- те, которые могли наносить зло, но не могли его исправить;
- те, которые моги только устранить зло, но не могли его нанести;
- те, которые могли причинить и устранить зло – самые опасные ведьмы, т.к. чем больше они гневят бога, тем больше силы и могущества даёт им дьявол[23];
Главным толчком для распространения веры в ведьм и колдунов, её успех и широчайшее распространение зависело, в первую очередь, от широкой её популярности в среде духовенства. Инквизиция истребляла ведьм, тем самым открыто признавая их существование и пропагандируя тем самым страх в населении перед силами зла; инквизиция не отрицала того, что человек либо по своей доброй воле, либо совершенно сам того не подозревая может войти в сношение с дьяволом и верно служить ему, взамен получая сверхъестественные силу и мощь. И такая перспектива служения дьяволу была выгодна большей части народа, особо для народа бедного и угнетённого, прослыть колдуном или ведьмой означало проявления страха и боязни в его сторону. Неверно, что договор с сатаной был легкомысленным, безрассудным поступком какого-нибудь влюбленного или скряги. Если обратиться к здравому смыслу, к человеческой природе, то, напротив, становится понятным, что на такой шаг был крайностью, был вызван беспредельным отчаяньем, страшным гнетом обиды и нужды[24]. Ведьму старались задобрить, прийти к ней на помощь, тогда, когда люди понимали, что даже церковь бессильна в борьбе со злом и несправедливостью.Всякая сила вызывает перед собой преклонение, а средневековый католицизм сделал из образа сатаны такую силу, которой, в конце концов, стала страшиться даже сама создавшая его римская церковь[25].
Таким образом, развитие охоты на ведьм связано, в первую очередь, с деятельностью церкви, которая, признавая колдовство, вступало с ним в борьбу, используя все возможные методы и ставя под обвинение совершенно неповинных людей, и чаще всего женщин, т.к. как уже было сказано выше, по церковным убеждениям женщина являла собой слабое и подверженное соблазну существо. Подтверждение своих предположений о существовании колдовства и о связях с дьяволом простых людей, инквизиторы получали от еретиков, которые под пытками признавались в желаемых инквизитором проступках и невиданных вещах. Именно на этом этапе, охота на ведьм начала приобретать размах эпидемии, под пытками еретики признавались в связях с дьяволом и создавали благодатную почву.
Глава 3. Процессы над ведьмами
3.1 Арест и предъявление объявлений
Как же протекала пресловутая «охота на ведьм»? Она состояла из нескольких этапов, первым из которых был арест и предъявление обвинений. Итак, обычным поводом для подозрений в сговоре с дьяволом была обычная зависть, злость или страх соседей, родственников или просто людей, окружающих человека. Очень часто для начала расследований хватало одних только слухов, однако, встречались также случаи доноса на подозреваемого[26]. Надо заметить, что донос осуществлялся по принципу «если я не донесу на кого-то, то донесут на меня», т.е. по большинству своему только из страха стать подозреваемым в колдовстве. Доносительство всемерно поощрялось церковью, доносчики приравнивались к мученикам за веру, они получали отпущения грехов, денежные вознаграждения[27]. В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения, хотя зачастую никакой проверки и вовсе не осуществлялось, и судьи оправдывались тем, чтосделка с дьяволом суть «преступление исключительное», и наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, а в таких делах достаточно одних только слухов[28]. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных. Еще одним путём для начала расследования дела являлась молва, дошедшая до слуха инквизитора, что в таком-то городе имеются ведьмы, занимающиеся тем‑то и тем‑то. Это – обвинение путем инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого‑либо обвинителя, а по своему собственному почину[29]. Итак, едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание. Опрашивались свидетели, выведывались сведения о репутации обвиняемого, его образе жизни. Для доказательства вины необходимо одно из трех:
1) Очевидность проступка.
2) Закономерные доказательства свидетелей.
3) Личное признание вины[30].
Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. При аресте необходимо было соблюдать осторожность, дабы ведьма не сумела призвать на помощь дьявола и исчезнуть, например, после того как ведьма будет схвачена её предписывалось непременно усадить в корзину и нести в тюрьму, считалось, что если ведьма ступит на землю, то она сможет овладеть совею силою и разметать стражей и немедленно скрыться. Также считалось, что как только лица, представляющие правосудие налагали на ведьму руку, она немедленно лишалась своей силы, предполагалось, что это было божественное произволение[31], колдуньи не могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, что последние отправляют обязанности по общественному правосудию[32]. При взятии ведьмы под стражу не надобно давать ей времени оставаться одной в комнате. Этим она лишается возможности принять известные колдовские снадобья, дающие ей возможность молчать и не сознаваться, несмотря на пытки. Не мешает при этом произвести самый тщательный обыск в том доме, где живет обвиняемая. Если она – известная ведьма, то у нее, без сомнения, найдутся многие орудия колдовства, в случае захвата ее врасплох. Если у нее имеется служанка или есть подруги, то и их полезно подвергнуть лишению свободы даже в случае отсутствия доноса на них[33]. Арест повергал обвиняемого в настоящий ужас, так как тюрьмы в те времена представляли собой ужасное зрелище, особенно тяжело приходилось женщинам: они были абсолютно беспомощны перед домогательствами своих надзирателей и нередко подвергались насилию. Большинство судей сознательно пользовались этим тюремным террором, чтобы еще до начала процесса сломить волю обвиняемых и лишить их сил[34].
