Смекни!
smekni.com

Основы религии древних славян (стр. 5 из 5)

Существуетодин момент, связывающийМасленицускультомсолнца, —этокалендарнаяблизостьпраздникакднювесеннегоравноденствия. ХристианскийвеликийпостсдвинулМасленицусееисконногоместавкалендареисделалпереходящимпраздником. Крометого, Масленицазавершаласвадебныйпериод. ПоэтомунаМасленицупринято, соднойстороны, славитьтех, ктовступилвбракв течениепоследнегогода, асдругой—символическинаказыватьхолостыхинезамужних.

Названиежепраздника—Масленицакязыческоймифологииотношениянеимеет.[30]. (Славянская мифология. -)

1.2.1. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями каждому из богов, но иногда у язычников приносятся человеческие жертвы и это делает язычество особенно отвратным. Но были – ли человеческие жертвоприношения на Руси, или их не было точно сказать практически невозможно.

Из «Повести временных лет» известно, что когда убирали идолы Перуна народ радовался и веселился. Но нам так же известно что «Повесть…» была переписана много раз, и переписывал ее монах - христианин исходя их своего субъективного мнения. Отражением языческого мировоззрения являются магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Прине­сение жертв было как бы совместной трапе­зой с божеством — часть уделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру.

1.4. Языческая реформа, князя Владимира

Языческая реформа князя Владимира Великого была вызвана необходимостью установить твердое отношение народа к князю.

Кажется, как могут быть связаны религия и политика?

Это для наших современников эти два понятия могут быть несовместимы, но для человека того времени жизнь людей на земле проявлялась в жизни богов, а поскольку у богов не было четко выраженного подчинения одному верховному богу, да и самого верховного бога не было как такового. Боги все время боролись друг с другом за престол. Поэтому у народа не было нужного отношения к князю, которому, конечно – же, хотелось полного подчинения. Ведь князь у простого населения ассоциировался с богом.

Согласно «Повести временных лет», князь Вла­димир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главные божества пантеона: громовержец Перун и «скотий бог» Белее (Волос), противостоящие друг другу топогра­фически (идол Перуна на холме, идол Велеса — внизу, возможно, на киев­ском Подоле). Вероятно, по социаль­ной функции (Перун — бог княжеской дружины, Велес — всей остальной Руси). Единственный женский пер­сонаж киевского пантеона — Мокошь — связан с характерными жен­скими занятиями (особенно с пряде­нием). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природ­ным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс — с солнцем, Сварог — с огнём. Менее ясен последний бог пантеона Семаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии (см. Симург); другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантео­на. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей пере­числения богов в летописных списках: обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Дажьбогом и Сварогом, периферийное место Семаргла или Мокоши и т. п. Принятие Владими­ром христианства в 988 повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и её обрядов. Тем не менее языческие- пережитки сохранялись. Помимо богов, входив­ших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купа­ла, Кострома), другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями т. н. «кабинетной мифо­логии».

Западнославянская мифология из­вестна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племе­нам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идёт об отдельных божествах, связанных обычно с ло­кальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических

персонажей высшего уровня у балтий­ских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян). Зато относительно богаты сведения западноевропейских хроник о культе богов, чётко пространствен­ное приурочение их (описания культо­вых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и т. п.). Языческая традиция у балтийских сла­вян была прервана насильственной христианизацией, поэтому не сохра­нились источники, которые отражали бы продолжение старых верований. Из богов балтийских славян особенно известны: Свентовит, характеризую­щийся как «первый, или высший из богов», как «бог богов»; он связан с войной и с победами и, кроме того, с гаданиями; Триглав, однажды на­званный «высшим богом»: как и у Свентовита, его атрибутом был конь, принимавший участие в гаданиях; идол Триглава имел три головы или же находился на главном из трёх хол­мов, как в Щецине.

МИФЫ И ЛЕГЕНДДЫ

Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенитет молодого русского государства но отношению к христианской Византии во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного воеи.1 малышка державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воински» успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал па заднм! план наемных дружинпикоы-варнгов, часть которых была христианам.» Владимир строго относился к наемникам и, когда опи после водворен и i мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Нон.1 русский пантеон был противопоставлен но только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято им чего. В-третьих (это будет обосновало в последующем изложения), р-форма значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона». что нам и надлежит теперь разобрать.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 – 17.

2. Головацкий Я.Ф. Изложение древне славянских легенд, или мифология –К.: Доверие., 1991 – 93 с.

3. Лозко Г. С. Этнология Украины; философско-теоретический и этнологический аспект. – К.: АртЕк., 2001. – 304с.

4. Николаев Т. В. Древняя Русь и славяне. –М.: Наука., 1988 - 448 с.

5. Павлов О. П. Русь с её неизжитым язычествомНаука и религия №4 1990 с.21

6. Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.

7. Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. - М,: Высшая школа., 1983 – 420с.

8. Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл – Переплут – Советская археология 1967г. N2 стр.9

9. Рыбаков Б. А.Христиане или язычники? — Наука и религия, 1966, № 2, с. 46

10. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М..: Наука,. 1988 – 368с.

11. Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.

12. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.–М.: Советская энциклопедия., Т.2 1982 – 720с. С ил.

13. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.–М.: Советская энциклопедия., Т.1 1980 – 672с. С ил.

14. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Полит. Издат., 1980 – 624 с.

15. Шокарев С.Ю. История России с древних времен и до конца 17в. /энциклопедия/ - М.: Артель., 2001 – 599 с. (124- 125)

16. Щербаков В.И. Асгард – город богов. _ М.: Молодая гвардия.,1991 – 253 c.

17. Яблоков М.П. История религии. в 2-х т. Т.1 М.: Высшая школа., 2002 – 463с.

18. Яблоков М.П. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа., 1994 – 368 с.


[1] Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. -М,: Высшая школа., 1983 – 420 с. Стр.68

[2]Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М..: Наука,. 1988 – 368с. СТР-???

[3] Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. Т.1 –М.: Советская энциклопедия., 1980 – 672с. С ил

[4]Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 – 17.

[5] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с

[6]Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.

[7] там же стр. +++

[8]там же стр. +++

[9] Все это имена одного и того же бога прим. Автора.

[10]Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.

[11] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.

[12]Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.

[13]Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с

[15] там же стр.

[16] Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.

[17]Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.–М.: Советская энциклопедия., Т.1 1980 – 672с. С ил. .

[18] там же стр.

[19] семенова

[20] семенова

[21] семенова

[22] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.

[23]там же стр+++++

[24] мифы илегенды

[25] семенова

[26]славянская мифология

[27] к вопросу опроисхождении

[28] там же стр

[29] мифы илегенды

[30]Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.