Широкое использование хлеба и растительной пищи начиная с VIII тысячелетия не свидетельствует о потере ею качества священной снеди. Скорее всего, в то время всякая пища считалась священной, ибо соединяла с некоторыми высшими сущностями вкушающих. Ведь обычай молитвы до и после еды почти во всех, религиозных традициях — воспоминание этого древнейшего установления. Характерно, что в сфере заупокойного ритуала хлеб, как правило, заменяется прошедшими термическую обработку целыми зернами. Примером может служить кутья.
Глава III. Этические представления древнего человека
Этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому того, чего не желаешь себе, это те особенности поведения, которые обретают свое основание, если признавать за человеком великое предназначение к вечной жизни. Проявление любви к человеку — проявление любви к его Творцу. Забота о человеке, является заботой о божественном в человеке. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной.
Если мы замечаем в древнем обществе высокие этические принципы, то с большой долей вероятности можем полагать его религиозно ориентированным. И напротив, когда мы обнаруживаем жестокость к человеку и животным, эгоизм, радость от страданий другого — то всегда замечаем и иные проявления религиозного упадка. Вне этики человек перестает быть человеком, превращаясь в зверя.
Об этике древних (до появления письменности) мы судим из скудных археологических находок. Обоснованно (на археологическом материале) мы можем говорить об этике, начиная со времен неандертальца.
Во-первых, о нравственности неандертальца говорят захоронения. В ту эпоху, невзирая на трудности жизни, мустьерские охотники не ленились откапывать могилы, и по полному обряду предавать земле своих умерших. То, что равнодушие к мертвому телу, является явным признаком величайшей душевной черствости, было им известно. Предавая земле своих мертвецов, напутствуя их в новую жизнь, они, должно быть, верили, что и их в урочный час не оставят без заботы и погребения.
К своим больным и увечным соплеменникам неандертальцы также относились заботливо и внимательно. Они не проявляли животной жестокости к тем, кто не в силах был защитить и прокормить себя. Пожалуй самым ярким свидетельством «гуманности» неандертальца является «старец» из Шанидара[47]. Слепой с детских лет, с ампутированной по плечо правой рукой, много болевший. Он, безусловно, был обузой своему племени и, тем не менее дожил почти до шестидесяти лет. Общество, где новорожденных хоронят с той же заботой, что и взрослых, и питают увечных слепцов, бесполезных с утилитарной точки зрения, такое общество нельзя не признать этически ориентированным.
Число памятников, свидетельствующих о тесной жизни рода, возрастает в верхнепалеолитическое время. Люди имели родовые святилища и родовые погребения. Одно такое погребение найдено было в Предмостье (Моравия). Здесь на протяжении более чем столетия в одну могилу клали умерших членов рода — и взрослых, и детей. Все это ясно свидетельствует в пользу крепких семейно-родовых устоев в верхнем палеолите[48].
Древние люди, были отнюдь не идеальны. Известны свидетельства людоедства (Крапинская стоянка), нанесения ран и даже убийства человека человеком в ту далекую эпоху. Но эти отдельные факты, еще раз подчеркивая несовершенство человеческого существа, только больше оттеняют порыв к вечности и добру древнего человечества. Очень может быть, что люди древнего каменного века были лучше, чем мы о них думаем, втайне желая оправдать нашу собственную жестокость и нравственное несовершенство.
Заключение
По итогам данного исследования можно говорить о первичности монотеизма. Самыми древними культовыми действиями является жертвоприношение, о чем так же свидетельствует с первых страниц и Библия (Быт. 4. 3-4). Образ Бога в палеолите символичен. «Бог крепок» (Ис. 9.6) предстает в образе: медведя, зубра, оленя, мамонта. В эпоху верхнего палеолита религиозный гений человечества делает великое открытие. Можно, нарисовав изображение жертвы, быть уверенным, что она вечно будет приноситься, независимо от участия людей в тайнодействии.
Человек в те далекие времена верил, что смерть можно преодолеть. Множество свидетельств о нравственной жизни людей палеолита.
Большинство современных религиоведов, склонно видеть в магии результат деградации религиозной сферы человека. Хотя, очень часто и религия, и магия пользуются одними и теми же объектами, вкладывая в них различный смысл и преследуя вовсе несходные цели. В руках палеоантрополога имеются только материальные объекты, и если он не установит за ними определенный духовный смысл, он может их с равным успехом считать и магическими и религиозными.
У нас нет никаких объективных данных, позволяющих считать человека палеолита магистом, но в нашем распоряжении есть множество свидетельств его напряженного религиозного искания.
Список источников и использованной литературы
1. Библия.- М.: РБО, 2003.
