Та или иная вера является духовной основой каждой религии (и соответствующего ей объединения). Любая религия состоит из двух своих составляющих: внешней и внутренней. Внешняя составляющая представляет собой некую инфраструктуру, предназначенную для существования религии в мире, государстве, социальной среде. Внутренняя составляющая – для религии основная, это специфическая духовная жизнь, основанная на единстве личной веры адептов и сильно влияющая на внешнюю составляющую.
Однако внерелигиозный человек способен подмечать лишь внешнюю из этих двух составляющих. Поэтому для него действия религиозных структур зачастую как бы лишены логики, он не способен уразуметь подлинных мотивов действий верующих. Возникает кажущийся парадокс, когда сатанист понимает, например, православного глубже, чем духовно неразвитый, но добропорядочный атеист. Сотрудник органов внутренних дел при контактах с верующими должен не забывать об этой особенности.
Главнейшим внутренним свойством каждой религии является единство ее веры и ее духа. Все члены любого конкретного религиозного объединения, принадлежащие к одной религии, имеют одну единую общую веру и одного общего духа. Иначе внутри религии неизбежны раздоры и последующие расколы. Это коренное свойство имеют любые религии без исключений, даже те, которые заявляют о своей якобы универсальности.
В связи с этим полезно помнить о двух особых случаях веры и основанных на них двух специфических религиях в огромном множестве различных религии. Первый – отрицание самой себя (атеизм). Второй – утверждение, что якобы любые веры и религии, каждая своим путем, ведут к истине или равноценным истинам. В последнем случае, в учрежденных на такой вере религиозных объединениях, обычно нельзя говорить о самой возможности существования единственной Истины.
Большинство специалистов по религиям понимают под термином «религия» связь человека с Богом или с так называемыми богами (духами, идолами) – объектами поклонения. Тогда, в общем смысле, религия – организационно, духовно, молитвенно и обрядово оформленная связь (союз) религиозного объединения с тем или иным объектом поклонения.
Индоевропейские языки не имеют общего слова для обозначения религии (латинское – religio). Этому латинскому термину сравнительное языковедение предлагает несколько вариантов его первоначального значения. Широко признаны определения римского мыслителя Цицерона (106 – 43 до н. э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250 – после 325). Цицерон производил это слово от латинского relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться, и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, относящегося к такому почитанию. Лактанций думал, что слово religio возникло из латинского глагола religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать – что в религии означает соединение с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.
В русских словарях имеется несколько переводов слова religio: 1) благочестие, набожность, святыня, предмет культа[1]; 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи[2]. В то же время в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко приводятся и иные значения: совестливое отношение к чему-либо – 1) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе, религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ[3].
В других культурах специалисты отмечают иные исходные обозначения явлений, именуемых латинским religio. В древнегреческом языке эквивалентом religio является слово, первоначально обозначавшее обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов, а затем ставшее наименованием единства, совокупности верований и культовой практики[4]. В санскрите аналог понятие religio – dharma (от арийского dhar – утверждать, поддерживать, защищать). Оно обозначает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Обычно это слово подразумевает совокупность правил, регулирующих образ жизни. Кроме того, употребляется санскритское moksa, что означает стремление оставить повседневную жизнь, вознестись над круговоротом бытия, освободиться от цепи рождений и смертей. В исламе используется название din, первоначально означавшее власть – подчинение, обычаи. Впоследствии оно стало пониматься в смысле безусловности подчинения Аллаху и Его беспредельной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Постепенно din стало обозначать: иман (араб. вера), ислам (араб. покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (от араб. истовость, совестливость, чистосердечие, искренность веры). В китайском языке для обозначения европейского понятия «религия», используется имя сhiао – учение. В старославянском языке, как уже отмечалось, применялись слова «вера», «верство», «верованье», а в русском языке слово «религия» достаточно устойчиво встречается с начала XVIII века. Ныне насчитывают свыше 250 определений религии.
В настоящем пособии под религией понимается (в рамках терминологии религиозной философии) комплекс или инфраструктура сродных устойчиво и организованно взаимодействующих существ, предметов и явлений: духовного мира; духовности; своей единой веры; адептов; своего единого вероучения (включая культовую практику), структуры управления, правил, имущества.
В случае истинной веры и истинного вероучения, также и религия является истинной, а, в случае ложности веры и вероучения, – правдоподобной или откровенно ложной псевдорелигией. Соответственно, возникает проблема выбора критериев (признаков) истинности и ложности.
Например, православное вероучение утверждает, что есть единственный Дух Истины и есть многочисленные духи лжи. Тогда, соответственно, ложная религия (псевдорелигия) означает связь человека с духами лжи, бесами. Недаром русский язык определяет человека, находящегося в сильном негативном духовно-психическом состоянии, как сбесившегося или осатаневшего. Ислам в этом вопросе занимает практически ту же позицию.
Человеческий ум порождает массу мнений и гипотез, в том числе о вере и духовности. Критически относящаяся к вере религиозная философия отмечает наличие феноменов мысли рационально знающей и мысли познающей, которые создают всяческие искусственные объекты поклонения. Но, как утверждают все религии, существует еще мысль верующая, решительно отличающаяся от первых двух. Например, в главной для всех христиан священной книге – Новом Завете апостол Павел пишет: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2.6 -16.). Весьма близкие взгляды на этот вопрос (о верующей мысли) у мусульман, буддистов и представителей иных развитых традиционных религий.
Однако, согласно этим учениям, слишком часто духовность используется человеком для иных целей, он попадает в ловушку верхоглядства, самомнения, суеты, суеверия, магии, колдовства и оккультизма. Все религии сходятся в том, что, к сожалению, в своем негативном отношении к феноменам веры, религиозности и духовности отдельные люди иногда забывают несколько важных обстоятельств:
· подавляющее большинство людей (более 90%) являются по результатам объективных научных исследований верующими или склонными к вере;
· в истории человечества практически все (за редчайшим исключением) сообщества и цивилизации считали веру одним из своих неотъемлемых столпов;
· никем не найдено научное доказательство того, что Бога нет;
· имеются достаточно весомые светские научные указания на то, что с большой степенью вероятности Бог существует;
· в конечном итоге признание или не признание существования Бога есть только вопрос веры;
· вера радикально отличается от уверенности, ибо является основой любых подлинных (при условии истинности веры) или ложных духовных знаний и опыта;
· с точки зрения последствий для личного бытия цена возможной ошибки верующего в случае, если Бога нет, неизмеримо меньше цены ошибки атеиста в случае, если Бог существует.
Итак, в этом разделе даны научные и религиозные дефиниции трех наиважнейших религиоведческих понятий и отмечен круг возникающих в связи с ними проблем. Теперь ознакомимся с более широким списком терминов и определений, наиболее часто используемых в светском и конфессиональном религиоведении, а также в праве.
Важнейшие термины и определения
Сотрудникам правоохранительных органов при необходимости понимания специфики какого-либо религиозного культа целесообразно пользоваться научными определениями важнейших религиозных понятий. Поэтому при формулировке нижеследующих определений учитывались зачастую противоречащие друг другу позиции и терминология самих религий, религиоведения, теологии, сектоведения, религиозной философии и права, а также реальная ситуация с проблемой «свободы совести».