К 200 г. н. э. евреи жили во многих странах. Помимо Святой Земли, очень крупные общины обосновались в Риме, Египте и Персии. Крупнейшее еврейское поселение находилось в Вавилоне. Потомки евреев, изгнанных из Иудеи после разрушения Первого Храма, жили здесь в достатке. В некоторых районах Вавилонии они были настолько богаты, что основали независимые княжества, а еврейские войска помогали местным царям в войнах с Римом.
В Вавилоне изучение Торы достигло высочайшего уровня. В этот период был составлен Талмуд, один из важнейших трудов в Иудаизме. Главы ведущих академий были известны под названием гаонов (гаон, мн. ч. «гаоним», означает «совершенство»). Евреи всего мира консультировались у них по вопросам галахического законодательства. Последний гаон был убит в 1040 г н. э., в период, когда еврейская жизнь в Вавилонии уже пошла на спад.
Средневековая Европа принадлежала к христианскому миру. Правили церковь и аристократия, и зачастую власть церкви была сильнее. Это было трудное для евреев время, в лучшем случае их просто терпели, в худшем – уничтожали. В Средневековой Европе евреев не называли иначе как убийцами Христа и периодически принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. Иногда евреев заставляли жить в гетто: отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запирающимися на ночь. Некоторые декреты обязывали евреев носить специальную одежду. Нередко евреи становились жертвами массовых расправ. Периодически правительства некоторых городов, а иногда и целых стран просто избавлялись от еврейского населения. Например, Англия приняла решение об изгнании евреев в 1290г.
Несмотря на все это, изучение Торы достигло в средневековье новых высот, причем как в Европе, так и в арабском мире. Главной целью еврейских мудрецов стало разъяснение Талмуда. Среди других направлений можно назвать комментирование Письменной Торы и развитие грамматики иврита. Одним из выдающихся мудрецов Торы этого периода был р. Шломо бен Ицхак (1040 – 1105), известный как Раши. Перу Раши принадлежит, наверное, самый известный комментарий Пятикнижия и многие комментарии Талмуда.
В 1492 г. евреи были изгнаны из Испании.
Некоторые из них поселились в Голландии, иные предпочли небезопасный путь в страну Израиля. Группа ученых основала крупнейший центр исследования Торы в городе Цфад. Там работал знаменитый Йосеф Каро. В 1555 был опубликован его основной труд: кодекс Галахи под названием Шульхан Арух («Накрытый стол»). Другие мудрецы занялись изучением мистических толкований взаимоотношений между человеком и Богом.
В период Просвещения на большей части Европы евреи как народ очень выделялись. Они по-иному одевались и говорили на своих языках. Окружающие принимали это как доказательство того, что евреи являются низшей расой и что на них лежит Божье проклятие.
В то же время, некоторые евреи, как правило, самоучки, учили язык нееврейского окружения, осваивали математику и философию. Одним из них был Моисей Мендельсон, популярная личность в Берлине середины восемнадцатого века. Мощный интеллект и интересные философские работы пробили ему дорогу в германское общество.
Мендельсон верил, что евреи будут эмансипированы, если изменят стиль своей жизни.
Он и его последователи старались убедить других евреев изучать секулярные предметы наряду с Библией и Талмудом, пользоваться европейскими языками, прекратить вести деловые записи на иврите, осваивать земледелие и ремесла. Подобное движение, предлагающее евреям компромисс в образе жизни в сторону нееврейского мира получило название Гаскала (еврейское просвещение), а ее приверженцы – маскилим.
Среди самих маскилим не было единства во взглядах.
Некоторые считали достаточным изменить внешний вид, язык и профессии евреев. Другие пытались изменить еврейскую религию в угоду неевреям, сделать ее более приемлемой для окружения. Последние заложили фундамент реформистского движения, распространившегося в Германии в начале девятнадцатого века.
Некоторые правительства Западной и Центральной Европы видели в гражданском равноправии евреев награду за отказ от тех элементов религии, которая велит «отличаться от остальных народов».
Французская революция 1789 провозгласила «свободу, равенство, братство» для всех жителей Франции, включая евреев.
Но это только в том случае, если те согласятся считать себя французами. Вскоре после прихода к власти, Наполеон Бонапарт провозгласил, что «через десять лет не будет никакой разницы между евреем и французом».
В 1807 он основал Сангедрин (высший еврейский совет), поскольку, среди всего прочего, он хотел, чтобы раввины утвердили закон, позволяющий евреям жениться на нееврейках и наоборот. Раввины пошли на компромисс, заявив, что смешанные браки допустимы с точки зрения законов Франции, но не с точки зрения еврейского законодательства.
