Смекни!
smekni.com

Образ героя в мифологии древних кельтов (на примере ирландских саг) (стр. 3 из 5)

Сложно сказать, любили ли супруги друг друга. В современном понимании этого слова, конечно же, нет. Тем не менее упоминания о высоких чувствах встречаются неоднократно, например, в саге « Сватовство к Эмер» : «… Честью своей и жизнью клянусь,- сказала Эмер,- что полюбила я Кухулина…»[13]. Но, с другой стороны, проявлений любви зафиксировано мало, одним из них является ревность жены, когда она узнает об измене мужа. Но в большей степени супруга гневается, чем ревнует, досадуя на то, что своим поведением изменник позорит ее перед соседями.

Муж редко вмешивается в дела жены, в то время как та часто оказывает помощь своему супругу.

Безусловно, семья была патриархальной, ее главой являлся мужчина, именно отцовское имя или имя мужа чаще всего использовались для идентификации человека, как то: «Фергус, сын Ройга», «Сетанта, сын Суалтама», «Сохт, сын Фитала», «Эмер, жена Кухулина». Но случались и варианты: «Конхобар, сын Несс (Несс – мать Конхобара, королева Улада). Для героя женщина не являлась лишь обязательным условием для продолжения рода. В зависимости от того, насколько высок ее статус в глазах мужа, она могла последним даже манипулировать, заставляя его выполнять свои прихоти. Супруга у героя могла быть только одна, во всяком случае, в сагах мы не встречаем упоминание о нескольких женах сразу у одного человека. Не исключено, что это является результатом «цензуры» христианских монахов.

Статус женщин в ирландской мифологии довольно высок. Медб, супруга короля Коннахта Айлиля, если не единолично, то, по крайней мере, наравне с мужем правит страной. Герои обучаются у женщин не только мудрости, но и искусству военных действий. Так, в саге «Сватовство к Эмер» Кухулин обучается всем боевым приемам у двух королев – Скатах и Айфе.

Рождение детей мало что меняет в жизни великого. Именно он дает ребенку имя, но, точно так же, как и его родители (опекуны) когда-то, он практически не обращает внимания на ребенка. Сын героя-предводителя служит отцу наравне с другими воинами, родитель совершенно никак его не выделяет, и без уточняющих фраз, например, «его сын, Ойсин», определить, что перед нами фигурирует отпрыск короля, практически невозможно.

Хотелось бы сказать, что на протяжении всей жизни героя семья не являлась одной из главных ценностей великого. Жены сменяли одна другую, отношения с детьми не представляли особого интереса, встречи с родителями происходили редко. Ничего не менялось и в старости, до которой, впрочем, герой доживал редко.

Глава 2. Отношения с богами и самый важный аспект жизни «великого»

Прежде чем начать разговор о взаимоотношениях героев и богов из Племен Богини Дану, следует выяснить, не являлись ли для кельтов сами герои божественными существами?

Ведь в мифах, несмотря на официальное почитание Туата Де Дананн, установленное королем Ирландии Эремоном, наиболее ранние цари и герои древней страны обращались со своими богами свободно, если не сказать фамильярно. Так, верховный король Эрин (древнее название Ирландии) Эохайд считался наиболее подходящим поклонником для богини Этайн и смог отвергнуть притязательства бога Мидира. А современники Эохайда, например, король Ольстера Конхобар и его верный вассал Кухулин, оказывались неоднократно вовлеченными в любовные интриги и военные подвиги сидов.

Все персонажи времени правления Конхобара, по утверждению ирландских преданий, жили в самом начале христианской эры. Однако большинство исследователей считают, что это позднейшие интерполяции христианских монахов; на самом деле легендарными персонажами кельтских мифов являются не реальные люди, а боги. Были ли правитель Конхобар и его воины, Финн и фении реальными людьми, жившими в глубокой древности, или же богами, со временем утратившими свой божественный статус? На этот вопрос нельзя дать точного ответа, но, обратившись к преданиям, мы видим, что, даже если они были людьми, в жилах большинства из них текла кровь Племен Богини Дану. Например, Кухулин, величайший герой Ольстера, с материнской стороны был внуком Дагды (бог грозы, молнии и дождей, хозяин котла изобилия), а отцом его, по преданию, был сам Луг Длинные Руки (бог солнца). Не менее высокое и знатное происхождение имели и все прочие центральные персонажи.

Теперь нетрудно понять, почему «не только сыны богов благосклонно взирали на дочерей смертных и находили их прекрасными и достойными своей любви, но и бессмертные богини не отличались излишней гордыней и нередко заключали браки со смертными мужами»[14].

Возникает и еще один вопрос: как простые смертные, Сыновья Миля, смогли не только победить Туата Де Дананн, но и заставить их уйти в потусторонний мир? «Побежденные и разгромленные, боги уныло скрылись в подземном царстве, оставив землю во владение захватчикам»[15].

