МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
Реферат
по теме : «Основополагающие понятия религиоведения»
Подготовил:
Студент 455 группы
Пятеркин Н.Н.
Проверил:
Преподаватель
кафедры Г и СЭД
Стойкин Н.Ю.
Белгород – 2008
Основополагающие понятия религиоведения
Что такое – вера, духовность и религия?
Вначале рассмотрим три самых главных для религиоведения понятия.
Первое. Что такое – «вера»? Историко-этимологический словарь современного языка дает два определения этого понятия: 1) готовность признать существование, наличие чего-либо возможного, предполагаемого, граничащая с убежденностью в чем-либо, «твердая надежда на что-либо»; 2) «религиозное мировоззрение». Однако первое определение приравнивает веру к уверенности, убежденности, что далеко не так. Подобное искаженное определение веры используют некоторые религиоведы. Второе определение сближает веру с религией, что не совсем правомерно, ибо «религия» есть, прежде всего, одна из форм общественного сознания, имеющая определенную инфраструктуру. Кроме того, второе определение придает вере характер некоей системы взглядов, воззрений, что на самом деле является лишь частью веры.
Для религии необходимо несколько (хотя бы двое или трое) духовно схожих (сродных) и единых в вере людей, находящихся в особом устойчивом, организованном и целенаправленном общении. Вера исходит из индивидуальности верующей личности, а религия – из общности верующих людей. Понятие «религия» делает акцент на общественную связь с тем или иным объектом культового поклонения. Любая религия зарождается, как показывает история, от конкретной личной веры.
Отдельные религиоведы считают, что к вере приходят через некий промежуточный этап, именуемый доверием. Однако такой подход не раскрывает источника объективности личной веры, делая ее субъективным внутренним состоянием психики одного человека или группы людей. Некоторые философы и религиоведы утверждают, что вера не может претендовать на объективную значимость, что она – всего лишь основа доверия. Более того, они говорят, что тот, кто знает, не может верить, якобы вера всегда «слепа», всегда основана на риске собственной личностью. Сторонники таковых гипотез выделяют теоретическую веру в то, что нечто есть, и религиозную веру в области непознаваемого. Они уверены, что якобы никакое объективное знание о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах невозможно. Однако любой верующий скажет, что это не так.
Древнерусское слово «вера» означало «верование», «правда», «присяга», «клятва». В древних языках германской группы оно соответствовало понятиям «честность», «правда», «истина», «союз», «договор», «обет», «дружба». Подлинное значение слова «вера» объединяет эти понятия, устанавливающие некие связи между личностями. Но упор делается на ту личность, которая, собственно, и верует.
В качестве примера приведем христианское определение веры, которое дает апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. … Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11.1 -3.). В этих стихах важны слова – «осуществление ожидаемого» и «верою познаем». С этим определением согласятся адепты большинства религий.
Православие, ислам и буддизм, а также любые иные религии согласны с тем, что благодаря вере познаются явления духовного и нравственного мира, а также обретается в жизни то, что верующий человек ждет. Каждый сознательно и действительно верующий человек практически постигает, что всякая вера является источником тех или иных духовных знаний, умения и опыта. В зависимости от истинности или ложности веры эти знания и опыт будут истинны или ложны, созидательны или деструктивны, правдивы или правдоподобны. Вера отсутствует у животных. Вера есть проявление особой формы сознания личности.
Сотрудникам правоохранительных органов при изучении религий важно знать, что, согласно вероучениям, принять веру может лишь человек, который добровольно понял всей глубиной своего сердца и разума, что вопрос о вере – не просто некое мнение, но есть проблема вечной жизни и ее противоположности – вечной смерти. Это оказывает сильнейшее влияние на мотивацию верующих людей. В случае деструктивных культов это часто оборачивается мотивацией и оправданием преступных действий.
По мнению религий, каждая вера (даже с виду отрицающая сама себя) непременно имеет прямую и обратную духовную связь человека с тем или иным объектом (точнее – духом) культового поклонения. Термин этот часто используется в религиоведении, теологии и религиозной философии. Для верующего существенно, что за всяким объектом культового поклонения, любым идолом и кумиром (даже неживой вещью) обязательно пребывает конкретный мир духовности.
Второе. Что такое «духовность»? «Духовный» – качество личности, которое определяет ее деятельность в духовном мире; стержень веры, религий, мировоззрений, идеологий, целей и смысла существования, права, политики, мотиваций, морали и нравственности.
Понятие «духовность», с точки зрения этимологии, указывает на сущность, истинный смысл, глубинное содержание чего-либо или кого-либо, как говорят верующие – дыхание жизни. Оно сродни со словом «дух», производно от него. Духовность есть, в частности, свойство человека, через которое проявляются действия духовного мира в нем и через него, в идеальном и материальном мире. Словом «дух» в религиях может означать дарованную кому-то Богом (или иным объектом поклонения) «власть» и «силу», позволяющую совершать необычные действия. Еще одно значение этого слова – «воля» или «отношение» человека, особенно когда речь идет о его взаимоотношениях с Богом.
Термином «дух» обозначают два разных, но часто взаимодействующих явления. С одной стороны, под ним понимают некую внутреннюю духовную и душевно-психическую основу человека или социального объединения (группы, организации, народа и т.п.). С другой стороны, духами называются, согласно учениям большинства религий, бесплотные, способные к довольно широкой самостоятельной деятельности духовные существа, одаренные, так или иначе, умом, волей, могуществом.
Под духовностью в религиозной философии часто понимается отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом культового поклонения (Богом, богами, идолами и т.п.) и духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений в другие сферы общественной деятельности.
Кроме того, духовностью называется способность личности (ее души, ее «я») и сообществ личностей, которая позволяет создавать указанные отношения и их отображения во внешнюю реальность.
Рассмотрим одно из современных атеистических определений духовности: «Духовность – это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию». Объективные религиозные основы духовности здесь проигнорированы, что типично для материалистического и атеистического религиоведения. Поэтому духовностью в этом случае считаются проявления естественной нравственности и душевно-психологических функций сознания. При подобном подходе остаются расплывчатыми понятия «добро» и «зло». Недаром великий русский писатель Ф. М. Достоевский указывал на то, что «если Бога нет, то все дозволено». Напомним, что, согласно знанию и опыту подавляющего числа религий, человек имеет несколько уровней своего бытия: телесный, психический (например, эмоции), душевный (прежде всего, творчество в науке или искусстве) и духовный (сфера веры и религий, метасоциальных и метамировоззренческих процессов, воли к жизни).
По мнению религий, бытие духовности и ее проявления подчиняются, прежде всего, духовным закономерностям, зачастую сверхъестественным, то есть превосходящим законы видимого материального мироздания (а не противоестественным). Духовность, как таковая, как сущность, связана именно с духовным миром (пространством), а не с различными видами нерелигиозного общественного сознания, скажем, политикой, искусством, наукой и т.п. (хотя и оказывает мощное влияние на них и проявляется через них). Из духовного мира по разным каналам воздействия она обнаруживает свою силу во всех областях человеческого бытия, в живой и неживой среде. Религии утверждают, что проявление духовности в личности, прежде всего, характерно стремлением к какому-либо своему духовному идеалу. Любая духовность обнаруживается в осознанном или неосознанном стремлении личности жить и воспринимать все по правилам, исходящим от объекта (духа) своего культового поклонения.
Например, с христианской точки зрения позитивная и здоровая духовность выражается в сознательном и твердом стремлении человека жить в Духе Святом, то есть по заповедям Божьим, в любви. Для мусульман их духовность выражается в старании жить в повиновении Аллаху, по исламским законам (Корана и Шариата). В любой религии ее духовность проявляется в жизни адептов по ее священным нормам.
Для сотрудников правоохранительных органов важно помнить, что качественные характеристики духовности и веры непосредственно взаимосвязаны, в частности, их истинность или ложность. Вера и духовность определяют, куда стратегически будет стремиться человек, какие он предпочтет методы достижения своего идеала, соответственно, законные или противоправные. Духовность и вера осознаются, действуют и канонически выражаются через надлежащие вероучения.