Смекни!
smekni.com

Основные понятия религоведения (стр. 5 из 6)

Благодать (в православном смысле) – 1) свойство Божие, извечно принадлежащее Богу и проявляющееся в даровании человеку спасения от вечной смерти и зла; 2) сила Божия, которой совершается спасение человека.

Язычество (в религиозном смысле) – совокупность вероучений, возникающих в народе через каких-либо людей (учителей, лидеров и т.п.) и основанных:

- на принятии ложных богов (идолов, кумиров) через вымыслы и обольщения;

- на духовном своеволии и суемудрии;

- на поклонении чему-либо или кому-либо в мире.

Язычник (в религиозном смысле) – последователь любого языческого вероучения.

Свобода – 1) в общем смысле – отсутствие каких-либо ограничений и внешнего целеполагания, независимость; 2) в правовом и политологическом смысле – правомочия людей, которые они могут реализовывать самостоятельно, не вступая в отношения с государством и иными заинтересованными властными правомочными социальными структурами; 3) в криминальном смысле – условие, при котором сильные существуют за счет слабых; 4) в атеистическом смысле – возможность проявления личностью своей воли на основе осознания законов мироздания; 5) в православном смысле – пребывание личности с Истиной и в Истине, то есть с Сыном Божиим – Иисусом Христом и в Иисусе Христе; 6) в православном смысле – воля Божия.

Свобода воли (в политологическом и православном смысле) – способность человека к внутреннему самоопределению в своих предпочтениях и желательных действиях, в том числе в религиозной сфере.

Свобода вероисповедания (в общем смысле) – обеспечение права исповедовать индивидуально или совместно с другими любую веру и религию или не исповедовать никакой веры и религии, а также права свободно выбирать, иметь, объявлять и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести (одно из атеистических юридических определений) – основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Совесть – 1) в общем смысле – способность личности критически оценивать себя, свои мысленные, эмоциональные, физические состояния и действия на соответствие должному (долгу); 2) в атеистическом смысле – естественная волевая способность личности в ее стремлении к нравственной самореализации; 3) в религиозном смысле – нравственное и онтологическое отношение человека к абсолютной Истине; 4) в православном смысле – обличающий голос Бога, а также обобщенная и интериоризированная (принятая внутрь себя) позиция ближних людей в душе человека; 5) в православном смысле – закон Христов внутри человека.

Добро – 1) в обыденном смысле – материальное благо – достаток, выгода; 2) в общем смысле – моральное благо – честный, полезный, хороший, соответствующий долгу или цели поступок; должное нравственно-положительное благо в мыслях, желаниях, поступках и формах социальной связи людей; 3) в религиозном смысле – духовное благо – благочестие, богочувствие, боголюбие, верность, святость; 4) в политологическом смысле – действие, отвечающее какому-либо идеалу, приближающее к нему; 5) в православном смысле – действие совместно в истине и любви, то есть, в воле Божией (абсолютной Истине и Любви).

Зло – 1) в обыденном и атеистическом смысле – противоположность добру (моральная сфера) и благу (социальная сфера); 2) в политологическом и социологическом смысле – не должное существовать нравственно-отрицательное благо, предосудительное в мыслях, желаниях, поступках и формах социальной связи людей; 3) в сатанинском смысле – одна из основ существования мира (равновесие добра и зла); 4) в православном смысле – отвержение, ложная подмена, отсутствие добра; 5) в православном смысле – любая форма отдаления, отделения и отпадения от Бога.

Духовная безопасность (в политологическом смысле) – 1) Система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и правильного духовного развития; 2) Состояние защищенности жизненно важных духовных интересов и потребностей личности, общества и государства; 3) Способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность. Для достижения духовной безопасности необходимо гармоничное развитие всех трех указанных в данном определении направлений.

Духовная безопасность (в социологическом смысле) – 4) специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Состояние личности, общества и властных структур, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, – это процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития.