Скорее всего, изначально Сыновья также являлись божествами и обладали сверхъестественной силой. Однако монахи, записывавшие данные предания, были осведомлены о том, что пишут «настоящую историю» Ирландии. Они не могли допустить даже намеков на божественное происхождение жителей Эрин. Результатом явилась очередная «корректировка» событий и особенно персонажей, в них участвовавших.

Итак, герои являлись полубожественными существами, и вполне естественно, что они общались с богами практически на равных. Они женились на них. Например, Ойсин, сын великого героя Финна, стал мужем богини Ниав и уехал в Страну Юных, туда, где обитали изгнанные сиды.По преданиям, женой короля Ирландии Эохайда была Сида по имени Мрнгфинд.

Они ослушивались их. Так, Кухулин не только отказался от помощи Морриган, великой богини войны, но и смог победить ее в саге «Похищение быка из Куальгне».

Они дружили с ними. Морриган просила Кухулина исцелить ее раны, и великий герой согласился, после чего богиня подружилась с ним и стала помогать ему во всем. За предсказаниями, помощью и советами обращались прежде всего к друидам, поэтам и бардам. В преданиях нет упоминаний о жертвоприношениях богам или о каких-либо ритуалах, свидетельствующих о почитании героями Туата Де Дананн.

В целом герои и боги общались друг с другом на равных, первые едва ли не превосходили по силе и могуществу вторых, храбро сражаясь с врагами на поле боя.

Основным и главным занятием в жизни героя являлась война, будучи способом защиты, источником богатства, показателем величия, возможностью проявить наилучшие качества. Герой – прежде всего воин, храбрец, образец мужества, силы и отваги. Мифы рассказывались друидами в первую очередь для короля и его воинства. Подвиги, свершаемые великими и невозможные в реальности, должны были служить стимулом к определенному роду действий, героическая смерть персонажей на поле боя – способом преодоления страха. Нужно было пробудить чувство презрения к смерти, одновременно поощряя ратные подвиги. Военные действия и великие воины, фигурировавшие в сагах, являлись образцом для подражания.

Количество совершенных подвигов и убитых врагов определяло статус героя и его положение в обществе: «Любимым же делом собравшихся воинов было похваляться своими победами и подвигами. Чтобы подтвердить свои рассказы, они приносили с собой в карманах отрезанные концы языков всех убитых ими врагов; многие же, чтобы увеличить число, еще прибавляли к ним языки четвероногих. И начиналась похвальба, причем каждый говорил по очереди. Но при этом бывало вот что. У каждого воина сбоку висел меч, и, если воин лгал, острие его меча обращалось против него. Так меч был порукою правдивости воина»[16]. Конечно, происхождение тоже играло определенную роль, и, если ты сын самого Конхобара, но никчемен в сражениях, уважения тебе не дождаться. Впрочем, дети великих воинов не могли быть слабы в битвах по определению.

Главным богатством и источником пропитания короля, его воинов и вообще всего народа являлись стада одомашненных животных. Этих последних нужно было защищать от посягательств соседних королевств. Именно такой защите и посвящена одна из центральных повестей уладского цикла и вообще ирландских мифов – «Похищение быка из Куальнге». Воины являлись основой армии короля, свидетельством его власти, силы и могущества. Герои обязаны были сражаться за своего предводителя; малейший намек на то, что воин струсил или пытается уклониться от битвы, оборачивался позором и потерей чести.

Однако герои не обязательно являлись воинами короля, иногда они существовали самостоятельно и даже боролись против правителя, объединяясь в военные сообщества наподобие дружин. Один из ярчайших примеров такой дружины мы находим в мифологическом цикле, посвященном Финну. Это фении, небольшая независимая военная дружина воинов, живших в лесах и занимавшихся разбоем и охотой. Они были настолько сильны и могущественны, что сумели обложить данью даже верховного короля Ирландии.

Хочется отметить, что крупномасштабных военных действий практически не было, в основном описывалась битва героев один на один, либо сражение одного воина против нескольких. Воин часто воюет на колеснице, которая к тому же являлась основным способом передвижения.

В битве с врагом герой должен быть честен, отважен и непримирим. Сцены боя достаточно подробны, есть описания техники боя и степени нанесения ран. Одна из самых распространенных смертей – отрубание головы. Именно такой вид гибели, по-видимому, являлся окончательным и бесповоротным на взгляд кельтов, так как после иных смертельных ран герой все же оставался живым. Впрочем, даже после отрубания голова могла говорить, например, голова приемного отца Кухулина в предании «Похищение быка из Куальнге»: «И случилось так, что поднялся на дыбы Серый из Махи и поскакал прочь от Эмайн, а щит Суалтайма выскользнул из его рук и краем своим отрубил ему голову. Тогда повернула лошадь обратно к Эмайн, и на спине ее лежал щит с головой Суалтайма. Вновь молвила голова: