Смекни!
smekni.com

Основы христианского вероучения (стр. 2 из 3)

Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греч. - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы 19-го века. Последователи этого учения поводят крещение только взрослых людей. "Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

Большое место в христианской религии занимают праздники, которые посвящаются Иисусу Христу, богородице, святым, чудотворным иконам. Самым главным из них, который служители христианской религии называют «праздником праздников и торжеством из торжеств», является Пасха. Посвящена она мифическому событию – воскресению Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху стали не сразу. Только в 325 г. на Никейском (1 Вселенском) соборе было официально решено отмечать пасху в первое воскресение после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия (21 марта). При этом католики день весеннего равноденствия считают по новому стилю, а православные по старому. К тому же, если пасха совпадает с иудейской, то православные отмечают ее обязательно по истечении не менее недели после иудейской.

Кроме пасхи, церковь отмечает еще 12 главных праздников, которые называют по их числу « двунадесятым ». Восемь из них посвящены культу Иисуса Христа: рождество Христово, установленное в честь рождения Иисуса Христа; троица, или пятидесятница, - в память о якобы происшедшем сошествии духа святого на 50 – ый день после Воскресения Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне, посвященное встрече « праведником» Симеоном «мессии» - ребенка- Христа, которого родители (Мария и Иосиф), как повествует евангелие, несли в храм для посвящения Богу (отмечается через 40 дней после рождения Христова); крещение (богоявление), установленное, по утверждению христианских богословов, в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан (католики отмечают 6, а православные – 19 января); преображенье, связанное с фантастическим рассказом о «преображении» (изменении облика) Иисуса Христа в присутствии верных его учеников во время одной из молитв, отмечается он 6 августа католиками, а 19 – православными; вербное воскресенье или вход господен в Иерусалим, - в честь въезда Иисуса Христа в Иерусалим в качестве мессии накануне казни и воскресения ( отмечается за неделю до пасхи); вознесенье, установленное в честь вознесения Иисуса Христа на небо (отмечается на сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на котором будто бы был распят Иисус Христос и который якобы был найден матерью императора Константина Еленой. Остальные четыре праздника из т. н. двунадесятых посвящены культу богородицы: рождество богородицы, благовещенье, введение во храм богородицы и, наконец, успенье. Кроме того, важную роль в христианской религии играют посты, во время которых верующим предписывается усиленно молиться, каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать себя во всех земных удовольствиях. Церковь предписывает христианину поститься около 200 дней в году.

Конец 80-х—90-е гг. XX в. ознаменовался бурным ростом интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви разрушенных храмов и мо­настырей, их восстановление и строительство новых — все это характерные приметы конца вто­рого тысячелетия. Большими тиражами стала выходить раз­личная религиозная литература. Были переизданы работы русских религиозных философов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, B.C. Соловьева. П.А. Фло­ренского, Г. В. Флоренского и др.), произведения русских ре­лигиозных писателей (Б. К. Зайцева, И.С. Шмелева), сочинения писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лесков, Л. И. Толстого), поднимающие вопросы религии. Усили­лось воздействие религии и на творчество современных писате­лей, в произведениях которых затрагиваются библейские прит­чи (Ч. Айтматов) и библейская символика.

Десятилетия «атеистического» развития русской советской культуры, естественно, не могли пройти для общества даром. Исчезли создававшиеся столетиями связи между православной религией и искусством, невозвратно разрушился быт, практически исчезли традиции народных религиозных праздников.

Следствием утраты национальных религиозных традиций можно считать и происходившую в 90-х гг. XX в. бурную аме­риканизацию русской культуры (культура как бы потеряла им­мунитет), а. в какой-то мере и усиление аморальности. Про­никновение чужеродных верований вряд ли восполнит те ста­билизирующие начала, которые со времен Крещения Руси оп­ределяли развитие национальной культуры.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

Франция

Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населе­ния страны (около 90%) придержива­ется католицизма

Во Франции имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство из них реформаты. Они объеди­нены в три церкви: Реформатскую церковь Франции (400 тыс.), Реформатскую церковь Эльзаса и Лотарингии (42 тыс.) и Независимую евангелическую ре­форматскую церковь (10 тыс.). Люте­ране во Франции образуют две церкви: Церковь аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии (230 тыс.) и Евангелическую лютеранскую церковь Франции (45 тыс.). Реформатов больше всего в Па­риже, Нормандии и близ Марселя, лютеран - в Эльзасе и Лота­рингии. Другие группы протестан­тов невелики.

