Содержание
Введение
1. Реформация: сущность, источники и причины возникновения. Ранние реформационные движения (Дж. Виклиф, Ян Гус)
2. М.Лютер и развитие Реформации. Умеренный характер лютеранства
3. Реформация в Швейцарии: У.Цвингли и Ж.Кальвин
4. Влияние реформационных процессов на развитие капиталистических отношений в Западной Европе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Реформация – многогранное явление, способствовавшее становлению ценностей протестантизма, который, наряду с православием и католицизмом, представляет собой одно из трех основных направлений христианства.
Целью данного реферата является рассмотрение основных принципов протестантизма, утвержденного Реформацией, а также анализ последствий данного явления.
Объективной предпосылкой актуальности данной темы является необходимость осмысления влияния нематериальных идей на изменение экономической системы. Протестантизм нередко называют утилитарной религией, основные положения которой, с одной стороны, способствовали научно-техническому прогрессу, накоплению капитала и, как следствие, еще большему технологическому прогрессу, а, с другой стороны, – созданию слишком сложного, но в то же время одногранного (материального), мира для отдельно взятой личности, которая утрачивает способность сознавать базовые закономерности. Кроме того, осмысление принципов протестантизма является основой мирного сосуществования представителей разных религий, необходимо для ведения межрелигиозного диалога.
Задачами данной работы являются:
определение сущности явления Реформация;
анализ причин возникновения Реформации;
рассмотрение эволюции реформационного движения и особенностей разных направлений протестантизма;
анализ влияния протестантской этики на развитие капиталистических отношений в Западной Европе.
1. Реформация: сущность, источники и причины возникновения. Ранние реформационные движения (Дж.Виклиф, Ян Гус)
Реформация (от лат. reformatio– исправление, восстановление) – массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с ее первоначальными канонами.
Средневековая католическая церковь была интегральной частью феодальной общественной пирамиды и ее идеологической опорой. Церковная иерархия была отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе существовала градация сеньоров и вассалов – от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Церковь являлась крупнейшим феодалом: в ее владения в разных государствах Западной Европы входила 1/3 всей обрабатываемой земли (при этом использовался труд крепостных). Кроме того, церковь ставила своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности феодализма, вызывая всеобщую неприязнь.
Однако в XIV – XV вв. началось формирование нового класса, стремившегося к экономической и политической власти, – буржуазии. Интересы новых социальных слоев эпохи зарождения и развития капиталистических отношений требовали лишения католической церкви ее монопольного положения в области идеологии, ее политических позиций международного центра феодальной системы. Недовольство вызывали прежде всего невежество и низкий нравственный уровень монашества. Представители высшего духовенства вели жизнь, не подобающую их сану. Священники часто не имели достаточных знаний, чтобы наставлять паству в христианском учении, а народная религиозность была полна суеверий, имеющих мало общего с евангельской верой [1, с. 302].
Кроме того, предпосылкой Реформации стали гуманистические идеи о личной ответственности, о несоответствии первохристианства современным положениям и обрядам. Некоторые богословы считали, что христианское вероучение претерпело ряд изменений, исказивших его первоначальный смысл. Отсюда – стремление приблизить Церковь к исходным идеалам, основываясь на учении Христа, как оно дано в Библии, взяв за образец жизнь первохристианских общин.
По мере того как росли антифеодальные настроения в крестьянско-плебейской среде, они находили свое выражение в революционных действиях, перешедших в 1381 году в вооруженное восстание под руководством Уота Тайлера (? – 1381). Вместе с Тайлером против феодализма и монопольного положения католической церкви выступили священники Джон Болл и Джон Уиклиф (1320/1330 – 1381).В 1379 году Уиклиф провозгласил необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетным источником норм христианской жизни. Уиклиф был противником почитания святых, целибата священников, отвергал существование чистилища, не признавал индульгенции и исповедь, считал, что в Евхаристии Христос присутствует лишь для тех, кто достойно принимает причастие. Он противопоставил видимой, ложной Церкви Церковь невидимую, истинную, включавшую лишь тех, кто предопределен Богом к спасению (учение о пресуществлении).