Любовь – 1) в обыденном смысле – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимном влечении; 2) в этическом смысле – отношение между людьми, в котором личность рассматривает иного как в той или иной форме сродного самому себе: влечется к объединению и сближению с ним; отождествляет с ним свои собственные склонности; добровольно физически и духовно отдает себя иному и стремится к взаимному обладанию с ним; 3) в философском смысле – метафизическая универсалия, содержащая индивидуально-изби­рательное личное чувство, направленное на выбранный предмет и объек­тивизирующееся в самодостаточное стремление к нему; субъект-объектное отношение, посредством которого осуществляется данное чувство; комплексный феномен, возникающий в области взаимодействия противоположных начал: индивидуального и социального, телесного и духовного, интимного и универсального, единичного и общего, имманентного и трансцендентного; 3) в языческом смысле – особая мировая сила (бог, энергия), исполняющая главнейшую роль в устройстве и судьбе мироздания; 4) в православном смысле – внутреннее состояние личности, характеризующееся неодолимым стремлением к общению и сближению с предпочтенным иным бытием (инаковостью), к его познанию и уважению, терпимости к нему, самопожертвованию ему, ответственности за него; 5) в православном смысле – такое духовно-телесное добровольное взаимное искреннее сближение и слияние личностей, которое приводит к расцвету и усилению всех позитивных качеств, уникальности каждой из них, их единству в многообразии; 6) в православном смысле – наивысшее нравственное благо и предназначение человека, обобщение и сумма всех Божественных законов и заповедей, необходимое условие святости и богоуподобления, Божественное призвание человека; 7) в православном смысле – основное свойство Бога в Его Божественном Троичном сверхбытии, а также в Его отношении к миру и человеку, главнейший сверхъестественный источник и первопричина всякого проявления любви в мире и самого существования мира, Божественный дар человеку; 8) в православном смысле – построение человеком своих отношений с иными, собой, семьей, обществом, государством, природой и всем миром на основе Промысла Божьего, то есть на принципах Божественной Любви; 9) в православном смысле – главнейшее свойство личности, данное ей Богом.

Справедливость – 1) в этическом и правовом смысле – соответствие подлинной ценности конкретных людей – их реальным условиям жизни и положению в обществе, деяний – воздаяниям, достоинств – вознаграждениям, заслуг – благам, способностей – возможностям их реализации, прав – обязанностям; 2) в православном смысле – соответствие объективного предназначения человека (Промысла Божьего) его волевой имманентной духовно-нравственной направленности; 3) в православном смысле – соответствие общей структуры бытия (включая также и весь мир) человека его конкретным поступкам и сознательно формируемой им структуре своей личности.

Спасение человека – 1) в общем смысле – обретение и реализация человеком жизни, подобающей его истинному и абсолютному назначению; 2) в православном смысле – обновление, воссоздание, освящение человека в Православной Церкви, без разрушения и умаления его свободы, дарование ему Богом бессмертного богоподобия; 3) в православном смысле – приведение в вечное Царство Божие, – высший долг и назначение человека; 4) в православном смысле – совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, Божественное домостроительство.

Смысл жизни – 1) в общем смысле – та или иная система обеспечения и оправдания высших моральных, мировоззренческих, политологических и иных мотивационных норм жизни и деятельности человека; 2) в этическом смысле – жизнь ради жизни, людей и общества как таковых; 3) в родовом смысле – жизнь ради детей и родственников, для продолжения своего рода; 4) в сатанинском смыслы – жизнь ради любых своих желаний, преимущественно самых низменных; 5) в коммунистическом смысле – полноценное участие человека в развитии общества и социально-преобразующей деятельности на этапах общественного прогресса, в борьбе за революционное преобразование мира до своей неизбежной личной смерти и исчезновения в потоке вечности; жизнь ради коммунистической идеи; 6) в православном смысле – духовно-нравственное восхождение и пребывание в деятельной любви к Богу, ближним (себе, семье, обществу, всем людям), природе и миру; ответственность за всех и за все, уподобление Богу, обóжение, победа над грехом и смертью, обретение сознательной, целостной, неисчерпаемой, вечной, творческой и деятельной жизни в Боге – Истине и Любви.