В стране имеются также армяно-григориане (180 тыс.), православные (150 тыс., преимущественно русские и гре­ки), мормоны (15 тыс.), старокатолики (3 тыс.).

Германия

Западная Германия

На территорию, на которой в насто­ящее время расположена Западная Германия, христи­анство проникло еще в IV в. Рефор­мация расколола немецких христиан на две группы: часть из них ос­тались приверженцами Римской католической церкви, другие восприняли протестан­тизм в люте­ранской или кальвинист­ской форме. Еще в XIX в. была сделана попытка объединить в отдельных не­мецких государствах лютеранские и ре­форматские церкви (при сохранении вероисповедных особенностей каждой входящей в объединение церковной общины). Объединенные церкви стали называться евангелическими. После образования единого германского государства была создана Евангелическая церковь союза, однако в ее состав вошли не все местные евангелические (люте­ранско-реформат-ские) организации. В 1948г. было соз­дано еще более широкое объединение - Евангелическая церковь в Германии, в которую вошли уже упомянутая Евангелическая церковь союза, Объ­единенная евангелическо-лютеранская церковь Германии, созданная в 1948 г., и ряд самостоятельных территориальных евангелическо-лютеранских и евангелическо-реформатских церквей.

Большим влиянием пользуется и Римская католическая церковь. К ней примыкает 46% насе­ления страны. Католицизм занимает особенно сильные позиции на западе и юге стра­ны - в землях Саар (74% населения), Бавария (70%), Рейнланд-Пфальц (56%) и Северный Рейн-Вестфалия (52%). В ФРГ имеются также небольшие груп­пы православных.

Восточная Германия

В Восточной Германии, в отличие от Западной, католи­цизм не играет значительной роли (его придерживается 8% населения). Среди протестантов преобладают лютеране, но немало и рефор­матов. Есть в стране также небольшие группы старокатоликов и православных, а также около 5 тыс. иудаистов. Значительная часть населе­ния Восточной Германии не исповедует никакой рели­гии.

Берлин

В Берлине преобладает протестантизм (70% населения). Име­ются в городе католики (12%) и иудаисты (5 тыс.).

Соединенные Штаты Америки

Весьма сложна картина религиозной принадлежности населения в США. По обилию сект и са­мостоятельных церковных организаций эта страна стоит на первом месте в мире. Хотя в Соеди­ненных Штатах почти все церковные группы ведут системати­ческий учет своих членов, определе­ние религиозного состава населения представляет большие трудности. Они заключаются в том, что церкви и секты США придерживаются различных критериев при определении числен­ности своих членов. Так, Римская католическая церковь, а в последнее время также Епископальная цер­ковь и многие лютеранские церковные орга­низации учитывают всех крещеных. Иудаистские об­щины считают своими членами всех евреев. Большинство же протестантских организаций пока­зыва­ет численность лишь „полноправных членов", т. е. лиц, достигших опреде­ленного (чаще всего 13-летнего) возраста. Отсюда видно, что официальные данные о численности различных рели­гиозных группировок во многих слу­чаях не дают возможности определить удельный вес той или иной вероиспо­ведной группы во всем населении страны.

Из отдельных церковных организа­ций наибольшее число последователей имеет Римская като­лическая церковь. Католики в США -это в первую очередь потомки выход­цев из Ирландии, Ита­лии, Польши и других стран с преимущественно като­лическим населением. Кроме католи­ков ла­тинского обряда в США имеются также католики восточных обрядов (так называемые униаты). Среди униа­тов резко преобладают греко-католики. В подавляющем большинстве это украинцы, румыны, итальянские греки, венгры, хорваты, небольшое число белору­сов и русских.