Идеи Уиклифа способствовали крестьянскому восстанию 1381 года, а уже в начале XV в. стали распространяться на континенте, и прежде всего в наиболее развитой в технико-экономическом отношении Чехии. Их пропагандистом стал богослов Ян Гус (1371 – 1415). Гус учил, что церковь представляет собой совокупность не только духовенства, но и всех верующих. Обособленность и привилегированное положение духовенства он считал не соответствующим христианскому учению и требовал уравнения всех христиан перед Богом. В культе это должно было найти выражение в требовании причащения мирян тем же способом, как и духовных, – «под обоими видами», и телом и кровью христовыми. Данное культовое требование приобрело важное социальное значение, так как означало ликвидацию привилегированного положения духовенства [2, с.139 – 140].
Чтобы воспрепятствовать распространению антифеодальных и антикатолических идей, были изданы папские буллы, предписывавшие прекратить общение с Яном Гусом, а в Праге, где проживал «еретик» были прекращены богослужения с тем, чтобы заставить горожан выдать Гуса церковным властям. Полтора года Гус провел в изгнании, работая над переводом Библии на чешский язык. Наконец в 1414 году в Констанце был собран Вселенский собор, объявивший Гуса еретиком, что каралось сожжением на костре. Весть о казне чешского богослова вызвала ряд стихийных антикатолических выступлений его сторонников – гуситов. Формой мобилизации народных масс стали так называемые «хождения на горы» в 1415 – 1419 гг., когда тысячи крестьян и городских бедняков собирались на горах Табор, Ореб, Беранск в подражание евангельской Нагорной проповеди. Среди народных проповедников наибольшую известность приобрели Вацлав Коранда, Ян Чапек и др. Одним из главных требований гуситов было причащение всех верующих хлебом и вином, которое Католическая церковь считала привилегией духовенства, поэтому евхаристическая чаша стала символом гуситского движения. 30 июля 1419 года в Праге вспыхнуло восстание под руководством Яна Желивского, вскоре охватившее Южную Чехию [3, с.206]. Выступление чешского народа стало прологом к началу Реформации.
Таким образом, идеи Джона Уиклифа и Яна Гуса стали важной вехой в развитии Реформации. Для католиков их идеи были лишь мятежом ради тщеславия. Тем не менее, протест был направлен и против превращения церкви в бюрократический институт, парализующий духовную жизнь общества, эксплуатирующий свою паству.
2. М.Лютер и развитие Реформации. Умеренный характер лютеранства
Началом Реформации послужило выступление немецкого профессора богословия Виттенбергского университета, монаха Ордена августинцев Мартина Лютера (1483 – 1546), который 31 октября 1517 года прибил к дверям Замковой церкви свои «95 тезисов». Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой римским всем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики собора св. Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внес плату в соответствие со своими доходами. Также можно было приобрести и особые индульгенции, отпускавшие грехи душ, уже находившихся в чистилище.
Лютер объявил продажу индульгенций кощунством, провозгласив, что отпущение грехов можно получить только при непосредственном общении с Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «спасения души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. При этом он отверг посредников и пышную атрибутику католической церкви – иконы, алтари, коленопреклонение, осенение крестным знаменем и т.д. Лютер понимал Церковь не как иерархию, а как сообщество верующих в Иисуса Христа, среди которых «Евангелие проповедуется во всей его чистоте и истинно исполняются таинства» – крещение и Евхаристия [4, с.305]. И хотя Лютер отверг учение о пресуществлении, он проповедовал реальное присутствие Христа в Евхаристии.
В делах совести христианин, по мнению немецкого богослова, подчиняется лишь Богу, а гарантами внешней, телесной свободы являются светские власти.
Первоначально католическая церковь не выказала особой озабоченности выступлением Лютера, однако он продолжал распространять свои идеи, заручившись поддержкой Фридриха, курфюрста Саксонского. Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному сбору, Лютер обрек себя на разрыв отношений с церковью. Следующим шагом стало публичное сожжение 10 декабря 1520 года папской буллы, в которой осуждались взгляды Лютера. Император Карл V вызвал немецкого богослова на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов, однако на второй день Лютер объявил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона, начались первые репрессии против его сторонников. В 1521 году Мартин Лютер был отлучен от церкви.