РЕФЕРАТ
по дисциплине Культурология
по теме: Особенности иудаизма
Оглавление
Введение
1.Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
2.Сущность иудаизма
Заключение
Список использованной литературы
Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н. э. – ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей».
В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II – I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм – это комплекс правовых, морально- этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока – Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний.
Постоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые толкования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 – 1204), разработавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики.
Актуальность данной темы легко обосновать обычным интересом к истории древних цивилизаций, а также к истории христианства, непосредственно связанного с развитием иудейской религии.
Целью настоящей работы является исследование иудаизма как религиозной и мировоззренческой системы.
1.Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Иаков и четыре его жены: Рахель, Леа, Билгьа и Зильпа составляют три поколения Патриархов (Праотцев) и Матриархов (Праматерей) еврейского народа. Они вели кочевой образ жизни. Примерно тридцать восемь веков назад они путешествовали, вместе с женами, детьми, имуществом и стадами по территории сегодняшней Сирии, Израиля и Египта. После долгого пути праотцы становились лагерем, рядом с шатрами других скотоводов-кочевников, вблизи крупных городов. От других архаических племен их отличала вера в Единого Бога, причем их Богослужение подразумевало не только молитвы и жертвоприношения, но также доброту и гостеприимство.
Тора рассказывает о том, как Всевышний клялся Праотцам, что земля Ханаан (современный Израиль) будет принадлежать их потомкам. Однако сильный голод в земле Ханаан вынудил Иакова «спуститься» с семьей в Египет, где пищи было вдоволь, и поселиться там. Спустя столетие в Египте уже насчитывалось много тысяч евреев. Государственный переворот привел к власти в Египте нового фараона. Он обвинил евреев во всех экономических и политических бедах и обратил их в рабов.
Несколько поколений спустя, в классической иудейской трактовке, Бог пожелал исполнить свое обещание, данное Праотцам, и вернуть евреев в Ханаан. Он призвал человека по имени Моше (Моисей в русской традиции) для освобождения евреев и возвращения их в Страну Обетованную. Спустя семь недель после исхода из Египта еврейский народ подошел к горе Синай. Там Моисей получил Тору (свод законов, по которым должны жить евреи) и все сорок лет странствий по пустыне преподавал ее народу. Обращаясь к Моисей, Всевышний заповедовал евреям построить мишкан, то есть переносной храм, с которым можно было путешествовать. Мишкан стал прообразом будущего Храма и синагог вплоть до сегодняшнего дня.
Спустя сорок лет странствий по пустыне, евреи достигли страны Ханаан. Моисей умер, когда Земля Обетованная была уже на горизонте. Завоевание Земли Ханаан возглавил преемник Моисея, пророк Йегошуа. Израильтянам понадобилось несколько лет, чтобы завоевать страну Ханаан. Затем каждое из двенадцати колен получило в ней свой надел, и старейшины каждого колена стали во главе его. Верховную власть осуществляли выдающиеся пророки, чей авторитет принимали все колена. Каждое колено выбирало для себя возвышенность, на которой осуществлялись молитвы и жертвоприношения Всевышнему. Важнейшим местом богослужения были несколько мишканов в разных точках страны.
В этот период евреи страдали от набегов соседей. Судьи проводили мобилизацию для отпора врагу, как правило, только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу одиннадцатого века до. н. э. филистимляне, воинственный народ на юго-востоке, представляли уже угрозу иного рода, так как их целью было полное завоевание Страны Израиля. Перед лицом опасности народ просил Шмуэля, последнего из судей, выбрать достойного царя. Выбор пал на храбреца и праведника по имени Шауль (в русской традиции – Саул).
Саул сумел объединить народ так, как не могли этого сделать судьи и выступил с армией, составленной из представителей всех колен, на войну с филистимлянами. В начале ему сопутствовал успех, но в итоге он потерпел сокрушительное поражение и был убит. Саул царствовал только два года.