3.2 Допрос
После ареста и предъявления обвинений начиналась, пожалуй, одна из ужаснейших частей «охоты» - допрос, целью которого являлась дача признаний подозреваемым. По закону никто не может быть присужден к смертной казни, если он сам не сознался в преступлении, хотя бы улики и свидетели и доказывали его еретическую извращенность. Чтобы добиться признания, ведьма подвергается пыткам[35]. Признание же, вынужденное пыткой, считалось уликою и твёрдо устанавливало обстоятельства, какие бы они ни были невероятными[36]. На подобных процессах, в отличие от обычных уголовных разбирательств, женщины не могли переложить вину за приобщение их к ведовству на мужей или других мужчин, ибо в делах о колдовстве женщины несли полную юридическую ответственность за свои поступки[37].
Первые допросы проходили по заданной схеме. Было принято начинать допрос с церковного обряда. В это время творилась молитва во спасение души обвиняемой или ей на шею вешали ладанку с реликвиями. Также жертв поили на пустой желудок «святой» водой, чтобы «дьявол во время пытки не мог связать им язык»; прикрепляли к голому телу «ведьм» ленту «длиной в рост Спасителя», которая якобы отягощала виновных «хуже всяких цепей»; произносили различного рода заклинания, чтобы «открыть уста» строптивых и непокорных «чертовых женок»[38]. Затем следовали бесконечные расспросы обвиняемого по поводу его отношений с дьяволом и тех бед, которые делались с его попустительства. Судьи старались добиться полного признания и рассказа во всех подробностях, а также по возможности выдачи соучастников. Зачастую судья призывал друзей обвиняемой и сообщал им, что она избегнет наказания и смерти, если признается в правде. Частые размышления, тяжкие условия заключения и увещевания рассказать правду делают ее склонной к признаниям. Если судья безуспешно ждал некоторое время признаний обвиняемой, которая была неоднократно увещеваема, то, имея уверенность в том, что обвиняемая продолжает запираться в правде[39], он приступает к первому этапу пыток - обвиняемому показывали многочисленные орудия пыток и разъясняли их применение, всё это делалось для устрашения виновного и для скорейшего получения признания[40]. Нередко судьи прибегали к всевозможным хитростям, суля жертве сохранение жизни и искупление грехов в случае признания, однако, для обвиняемого это всегда заканчивалось плачевно. Судьи считали, что обещание данное послушнику дьявола не имеет никакой силы, невыполненное обещание во имя божие - не есть грех. Также встречались случаи, когда инквизитор передавал ведение дела другому судье, который и выносил смертный приговор.[41]Если же и теперь подозреваемая продолжала упорствовать, то её подвергали испытанию и допросу с пристрастием.Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах[42]. Ведьмы подвергались более легким, или более мучительным пыткам, смотря по тяжести преступления. Во время пыток им задавались вопросы касательно тех проступков, за которые их пытают. Вначале задавались вопросы, затрагивающие более мелкие проступки. Ведь ведьмы скорее сознавались в них, чем в тяжких преступлениях. Допрос во время пыток записывался нотариусом. Если умеренно пытаемый продолжал запираться, то перед ним раскладывались иные орудия пытки, и он предупреждался, что они будут применены нему, если он не скажет правды. Если он и после этого упорствовал, то в его присутствии читался приговор о продолжении допроса[43]. Для этого инквизиторы видоизменяли положения о пытках: было принято, что пытка не могла повторяться, если обвиняемый не признал своей вины, однако, в реальности это было не так, объяснением этому служило то, что пытка не повторяется, а продолжается[44]. Под этими страшными истязаниями признавалось всё, что только хотел инквизитор, задавая свои вопросы, он получал только желаемые им ответы, что только укрепляла веру судей в существование дьявола и договоров людей с ним, под пытками выдавались многочисленные соратники дьявола, которых жертва могла встретить на шабашах-сборищах слуг дьявола, сопровождающихся песнями и плясками, богохульством и возвышением дьявола. Инквизиторы призывали не церемониться с ведьмами, ссылаясь на то, что «исключительность этих дел требует исключительных пыток»[45]. Но если даже под пытками не удавалось извлечь признание из обвиняемого, то это совсем не означало его невинности, наоборот, считалось, что дьявол пришёл на помощь своему слуге и сделал его бесчувственным к пыткам. Так, если судья хочет узнать, дано ли ведьме колдовское упорство в сокрытии правды, пусть исследует, может ли она плакать, когда находится на допросе или на пытке. По мнению сведущих людей и на основании личного опыта, это отсутствие слез указывает самым определенным образом на колдовской дар. Ведьма, несмотря ни на какие увещевания, не может проливать слез[46]. Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Если на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. Поэтому прежде всего, обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле.Однако самым распространенным оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Было распространено убеждение, что ведьма отличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху[47]. Случалось также, что под пытками человек умирал, но это не вменялось в вину инквизиции, оправданием этому служило то, что дьявол решил избавить своего подчинённого от пыток.