Смекни!
smekni.com

Отличия ветхозаветной религии от других вероисповеданий (стр. 1 из 2)

Оглавление

Глава 1 Понятие ветхозаветной религии

1.1 Сходство ветхозаветной религии с другими религиями

1.2 Основные отличия ветхозаветной религии от других религий

Глава 2 Формирование ветхозаветной религии

2.1 Евреи – как основоположники ветхозаветной религии

2.2 Возникновение иудаизма

Глава 3 Почему религия ВЕТХОзаветная?

3.1 Как Ветхий завет стал ветхим

3.2 Ветхозаветная религия как порождение христианства

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Ветхозаветной называется. монотеистическая религия, которую имели праотцы всех народов, но которая приобрела свою фиксированную определенность через Откровение, полученное Моисеем и другими еврейскими пророками. Поэтому она обычно понимается как религия евреев до пришествия Христа Спасителя и начала Нового Завета (далее начинается иудаизм или новоиудейство).[5]

К основным чертам этой религии, как повествует Библия, следует отнести, во-первых, ее безусловный монотеизм. Утверждения некоторых исследователей о политеистическом характере ветхозаветной религии не выдерживают критики при внимательном рассмотрении приводимых ими аргументов. Главные из них следующие:

1. В еврейском тексте Библии с первых же строк говорится об «Элогим», т. е. о богах (так как суффикс «им» указывает на множественное число), а не о Боге, как это переведено на другие языки.

2. В Библии упоминаются имена различных богов, которым поклонялись евреи: Адонаи, Ягве, Саваоф и др.

3. Многочисленные библейские антропоморфизмы в отношении Бога говорят о примитивном, свойственном политеистам представлении о Боге в ветхозаветной религии.[2]

Целью данной работы является определение отличий ветхозаветной религии от других вероисповеданий.


Глава 1 Понятие ветхозаветной религии

1.1 Сходство ветхозаветной религии с другими религиями

Ветхозаветная религия имеет многие черты, общие для большинства религий. К ним относятся, например, учение о личном Божестве, об Откровении, о добре и зле, о воздаянии, об ангелах и демонах, о необходимости жертвоприношений (кровавых), молитв и многое другое.

В то же время религия Пятикнижия неопределенно говорит о бессмертии души человеческой (например, Еккл. 12,7), которая сходит в преисподнюю, шеол, страну забвения, место бессознательного пребывания, вечного непробудного сна (например: «Для дерева есть надежда, что оно, если не будет срублено, снова оживет... а человек умирает и распадается; отошел, и где он? человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14; 7,10,12).

«Закон» (Пятикнижие) не говорит ни о посмертном воздаянии, ни о воскресении мертвых и вечной жизни, ни о Царствии Божием. Бог «Закона» является безусловным мздовоздаятелем лишь здесь, в земной жизни. И потому религия «Закона» не возвышает человека над идеалом чисто земного благополучия (шалома).[2]

Но уже у некоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но испытывают и определенные состояния. Так, пророк Иезекииль говорит, что «пораженные, падшие от меча» будут положены среди необрезанных в самой глубине преисподней (32, 18-32). А пророк Исаия о посмертной участи нечестивых говорит: «Червь их не умрет и огонь их не угаснет» (66, 24).

Ветхозаветная религия в лице пророков чает воскресения мертвых. Эту надежду высказывает праведный Иов, когда говорит: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (19, 25-27). О всеобщем воскресении говорит вполне определенно Исаия (26,8; 16, 19), осуществление его предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресении для праведников будет вечная блаженная жизнь, а грешникам — посрамление: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни — для жизни вечной, другие — на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2-3).[3]

1.2 Основные отличия ветхозаветной религии от других религий

Однако ряд важных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Это учение о творении мира из «ничего» о сотворении человека как образа Божия, о грехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особом избранничестве еврейского народа.

1. Ожидание Мессии (греч. Χριστός — Помазанный; еврейское «машиах» означает «Помазанник») является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения (Иер. 33,14-18 и др.). Но самое важное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, от греха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроит вечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира (Ис. 2; Мих. 4; Ис. 53 и др.).