В течение девятнадцатого века Гаскала, эмансипация и преследования невероятно изменили еврейскую жизнь в Европе.
В Германии реформистское движение начало попытки приспособить иудаизм к потребностям ассимилированных евреев.
В Восточной и Центральной Европе Сионистское движение начало поиски путей создания еврейского государства.
В России Бунд, еврейское социалистическое движение, призывало отказаться от иудаизма и влиться в российское общество.
Иудаизм – первая по-настоящему монотеистическая религия. Основное положение иудаизма – вера в единого Бога. Исторически эта вера определила изоляцию евреев от соседствующих мифологических культур.
Евреи верят, что Бог сотворил вселенную из ничего. Из этой веры вытекает взгляд на мир как на созданный Богом в точном соответствии с Его планом. Человеческому разуму недоступно в полной мере понимание механизма процесса творения из ничего. Творение – это не единичный акт, а постоянный процесс. Вот почему в своих молитвах евреи прославляют Бога как того, кто «по доброте своей постоянно, каждый день возобновляет сотворение мира».
Хотя мы себе не можем представить Бога, евреи верят, что Он всемогущ, всеведущ и вездесущ (т.е. одновременно присутствует везде). Древнее изречение еврейских мудрецов гласит: «Там, где ты найдешь величие Бога, ты найдешь и Его смирение». В этих словах выражена важная для еврейской традиции мысль о том, что, хотя Бог и может сделать все, что захочет, он обычно воздерживается от применения своей власти и оставляет людям свободу выбора между добром и злом. Однако иногда Бог пользуется своей властью и вмешивается в дела людей. Евреи называют такие вмешательства чудесами. Евреи считают, однако, что в большинстве случаев Бог остается, так сказать, за кулисами и стремится привлечь людей к себе, посылая им благословения или страдания, или какими-либо другими способами.
Иудаизм утверждает, что Бог евреев – это Бог всего человечества, и что Он хочет, чтобы все люди служили Ему, живя так, как Он хочет. Ориентиры такого образа жизни изложены в Законах Сыновей Ноаха, названных так потому, что они были даны Ноаху (Ною) после потопа (Бытие 9).
Законы сыновей Ноаха состоят из семи установлений. Во-первых, они запрещают идолопоклонство и богогохульство. Буквально “идолопоклонство” означает служение образу (поклонение идолу). Евреи понимают под этим служение чему бы то ни было, кроме Бога – солнцу и луне, горам, животным, человеку или процессу (например, огню). Еврейская традиция рассматривает поклонение части творения вместо поклонения Творцу как страшное оскорбление Бога. Идолопоклонство одинаково запрещено евреям и неевреям. Евреи считают идолопоклонством даже попытку представить Бога в виде изображения.
Иудаизм также запрещает богохульство, т.е. проклятия в адрес Бога. На более высоком уровне иудаизм требует от человека развитие уважительного и щепетильного отношения ко всему, что связано с Богом. Законы сыновей Ноаха также запрещают убийство, воровство, сексуальные извращения (к которым в еврейской традиции причисляются супружеская неверность, кровосмешение, гомосексуализм, скотоложество) и жестокость по отношению к животным. Наконец, они требуют установления справедливости. Правовая система, усиленная судебной системой, обеспечивает общественную гармонию. Еврейская традиция видит в установлении правовой системы выполнение божественной воли, поскольку это способствует тикун олам, усовершенствованию мира.
Евреи считают всякую религию, которая придерживается законов сыновей Ноаха, приемлемым для неевреев способом служения Богу. Это не означает, что они согласны со всем, чему учат другие религии, они лишь признают, что некоторые религии указывают путь к Богу. По этой причине евреи не видят необходимости обращать другие народы в свою веру. В частности, евреи признают ислам чисто монотеистическим учением, а строгую нравственность мусульман соответствующей законам сыновей Ноаха. То же относится к религии сикхов.
Отношение евреев к христианству всегда было не столь однозначным. Хотя они признают высокие нравственные принципы христианства, их не устраивает утверждение о том, что Иисус является Богом. В средние века еврейские мудрецы обсуждали вопрос о том, является ли служение Иисусу идолопоклонством. И хотя было решено, что такое служение не является идолопоклонством, евреи не признают христианство чистым монотеизмом. Для евреев также неприемлемо использование изображений и икон в католической и православной церквях.
Тем не менее, евреи всегда осознавали особую связь иудаизма с христианством и исламом. Рабби Иегуда Галеви, живший в двенадцатом веке, называл иудаизм зерном, из которого выросло дерево, а ислам и христианство его ветвями, поскольку именно благодаря этим двум религиям миллионы людей пришли к вере в единого Бога.