Смекни!
smekni.com

Основы христианских течений (стр. 2 из 2)

Алтарь, самая нарядная часть храма. Его украшают золотом, резьбой. В алтарь ведут три двери, расположенной в предалтарной преграде: посередине иконостаса расположены царские врата, слева от них северные врата, справа - южные. Иконостас состоит из несколько рядов икон, изображающих Спасителя и Богоматерь, архангелов и святых, ветхозаветных патриархов и главные события новозаветной истории. Интересно, что в некоторых храмах под нижним ярусом, почти над самым полом можно увидеть изображения античных философов. Подразумевается, что они, не зная Христа, внутренне стремились к его познанию, а иногда даже давали о нем пророчества (Сократ, Платон, Вергилий).

Незадолго до падения Византии епископ Фессалонийский Симеон писал: А в высшем смысле храм Божий – мы сами. И ради нас в нем сии вещи чувственные, которые изображают нас».

В структуре храма запечатлен главный символ христианства – крест. В Римской империи деревянное сооружение в форме креста служило для казни преступников из числа рабов и других лиц низкого происхождения. В христианстве крест из орудия позорной смерти превратился в символ спасения и вечной жизни.

Крест – древний универсальный символ, знакомый едва ли не на всем цивилизациям прошлого. Его можно обнаружить в религиях Месопотамии, Египта, Китая, Греции, Рима и др. Крест обозначает пересечение четырех стихий, единство противоположный начал, соединение духа с материей (дух выражен вертикальной линией, материя – горизонтальной), олицетворял человека, способного к бесконечному развитию, как в горизонтальных так и вертикальных планах.

С 5 в. кресты украшают церковные апсиды, и возводятся на крышах храма; появляются изображения Христа, распятого на кресте. С 11 в. кресты ставятся в алтаре и включают в символику верховной светской власти (на диадемах монархов, на монетах, в гербах, и т. д.).

4.2 Богослужение

Главное христианское богослужение – литургия. Ее смысловым центром является таинство евхаристии, в которой Христос пре6дстает в двойном аспекте – как Бог, которому возносится жертва, и как жертва приносимая за грехи мира. Христианин, причащающийся Тела и Крови Христовых», становится единокровным Христу; «врастет во Христа». «Уже не я живу, но живет во мне Христос», - пишет апостол Павел.

Каждая часть литургии воспроизводит главные события новозаветной истории – рождение Спасителя в Вифлееме, выход его на проповедь, крестные страдания и смерть, положение во гроб и т.д. Вся церковь, земная и небесная, включается в литургическое действо. Участники мистерии символизируют небесные силы в их «великом страшном» служении, а храмовые иконы и распятия мистически соединяются горний и дольний миры.

Всякое богослужение совершается с «воспоминанием» о Христе. Этот особое, вневременное, когда душа человека устремляется в прошлое и настоящее, в будущее и вечно длящиеся.

Словесная часть литургии обречена в напевно–мелодическую форму.

«Мне кажется, писал Григорий Нивский, - что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа».

Сходную мысль высказывает Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественного песнопения».

Основные литургические песнопения сложились в глубокой древности. В 1в. Уже существовало антифональное пение и еврахистическая молитва; позднее появилось «Святый Боже…», Символ Веры», и другие молитвы.

В католических церквях богослужения совершаются по латинскому обряду.


5. Икона

5.1 Невыразимое

Предание относит создание первых икон к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Наиболее древние из сохранившихся относятся катакомбной живописи.

В катакомбах–лабиринтах пещер, предназначенных для погребения усопших, - первые христиане спасались от проследования властей. В окрестностях Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии были построены целые подземные города, в которых коридоры с погребениями располагались друг над другом в несколько этажей. Этот особый мир был для христианина и церковью, и мартирием (постройкой над могилой мученика), и кладбищем. Стены катакомб покрывала роспись, здесь горели факелы, а через луменарии – отверстия в потолке – проходил дневной свет.

Первые христианские живописцы должны были разрешить сложные проблемы. Как изображать Христа и Богородицу? Ведь их облик каждый представляет по своему. Каково назначений изображения? Язычники полагали, что Бог может вселиться в собственную статую, но христиане называли такие статуи идолами, поскольку считали, что Бог незримо пребывает повсюду.

На оба эти вопроса был найден ответ. Христа, Богоматерь и других персонажей христианского пантеона стали изображать символически, что исключало вопрос о достоверности изображения.

Общие принципы изображения, выработанные в период «катакомбного» христианства, были восприняты и творчески переосмыслены византийскими иконописцами. В культовом искусстве Византии и других православных стран икона стала ведущим жанром. Особо расцвета достигла культовая живопись на Руси, где в течение 13-16 вв. возникло целое созвездие ярких национальных школ. В странах Западной Европы икона оказало значительное влияние на искусство, но в период Возрождения была вытеснена живописи и скульптурой.

Иконы выполнялись в технике энкаустики, мозаики, темперы, масла (с 18в.), на деревянных досках или холсте, реже на металлических пластинах. Древнейшие сохранившие иконы относятся к 6 в. Первоначально они представляли портреты святых и других персонажей христианского пантеона; 10-11 вв. появляются сюжетные композиции.