Но «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3,16), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, богословы и учители внушили своему народу чисто земное, вполне языческое, политическое истолкование Мессии: Он будет еврейским царем, которому подчинятся все народы земли, и для еврейского народа наступит царство полного земного благоденствия. Отсюда становится понятным, почему за учение о Своем Царстве не от мира сего (Ин. 18; 36) был отвергнут пришедший Мессия Господь Иисус Христос, и богооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование. Возник иудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветной религии, но утративший ее существо.

2. Что означало богоизбранничество еврейского народа, какую оно имело цель? Понимание его также было глубоко искажено в еврейском народе. Поскольку самое важное — обусловленность избранничества верностью Богу в вере и нравственной жизни — было фактически полностью игнорировано. Весь акцент сделан на этнической принадлежности. Отсюда убеждение в вечной неотъемлемости избранничества, утверждение национальной исключительности евреев, их превосходства над всеми другими народами. Естественно, что подобная идея не может не импонировать эгоистическому сознанию человека, и потому она пустила глубокие корни в иудаизме.[4]


Глава 2 Формирование ветхозаветной религии

2.1 Евреи – как основоположники ветхозаветной религии

В действительности же, в общекультурном, философском, научном развитии, как свидетельствует история, евреи стояли существенно ниже многих окружающих народов (Египта, Вавилона, Греции, Индии) и избрание еврейского народа было строго обусловлено важнейшим религиозным фактором: «Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым» (Исх. 23; 22). Об этой обусловленности свидетельствует также тот очевидный факт, что израильские пророки постоянно призывают этот народ к покаянию, обличая его:

в «жестоковыйности» (Втор. 9, 6: «Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею; ибо ты народ жестоковыйный»);

в развращенности и скором богоотступничестве (Втор. 9,12-14: «И сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан. И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной»);

в упорстве и непослушании (Ис. 65, 2: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному»; ср. Евр. 3, ΤΙ 1) и т. д.[1]

Еврейский народ был избран в ветхозаветную эпоху по причинам, в Откровении прямо не названным. Как не были прямо указаны причины избрания апостола Петра, отрекшегося Христа, или Иуды Искариота, предавшего Его. Промысл Божий постоянно избирает те или иные народы и отдельные личности с учетом их свойств для исполнения конкретных исторических целей. Однако контекст Библии показывает, что основной причиной избрания еврейского народа были его преимущественные способности к сохранению и проповеди среди всех народов земли Откровения о спасении мира через Христа-Господа. Но поскольку способности могут быть реализованы очень различно, то и его избрание носило временный и прообразовательный характер, как и весь ветхозаветный Закон, который имел «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10,1).

Об отнятии избранничества у евреев, не принимающих Христа, совершенно определенно и многократно сказано в Евангелии. Например, в притче о злых виноградарях: «Поэтому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21,43). И без притчи: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 11-12).[3]

2.2 Возникновение иудаизма

На почве отвержения Христа и утраты избранничества возник иудаизм как антипод еврейской ветхозаветной религии. Иудаизм ожидает и подготавливает пришествие своего Христа (по христианскому Откровению — антихриста), с иным, разумеется, учением. В отличие от Ветхого Завета, иудаизм представляет собой уже скорее идеологию, нежели религию.

Отсюда становятся понятными и слова апостола Павла о том, что «весь Израиль спасется» (Рим. 11, 26). Здесь «весь» означает не всех вообще. Но лишь тех евреев, которые в конце истории — когда в Церковь «войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25), т.е. когда среди других народов уже не останется истинных христиан, примут Господа Иисуса Христа, убедившись, что Он и есть истинный Мессия. Эти евреи, будучи историческим остатком плотского Израиля, составят тогда весь (как и в начале христианства) «новый Израиль», который и окажется спасенным, вошедшим в число избранных Божиих. Как писал апостол Павел: «Хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9, 27). Таким образом, обетование, данное Аврааму (Быт. 12, 3), исполнится в Церкви, ибо «Бог верен» (Рим. 3,4).