В русальской обрядности и в совершении тех христианских празднеств, которые оказались связанными с русальной неделей, с семиком — троицы, духова дня, дня Ивана Купалы — очень большую роль играет зелень: плетение венков, украшение зеленью п цветами жилищ, завивание березки. Все эти и другие подобные действия отражают отношение людей к русальским празднествам и животворящим/ силам природы. Богиней плодородия объясняются и многие другие явления русальной обрядности — действия, связанные с культом воды (бросание в воду венков пли соломенных чучел, взаимное обливание водой, почитание русалок) и огня (прыганье через костры, сожжение кукол), ритуальные захоронения мужской фигурки (Костромы, Косторубоньки, Горюна или фаллического Ярилы[27]).
В русальских песнях, плясках, хороводах также проявляется все та же языческая вера в магическую силу действия заклинаний на животворящую природу.
«Прекрасным подтверждением этого значения русальской обрядности стали теперь истолкованные С.А.Рыбаковым изображения на древнерусских браслетах-обручах, где персонажи, справляющие русалии, неизменно сопоставляются с орнаментальными символами воды, растительности или с фигурами божеств — покровителей плодородия.
Правда, в восточнославянских русалиях прослеживается еще одна сторона обряда — это связь с номинальным культом. Этой стороне русальской обрядности придается иногда слишком большое значение, и это обстоятельство наряду с этимологическим толкованием термина русалии (rosalia) стало причиной возведения славянских русалий к римскому обряду розалий. В частности, А. Н. Веселовский видел в русалиях в основном поминальный обряд, а русалок отождествлял с римскими манами (manes), обожествленными духами предков. Мнение это, достаточно широко распространившееся ", безусловно, ошибочно. Уже Д. К. Зеленин убедительно доказал, что если русалок — центральный мифологический образ, связанный с русалиями, можно рассматривать как олицетворение душ умерших, то лишь как душ покойников, называемых «заложными», т. е. умершими не своей смертью: самоубийц, утопленниц и т. п. а также некрещеных младенцев, по никак не душ предков»[28].
Русальные игрища состоят в разнообразных танцах и прыжках. Танцы ведутся в очень быстром темпе, таком, что кажется, будто танцующие не касаются ногами земли. Пляски сопровождаются разными вскриками и восклицаниями и заканчиваются тем, что русальцы доходят до исступления и падают без чувств на землю.
Имеются описания и русских русалий. Так, в XIX вв. Пензенской губернии парни рядились козлами, свиньями, лошадьми, надевали маски и под музыку, звон сковородок, печных заслонок плясали и скакали, переходя из села в село. Во главе процессии часто носили чучело коня с настоящим конским черепом на шесте. Иногда обряд встречи русалий проходил на ржаном поле. Всю эту неделю мужики «русальничали». т. е. пили и гуляли на все лады.
Кульминацией русалий был праздник Купалы.
КУПАЛА
Все купальские ритуальные действа можно условно разделить на 4 группы в зависимости оттого, с какими мифологическими представлениями они связаны:
1) посвященные солнцу: разжигание костров на возвышенных местах, пускание горящих колес, круговые танцы-хороводы и т. п.;
2) относящиеся к очистительной магии: костры для отпугивания нечистой силы, прыжки через огонь и др.;
3) связанные с культом плодородных сил природы: хороводы в рощах, купание в росе и реках, на заре купальского утра, моления рекам и источникам;
4) «проводы» мифологически персонифицированных духов растительности: похороны Купалы, Ярилы, Костромы.
Отсутствие ряда черт обрядов у восточных славян свидетельствует против теории проникновения античного обряда розалий в восточноевропейский мир через южных славян
.
Противопоставление - весна — зима особое значение имеет Весна, связанная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие — Ярилой, Костромой, Мореной и т. д., а также с обрядами похорон зимы и отмыкания весны, с растительными и зооморфными символами.
Противопоставление солнце — луна воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений Солнца и Месяца.
Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные празднества, в частности карнавального типа, связанные с определёнными сезонами. В неофициальной народной культуре эти обрядысохраняются до 19—20 вв. во всех славянских традициях: ср. смеховые похороны, мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары. У восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»), выносилось чучело с исполнением песен.
ПЯТНИЦА, персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши.
«У восточных славян Пятницы — персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг—Пятница, воспроизводящей более древнюю пару Перун—Мокошь. Особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт — нечет и мужской — женский. Пятницы иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля — дня, посвященного Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. По украинским поверьям, П. ходит исколотая иглами и изверченная веретёнами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «водитьПятницу» — женщину с распущенными волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященные ей дни (по другому поверью — прядут не лён, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с Пятницей). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день Пятницы женщины не пряли и не стирали платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретовПятница может покарать болезнями глаз и другими бедами»[29].
У восточных славян деревянные скульптуры Пятнице ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бросая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть (название обряда — мокрида — непосредственно связано с основой такого, от которого образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды). В украинских сказках святая Пятница вместе с Понедельником и Средой выступает в качестве трёх персонажей, несущими службу на подступах к городу.
ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН
1. Праздник первых ростков — 2 мая..
2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день — 4 июня.
4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) — 24 июня.
6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.
8. Моления о дожде с 15 но 18 июля.
9. Праздник Перуна (ильин день) 20 июля.
10. Начало жатвы — 24 пюля. Моления о прекращении дождей.
11. «Зажинки», окончание жатвы — 7 августа. Праздник «первых плодов»
12. 25 декабря — 6 январяс зимние святки
20 июля в языческой Руси отмечался праздник Перуна, замещенный с принятием христианства днем Ильи-пророка. В этот день грозному Перуну приносили обильные жертвы. А в следующем месяце, августе, отмечались праздники начала и окончания жатвы: зажинки и дожинки, включавшие в себя многие ритуалы аграрной магии и благодарения божеств урожая: Мокоши, Велеса и др. В сентябре устраивались общинные пиры в честь Рода и рожаниц. Сакральным моментом в них являлось пение песен языческого содержания и питье меда из ритуальной чаши (чары), ходившей по кругу. А в жертву богам приносили хлебные лепешки, каши, творог, иногда и животных. Зимние праздники начинались с дня солнцеворота. После самого короткого светового дня, начинались обряды, посвященные духам умерших предков. Готовились ритуальные блюда для поминовения или совместной трапезы с духами предков: кутья, овсяный кисель, блины. В ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». С 25 декабря открывался период зимних святок центральныммоментомкоторыхявлялисьобряды, связанныесмифологическимипредставлениямиоКоляде. Колядная обрядностьтакжемногопланова, какикупальская. Кромекультасолнцаикультапредковколядныедействабылисвязаныс аграрноймагией (пениеколядокищедровок, обряды, сопровождавшиеих) ибрачнойсимволикой. Исследователиполагают, что колядыуславянслужилиначаломбрачныхцеремоний, сезонасвадеб. Гаданиявзимниесвяткиносятвосновномбрачно-любовныйхарактер.
Следующийзимнийязыческийпраздник, дошедшийдонашихдней, —Масленица.
Многиеисследователиполагают, чтоМасленицавязыческиевременабылапосвященапоминовениюпредков.
Неделяпроходитвбурномвеселье и обильном угощении, которое называли -тризной. Всовременномобыденномпониманиитризна—этоязыческийпогребальныйпир.Однако удревнихславянтризнаявляласьособойчастьюпогребальногоритуала, заключавшейсявотличиеотстравы—поминального пирапоумершемувбоевыхиграх, ристаниях, состязаниях. Тризнаслужиладемонстрациейжизнеспособностисоплеменниковумершегоибылапризванаотгонятьсмертьотних.
Обязательнымиблюдаминамасленойнеделебылиблиныиовсяныйкисель—поминальныеижертвенныеблюдаславян. Втоже времяблиныявлялисьсимволамисолнцаи, следовательно, имелиотношениекдревнимсолярнымкультам. НаМасленицу, чащевсеговпоследнийеедень, жгликострыизсоломы.