2. Василий Великий, святитель. Творения. Часть IV, репринт – М.: Паломник, 1993.
3. Богословский вестник: издаваемый МДА. Номер первый. Выпуск второй. – Сергиев Посад: МДА, 1993.
4. Буфеев К., священник. Православное вероучение и теория эволюции: В защиту святоотеческого учения о творении. – СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2003.
5. Верховский С. С., проф. Бог и человек: Учение о Боге и богопознании в свете православия. – М.: ПСТгу, 2004.
6. Волков П. В. Потомки Адама. – М. – СПб. – Новосибирск: Общество Святителя Василия Великого, Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2003.
7. Всемирная история. В 10 т. Т. 1. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.
8. Гальперина Г. А., Доброва Е. В. Популярная история археологии. – М.: Вече, 2002.
9. Гетманова А. Д. Учебник по логике. 3-е изд., - М.: ЧеРо, 2000.
10. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: курс лекций ч.I и II .- М.: ПСТБИ, 1997
11. Девятова С. В., Купцов В. И. Путь к истине. Естествознание в контексте мировой истории. – М.: III тысячелетие, 2002.
12. Диопик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. - М.: ПСТБИ, 1998.
13. Диопик Д. В. История Древнего Востока. - М.: ПСТБИ, 1998.
14. Ершова Г. Г., Черносвитов П. Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психический, системный и информационный аспекты. – СПб.: Алетейя, 20003.
15. Зеньковский В. В., протоиерей. Апологетика. – М.: Лепта – Пресс, 2004.
16. Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. — М.: Планета детей, 1997.
17. Иванов Н. П., протоиерей. И сказал Бог: библейская онтология и библейская антропология. – Клин: Христианская жизнь, 1997.
18. Исторический вестник. № 5-6 (9-10). – М.: ПСТБи, 2000.
19. История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, 3. Г. Лапина и др.; Под общей ред. И. Н. Яблокова.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.
20. Лега В. П. Лекции по истории философии. Часть I: Античность, Средневековье, Эпоха Возрождения. – М.: ПСТБИ, 1999.
21. Лега В. П. Лекции по истории философии. Часть II: Философия Нового Времени, Современная Западная философия. – М.: ПСТБИ, 1999.
22. Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Жукова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
23. Лурье С. В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004.
24. Михаил (Мудьюгин), архиепископ. Введение в основное богословие. – М.: ББИ, 1995.
25. Мозг и сознание. Сб. ст. Философского общества СССР. – М.: 1990.
26. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов/ Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. - М.: Наука, 1995.
27. Общая биология: Учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе/ С. Ю. Вертьянов, под ред. М. Г. Заречной. – М.: Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
28. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.
29. Православное осмысление творения мира. Выпуск 2. – М.: Шестодневъ, 2006.
30. Приглашение к истории. Сб. статей. – М.: ПСТБи, 2003.
31. Серафим (Роуз), иеромонах. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. – Платина, Калифорния - М.: Братство Преподобного Германа Аляскинского, Валаамское Общество Америки, 2004.
32. Соколов Н., протоиерей. Ветхий Завет. Часть первая. – М.: ПСТБИ, 1998.
33. Флоровский Г. Пути русского богословия. Репринт. – Вильнюс: Без изд., 1991.
34. Хроника человечества. / Сост. Харенберг Б. – М.: Большая Энциклопедия, 1996.
35. Честертон Гильберт К. Вечный человек. – М.: Лепта – Пресс, 2003.
36. Шестоднев против эволюции. Сб. ст. под ред. Сысоева Д. – М.: Паломник, 2000.
37. Шеховцова Л. Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2003.
[1] Честертон Гильберт К. Вечный человек. – М.: Лепта – Пресс, 2003. С.17.
[2] В настоящее время тематика богословской апологетики отнесена к предмету основного богословия.
[3] Дубровский Д. И. Психика и мозг // Мозг и сознание. Сб. ст. Философского общ-ва СССР. – М.: 1990. С.4.
[4] Цит. по Олег Давыденков, иерей. Догматическое богословие: курс лекций ч.I и II .- М.: ПСТБИ, 1997. С.66.
[5] Там же. С.67.
[6]Василий Великий, святитель. Творения. Часть IV, репринт – М.: Паломник, 1993. С. 43.
[7] Креационизм как мировоззрение – понятен, это позиция большинства верующих христиан, но креационизм как наука, занятая поисками следов творения – весьма сомнителен. См. Неделько В. И., и др. Эволюционизм с точки зрения точных наук. // Православное осмысление творения мира. Выпуск 2. – М.: Шестодневъ, 2006. С.205.