За основу произведений этой разновидности взяты кельтские мифологические предания, и не случайно. Основателем и создателем классического произведения эпического фэнтези является Дж. Р. Р. Толкин, долгое время увлекавшийся кельтскими мифами и подробно их изучавший.
Как следствие, его книги (а позже и целый жанр) имеют много общего с мифологической традицией кельтов.
За основу берется непрекращающаяся борьба главных героев с врагами (чаще всего эти враги являются олицетоврением зла). Героям помогают старые волшебники, имеющие много сходства с друидами, обладающие необходимыми знаниями для того, чтобы победить врагов. Также в произведениях присутствуют магические существа, помогающие людям или, наоборот, вредящие им. Это хоббиты, гномы, эльфы. Совсем как сиды, они живут рядом с людьми, но редко с последними пересекаются.
Даже пейзаж в выдуманных «фэнтези» - мирах во многом схож с пейзажем ирландских мифов – это равнинная местность с холмами, реками и недалеко расположенным морем.
Это значит, что интерес к кельтской мифологии не только не угас с годами, мифы кельтов не забыты в современном мире. Наоборот, своими красотой и эпичностью они вдохновляют многих авторов на создание произведений, отчасти копирующих сами саги.
Мифология каждого народа по-своему уникальна, обладает присущими только ей определенными качествами, характеризующими ее носителей.
Говоря о кельтской мифологии, мы вспоминаем прежде всего сидов, великих богов Луга и Мананнана и не менее великих героев, короля Артура и его отважных соратников.
Образ кельтского героя, ирландского героя прочно вошел в сознание европейцев, явившись прототипом для создания многих художественных произведений. Этого бесстрашного, гордого, могущественного и мудрого человека, на самом деле являвшегося полубогом; человеком, жизнью которого была война, судьба которого предначертала ему много захватывающих приключений, неожиданных событий, огромных потерь и великих свершений. Не проявляя лишних эмоций в отношениях с дамами, они, не стыдясь, плакали при потере друга на поле боя; сражались с богами и в одиночку спасали целые страны от разрушений.
Обобщая, хотелось бы еще раз вспомнить о том, что в сагах крайне мало места уделено отношениям между героем и его семьей, последняя была крайне незначительна для «великого». Полубожество, равное сидам, он выделялся среди людей прежде всего своей способностью воевать, и именно этот последний аспект его жизни являлся ключевым. Герой мог быть холост, мог расти без родителей, мог не быть предан королю и необязательно должен был быть красив; его родителями могли являться обычные смертные. Но он обязательно должен был быть могучим воином, убить огромное количество врагов. Способность биться с врагами была определяющей, в ирландских сагах герой никогда не был хилым и никогда не боялся сражений.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания. Пер с англ. А. И. Володарской. – Екатеринбург, 2005.
2. Мифы древнего мира. Мифы, легенды, сказания. Сост. И. Г. Фефелова. – СПб., 2001.
3. Предания и мифы средневековой Ирландии. Сост., пер. и вступит. ст. С.В. Шкунаева. – М., 1991.
Литература:
4.Мифология древнего мира. – М.: Белфакс, 2002.
5.Мифы древнего мира / сост. Н. Г. Фефелова. – СПб., 2001.
6.Биркхан Г. Кельты: история и культура.- М., 2007.
7.Гюйонварх К.Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. - СПб., 2001.
8.Диллон М., Чедвик Н. К. Кельтские королевства. – СПб., 2002.
9. Леру Ф. Друиды. - СПб., 2000.
10.Низамиддинов Д. Н. Мифологическая культура: уч. пособие. – М., 1993.
11.Подгаец А. М., Дубровина М. Б. Кельты: что мы знаем о них? уч. пособие. – Пермь, 1998.
12.Смирнов А. И. Древнеирландский эпос // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 8. Ирландские саги. Ирландский эпос. – М., 1973.
13. Шкунаев С. В. Кельтский миф в саге о короле Конайре // Вестник древней истории. – 1984. - № 3. – С. 24-29.
14. Энциклопедия мифологии древнего мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://godsbay.ru/celts/, свободный.
Справочные и информационные издания:
15. Кельтская мифология: энциклопедия. – М., 2003.
16. Новая Иллюстрированная Энциклопедия, том 8. - М., 2003.
[1] Кельтская мифология: Энциклопедия. М., 2002. С. 8.
[2] Гюйонварх К.Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gyuyon/01.php, свободный.
[3]Новая Иллюстрированная Энциклопедия, том 8. М, 2003. С.183.
[4] Диллон М., Чедвик Н. К. Кельтские королевства. СПб, 2002. С.46.
[5] Там же. С. 55 .
[6] Леру Ф. Друиды. СПб, 2000. С. 33.
[7] Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991.
[8] Там же. С. 12.
[9] Мифы древнего мира. Мифы, легенды, сказания. СПб, 2001.
1 Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/emer.htm, свободный.
1 Преследование Диармайда и Грайне // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 8. Исландские саги. Ирландский эпос. М.,1973.
[12]Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/emer.htm, свободный.
[13]Там же.
[14] Кельтская мифология: Энциклопедия. М., 2002. С. 171.
[15] Кельтская мифология: энциклопедия. М, 2003. С. 131.
[16] Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/, свободный.
[17] Похищение быка из Куальнге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fflmsu.by.ru/txt/Pohischenie_Byka_iz_Kual'nge.doc, свободный.
[18]Кельтская мифология: Энциклопедия. М., 2002. С. 126.
[19]Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/, свободный.
[20]Кельтская мифология: Энциклопедия. М., 2002. С. 173.
[21][21] Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/, свободный.
[22]Похищение быка из Куальнге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fflmsu.by.ru/txt/Pohischenie_Byka_iz_Kual'nge.doc, свободный.
[23]Диллон М., Чедвик Н. Кельтские королевства. СПб, 2002. С. 70.
[24] Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aquavitae.narod.ru/irelandbiblio/emer.htm, свободный.