Покончить с филистимлянами смог зять Саула Давид, который унаследовал за ним царство и правил 40 лет. Он почти все время воевал и к концу своего правления владел уже небольшой империей. Сын Давида Шломо (в русской традиции Соломон) обеспечил стране мир и процветание. Доходы шли от внутренней и внешней экономической деятельности. К этому моменту скромные мишканы не производили должного впечатления на фоне роскошной городской архитектуры, и Соломон решил заменить их Храмом, строительство которого заняло семь лет.
После смерти Соломона, некоторые люди не приняли его сына в качестве нового царя. Северные племена восстали и основали собственное царство под названием Израиль. Южные колена остались верны сыну Соломон в государстве Иудея. Население Иудеи получило название евреев. Два соседних царства простояли около 200 лет. К концу этого времени сформировалась богатая знать, которая угнетала бедняков, а коррумпированные судьи не вмешивались. Но великие пророки этого времени, такие как Осия, Амос, Иеремия обличали власть предержащих, включая царей. Учение пророков о справедливости и сострадании легло в основу современной морали.
В 722 г. могущественная Ассирия завоевала Северное Царство и изгнала евреев. Эти изгнанники не оставили следа в истории. Спустя всего сто лет, когда Ассирия уже не была сверхдержавой, крохотное Иудейское Царство оказалось в тисках конфликта между Вавилонией (сегодняшний Ирак) и Египтом. В 586 г до. н. э. Вавилоняне разрушили Иерусалим и Храм и увели народ Иудеи в Вавилонский плен.
За некоторое время до разрушения Храма евреи начали расселяться за пределами Святой Земли. Эти поселения получили общие название «диаспора», т. е. «рассеяние». Крупнейшим центром еврейской диаспоры стал Вавилон. В 538 году до н. э. Кир Великий, царь Персии, завоевал Вавилон и позволил всем народам вернуться из вавилонского плена на родину. Часть евреев вернулась в Иудею. Началось восстановление Храма. Однако большинство евреев предпочло не покидать Вавилон, где остались крупные процветающие общины. Несмотря на ряд неудач, Храм был наконец отстроен и все больше евреев возвращалось в Святую Землю.
К 323 г до н. э. Александр Великий (Македонский) завоевал Персидскую Империю. Александр и его преемники ставили целью распространение греческой культуры в Азии. Появились новые формы искусства, литературы, философии и управления, известные под общим названием эллинистических. Многие евреи под влиянием эллинизма оставили свой традиционный образ жизни. Появились трения между эллинизированными и традиционными евреями. Напряженность достигла предела в тот момент, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175 – 163 гг. до н.э.) попытался насильственно эллинизировать всех евреев своей империи. Результатом стало восстание Маккавеев, которое закончилось победой и установлением собственной монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.
В 63 г. до н. э. Римская Империя захватила Святую Землю. Римляне оказались крайне суровыми правителями и евреи не были едины в том, как реагировать на их действия. Одни призывали к восстанию, другим было важнее сохранить мир.
Различия во взглядах на особенности иудейских обрядов привели к образованию сект. Большинство из них ожидали немедленного прихода Машиаха (мессии, т. е. еврейского царя-помазанника), но не знали точно, чего от него ждать. Некоторые считали, что Машиах должен выгнать римлян, другие ждали, что он будет великим учителем. При этом они все верили, что с приходом Машиаха начнется эпоха всеобщего мира. В этот период несколько евреев претендовали на эту роль. Наиболее известен из них Иисус из Назарета. Его последователи заложили основу того, что мы сегодня называем Христианской церковью.
В 66 г. н. э. одна их сект под названием Зелоты, подняла восстание против римлян. Спустя четыре года Иерусалим и храм были разрушены. После этого римское владычество еще ужесточилось, а борьба евреев становилась все более и более отчаянной. В 132 г. н. э. под предводительством Шимона бар Козиба, известного как Бар Кохба («сын звезды»), евреи восстали снова. Бар Кохба выгнал римлян за пределы Иерусалима и на три года восстановил еврейскую власть в Святом Городе. В 135 г н. э. он был побежден и еврейская жизнь в Святой земле пришла в полный упадок. Многие покинули страну и поселились в диаспоре. Прошло почти 2000 лет прежде чем евреи сумели вновь основать суверенное государство на своей земле.