1. Православие
В 1 тысячелетии Православными называли себя восточные и западные христиане. После раскола 1054 г. наименование “православная” закрепилось за Восточной церковью. Считается, что в ней в наибольшей степени сохранились традиции раннего христианства.
Православное вероучение базируется на Священном писании (Библии) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, Решения ряда поместных соборов, сочинения отцов церкви и др.). Основные вероучительные положения закреплены в Никее - цареградском «Символе Веры», принятом Никейским (325 г.) и дополненном Константинопольским (381 г.) Вселенскими соборами
Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей, - о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, о главенстве и непогрешимости Римского Папы, о чистилище, о непорочном зачатии и телесном Вознесении девы Марии и др.) в православии не признаются. Считается что они противоречат Священному писанию и Священному преданию. Отсутствуют и праздники, возникшие в католицизме после 1054 г., но введены праздники (Сретение, Преображение, Воздвижение), не отмечаемые католиками.
Христианская церковь считается соборной или (кафолической), то есть полной, завершенной, не нуждающейся в дополнениях. Приобщение к ней происходит через крещение. Младенцев крестят путем погружения в воду, после чего совершается таинство миропомазания. Жесткого отделения клира от паствы в православии нет. В частности, и миряне и духовные лица причащаются одинаково – квасным хлебом и вином, а богослужение издавна ведется наднациональных языках, хотя используется и древние языки например старославянский.
Нет в православии и универсальной организации с единым центром, подобным Ватикану. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальные. В настоящее время существует 15 таких церквей: Константинопольская, Иерусалимская, Русская и др. Кроме того, есть автономные церкви которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской, Финляндская – от Константинопольской и т. д.
Согласно преданию, начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Эта иерархия трехстепенная: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Кроме того, духовенство делится на белое и черное (монашествующее). Первые до принятия сана могут жениться, вторые дают обед безбрачия. Для белого духовенства доступны первые две иерархические степени, в архиереи же могут быть рукоположенные только монашествующие священники.
Таинство священства совершают только архиереи, другие таинства – как архиереи, так и священники. В исключительных случаях таинство крещения может совершить и мирянин-христианин.
Во время православного богослужения возжигаются свечи, курится ладан, звучит хоровое пение. Музыкальные инструменты использовать не принято - считается, что нельзя заменить человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками. Важной частью православного культа являются посты – многодневные и однодневные, всего до 200 дней в году.
2. Католицизм
Числу приверженцев католицизма (от греч. Katholikys-всеобщий, вселенский) причисляет себя примерно четверть населения планеты. Особенно много католиков в странах Западной Европы, в государствах Прибалтики, в западных областях Белоруссии и Украины, а также в латинской Америке. На протяжении веков католицизм был господствующей идеологией в странах Запада. Высшее католическое духовенство нередко подчиняло себе светскую власть, выступало с притязаниями на всемирное господство о добилось значительного политического влияния в мире.
Организации католической церкви отличается строгой централизацией и иерархическим характером. Клир жестко отделен от мирян и включает следующие саны:
-Кардинал;
-архиепископ;
-примас;
-митрополит;
-епископ;
-прелат;
-аббат;
-священник.
Территориальное деление (по нисходящей):
- метропология;
-диоцез (епархия);
-апостольская администратора
-апостольская префектура
-апостольский экзархат
-апостольский викариат
-территориальная прелатура
-территориальное аббатство
-приход.
Глава католической церкви папа римский (первосвященник) почитается как приемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле. Эти положения, сформулированные еще на рубеже 12-13 вв., были утверждены Ватиканским собором в 1869 – 1870 гг. Тогда же был провозглашен догмат о непогрешимости папы. Папа избирается пожизненно конклавом (собранием) кардиналов. Его послания (энциклики) признаются частью священного придания, что способствует возвышению папства и позволяет церкви оперативно реагировать на перемены общественной и политической жизни. Папа руководит церковными и мирскими организациями посредством римской курии – центрального административного аппарата. При папе существует также совещательный орган - Священный Синод, созываемый один раз в три года. Резкое разграничение между клиром и мирянами выражается в ряде установления, не имеющих места в православии. К ним относятся обязательное безбрачие духовенства – целибат, причащение духовенства хлебом и вином, а мирян - одним хлебом и др. Выход из духовного звания запрещен.
