогда ребенка на воспитание мог взять любой из приближенных к королю аристократов (это считалось делом чести – не дать мальчику погибнуть), разумеется, с согласия правителя, или же друиды. Если после смерти отца мать ребенка вновь «брали в жены», мальчика так же могли отдать на воспитание друидам. Основные функции родителей – помочь ребенку выжить, женить его, сохранить и, по возможности, умножить его будущее наследство. Профессия ребенка предопределена с самого рождения – он, как и его отец (опекун), будет великим и могучим воином. Роль родителей в воспитании и образовании ребенка была невелика, чаще всего этот аспект жизни героя обеспечивал король, назначая мальчику учителей и приглашая в свою резиденцию, где паренек обучался вместе со своими сверстниками. С этого момента в жизни героя фигура родителей редко появляется на страницах саг. Исключением является ситуация, когда сын и отец вместе служат при дворе короля, но в этом случае их отношения трансформируются из «отцовско-сыновних» в «соратническо–партнерские».

Военному искусству, знаниям жрецов и другим необходимым знаниям ребенка начинали обучать в семь лет. Совершеннолетним же он становился только тогда, когда «брал в руки меч мужа». Решение о том, что пришло время для инициации, принимал один из его наставников. Он посылал юношу к королю, и, если правитель был согласен с решением учителя, молодой человек выбирал себе оружие среди предоставленного ему королем.

Одним из самых важных этапов в жизни героя являлась женитьба. Считалось, что в своих потомках великий может возродиться. Умереть неженатым и бездетным – значит полностью прекратить свое существование, без надежды на реинкарнацию. К холостым мужчинам относились с недоверием, и в первую очередь соратники героев, опасаясь за свою честь. Ведь, будучи свободным, герой является потенциальным соблазнителем их жен и дочерей: «Задумались тогда улады, как быть им с Кухулином, ибо уж слишком любили его их жены и дочери, а юноша в то время еще не выбрал себе жену. Решили они, что надо найти девушку, к которой посватался бы Кухулин, ибо думали улады, что, имея добрую и заботливую жену, не станет он соблазнять их дочерей и женщин»[10].

Будущая жена должна была быть красивой, мудрой и невинной, умело вести хозяйство, хорошо петь и говорить. Красота имела первоочередное значение, так, в саге «Сватовство к Луайне и смерть Атирне» девушка умерла от стыда и позора, когда отвергнутые ею поэты изуродовали ее лицо, спев глам дицин (песнь поношения, от которой на лице возникали волдыри).

Вопрос о сватовстве решают отец девушки и будущий муж, мнение невесты не имеет веса. В сагах встречаются ситуации, когда девушка, не соглашаясь с выбором отца, сбегает из дома со своим возлюбленным. Например, в саге «Преследование Диармайда и Грайне» юная Грайне, просватанная за престарелого Финна, влюбляется в прекрасного фения Диармайда и сбегает с ним[11] . Влюбленные скрываются от погони у Мак Ока, бога любви и юности у ирландцев. Примечательно, что погоню устраивает не отец девушки, а сам жених, Финн. Виновным за преступление считается Диармайд, укравший девушку и тем самым нанесший ощутимый удар по чести обманутого жениха. Финн прощает влюбленных, но несколько лет спустя подстраивает смерть соперника, сознательно не донеся до смертельно раненого Диармайда целебную воду, и берет в жены Грейне. Эта сага, посвященная теме любви, повлияет на создание легенды о Тристане и Изольде.

Выкуп назначает сама невеста или ее отец: герой должен совершить ряд подвигов, чтобы доказать, что он достоин своей будущей жены. Например, в саге «Сватовство к Эмер» Кухулину велено поразить сто воинов у каждого брода от Ат Скене Менд до Банкуинг Бреа Фейдельма; убить двадцать семь мужчин с одного удара, да так, чтобы три из них остались в живых.

Обязанности жены «великого мужа» - вести хозяйство и рожать детей. Прав у женщин, разумеется, было меньше, чем у мужчин, ведь они не являлись воинами, не защищали свое королевство, не добывали еду. Более того, для женщины неестественно браться за оружие в каких бы то ни было обстоятельствах, это прерогатива мужчин. Так, в саге «Болезнь Кухулина» Фанд, любовница Кухулина, увидев жену последнего Эмер с оружием в руках, говорит : « Подобны свирепым воинам, устремляющимся в бой, эти прекрасные женщины. Вижу я, это – Эмер, дочь Форгала. Изменила она свой пол и нрав»[12]. Изменила свой пол – значит, взяв оружие в руки, занявшись неженским делом, а именно войной, временно стала мужчиной. Идеал женского образа – потрясающей красоты женщина с голубыми глазами и светлыми волосами, умная, добрая, «чистая», покорная и хозяйственная. Она обязательно достойна своего мужа, являясь практически идеальной женщиной, женой, подругой, матерью и помошницей.

В то время как жена занимается хозяйством и растит потомство, супруг обеспечивает семью, а именно : охотится, воюет ( колоссальный источник доходов в виде трофеев), защищает свой дом.

Большую часть жизни герой проводит в походах, совершая великие подвиги. Видятся они редко, следствием являются частые измены. Впрочем, эта тема затрагивалась только в контексте походов и деяний героя, поэтому в сагах мы встречаем упоминания лишь о мужских прелюбодеяниях. Насколько в преданиях огромна актуальность темы женитьбы, настолько же тема супружеских отношений была неактуальна.