Католики признают догмат о чистилище – промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших, проходят через тяжелые испытания, очищаются от неискупленных при жизни грехов.
Считается, что священник может сократить срок пребывания грешника в чистилище, вознося за него молитвы.
Таинство миропомазания (конфирмация) совершается, как правило, епископом, причем не одновременно с крещением, а над детьми не моложе 8 лет. Для причащения используется пресный, а не квасной как у православных хлеб.
Брак мирян не расторжим, даже если один из супругов виновен в прелюбодеянии.
К отличительным чертам католицизма относятся также почитание различных реликвий, многочисленные культы мучеников, блаженных и святых и экзальтированное почитание Мадонны (Богоматери). В1854 г. католическая церковь провозгласила догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950г.- догмат о ее телесном вознесении, в соответствии с которым Приснодева была взята на небо “с душой и телом для славы небесной“ В богослужении используется, кроме пения, муз. инструменты, прежде всего орган. До недавнего времени богослужение могло совершать только на одном из «мертвых» языков - -латинском, древнегреческом или древнееврейском.
К числу праздников, отсутствующих в православии, относятся дни «Тела Христова», «Сердца Иисуса», «Непорочного зачатия девы Марии» и др.
Начиная с 4 века в западной Церкви устанавливается новый порядок отпущения грехов. Первоначально церковные наказания состояли в публичном покаянии и временным исключением из общины – как правило, на год.
Западное духовенство истолковало идею об искуплении греха как право церкви требовать компенсацию за грех. Появилось и право замены лиц при покаянии, то есть фактическое права найма лиц, которые отрабатывали епитимию за наймодателя.
За соответствующую сумму можно было получить прощение будущих грехов, помилование для грешников, страдающих в чистилище, и даже полное очищение от всех грехов. В 18 в. Право полное прощение грехов, наиболее выгодно в коммерческом плане, становится прерогативой папы; взимание платы за грех превращается в разновидность налога.
Стараниями философов–схоластов было создано учение о «сокровище переизбыточествующей благодати», согласно которому деяния Христа, Богоматери и святых, а также «сверхдолжные» подвиги благочестивых христиан создают «запас» благодати, находящийся в распоряжении церкви и позволяющей ей отпускать грехи достойным. Вначале 16 в. Папа Лев 5 для покрытия издержек своего двора (в связи с постройкой собора Св. Петра) наложил контрибуцию почти на всю Европу, что стало одной из главных причин «протестантской революции «охватившая весь католический мир и разделивший западный мир на католическую и протестантскую зоны.
3. Протестанты
Первая волна реформаторского течения возникла в Англии. Английские «лолларды» («бедные священники»), проповедавшие учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), выступали за возврат церкви к евангельским идеалам. Они требовали подчинения церкви светской власти, протестовали против поборов римских пап с Англии, подвергали сомнению право духовенства отпускать грехи и выдавать индульгенции, отстаивали приоритет Библии перед Священным Преданием. Приемником английского богослова стал профессор пражского университета Ян Гус (1369-1415), призывавший церкви отказаться от богатства и от продажи индульгенций.
Сожжения Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Конституционного собора стало толчком для массовых волнений в стране, вскоре переросших в мощное национальное движение. Пять крестовых походов против мятежников потерпели поражение, и в 1433 г. Базельский собор заключил соглашение с умеренными гуситами, названные в последствии «чашниками» (в обмен на их лояльность к церкви собор даровал мирянам право причащаться не только хлебом, но и вином).
4. Христианский культ
4.1 Христианский храм
Храм, продуманный и совершенный по воплощению, является одним из центральных символов христианской культуры. По учению Иоанна Геометра(5в.), храм есть средоточие «всех красот вселенной»; это литургический образ мира, где потусторонние становится посюсторонним, смысл сходит во всякий предмет и Бог воплощается в человека.
Своды алтаря и поток символизируют два уровня неба; лампады и свечи – неземной Свет. Алтарный престол означает место Гроба Господня, апсида соответствует Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, и пещере, где он был погребен. Даже священнослужители приобретают в литургии символическое значение: архиерей – это образ Господня, иереи – духовные чины, диаконы – ангелы и т. д.