Первоначально, по мнению учёных, через специальный пролом в стене или через окно выносили всех покойников. В крепостных стенах многих средневековых городов прорубали даже особые ворота, предназначенные исключительно для этой цели. Это делалось для того, чтобы покойник не мог найти дорогу назад и больше не возвращался к живым. Путь на «тот» свет не должен совпадать с путями живых.
У восточных славян долгое время сохранялся древний обычай везти покойника на кладбище или в церковь для отпевания, независимо от времени года, на санях. В древнерусском языке существовало даже выражение «сидеть в санях», означавшее то же самое, что и «быть одной ногой в могиле», «ожидать смерти».
Согласно древним верованиям загробный мир отделён от человеческого водной преградой – рекой или морем. Поэтому у славян было принято строить символические мосты, чтобы умершим было по чему перейти на «тот» свет. В Белоруссии на другой день после поминок по умершему ещё в конце XIXв. делали «кладку» - мостик через какое – либо мокрое или топкое место, ров или ручей. Для этого рубили сосну, обтёсывали её, вырезали на бревне год смерти и изображение человеческой ступни. За тем все садились на бревно и ещё раз поминали умершего.
Мостом, соединяющим этот и «тот» свет, считалась и радуга один конец которой, как полагали, находится в мире живых, а другой – в мире мёртвых.
Вера в то, что душа по дороге на «тот» свет переправляется через водную преграду, нашла отражение в древнерусском похоронном обряде: «Умершего несли к месту погребения в ладье. Древние русы делали ладью, клали туда покойника и сжигали его в месте с ладьёй на погребальном костре.» [Левкиевская Е. Мифы русского народа., М., 2000 г.]
В языческие времена верили в ещё один путь на «тот» свет – дерево. Дерево считалось временным пристанищем души – до погребения тела. Птица сидящая на вершине дерева, представлялась душой, направляющейся в небо. Даже вешали на могильные деревья верёвки, чтобы помочь душе взойти на небо.
Главным моментом погребального обряда, обозначающим начало посмертного странствия души, считался вынос покойника из дома, точнее перенос через порог. После этого возвращение покойника в дом не только не желательно, но и опасно для домочадцев. И лишь в специальные поминальные дни в году «родителей приглашали» к столу. Чтобы не допустить возращения покойника назад, принимали особые меры. Как только гроб выносили из дома, двери и окна тотчас закрывали, в доме мыли пол – «дорожку замывали», вещи связанные с покойником выбрасывали на улицу. По той же причине покойника выносили из дома в перёд ногами. Считалось так же обязательным перевернуть в доме все стулья, лавки, табуреты, особенно на которых стоял гроб, чтобы покойник не смог на них сесть. Сани или другую повозку на которой покойника везли на кладбище, опрокидывали и поворачивали оглоблями по направлению к кладбищу, поскольку верили, что до сорокового дня мёртвый каждую ночь приходит к саням, чтобы ехать домой, но найдя оглобли повёрнутыми в сторону кладбища, возвращается в могилу.
Считалось, что после погребения и до сорокового дня душа ходит по мытарствам (мукам), после чего является к богу на суд. Часто мытарства души представляли как восхождение по лестнице из девяти, двенадцати или сорока ступеней. На каждой ступени стоят толпы бесов и изобличают душу в её грехах. На ночь душу отпускают домой, и прилетает она усталая и измученная, поэтому так важно, чтобы на подоконнике её ожидала вода, пища и полотенце.
Мытарства избегают только души тех кто умер в пасхальную неделю или перед праздником Вознесения – они идут прямо в рай, какими бы грешными они ни были, потому что в это время ворота в Рай стоят открытыми.
Считалось, что душа, достигшая ворот загробного мира, должна некоторое время охранять их, стоять у ворот «того» света, пока её не сменит душа другого покойника.
Мир мёртвых и мир, живых в народном сознании имели свои постоянные признаки. Это два прямо противоположных друг другу мира, так же как жизнь и смерть. В поверьях и мифах мир живых людей всегда связан с правой стороной, с востоком или югом, то есть с солнечными сторонами света. Мир мёртвых, напротив, связан с левой стороной и помещается на западе или севере – там, где солнце заходит или где его не бывает. Мир живых – это мир солнца и света, загробный мир – мир ночи и тьмы.
Мир живых – это мир порядка. В нём есть время и календарь. В потустороннем мире нет ни времени, ни календаря, ни света, ни жизни. Там царит полная тишина – неслышно лая собака, крика петухов, людских голосов, звона колоколов.
Народные поверья сохранили два типа представлений об «устройстве» потустороннего мира языческий и более поздний христианский. Согласно первым, мир делится на две части – мир живых и мир мёртвых, не разделённый на рай и ад, то есть обиталище душ как грешных, так и праведных. Ещё в XIX в. бытовали верования, что до Страшного суда все души обитают в одном тёмном месте – в некой «пустоши», которая находится между раем и адом. Они не терпят там мучений, но и не видят ни света, ни радостей – похожим образом древние греки представляли царство мёртвых Аид.
Само представление о грехе как вине человека перед Богом появилась в сознание народа только после принятия христианства. Слово «грех» хотя и существовало в языческие времена, но имело другое значение – кривизны, неправильности, отступления от нормы. С языческой точки зрения, грешный – это не тот, кто виноват перед Богом, а тот неправильно ведёт себя, живёт не так как следует. Нарушение обрядовых и бытовых правил поведения приводит к нарушению гармонии между человеком и силами природы, а это грозит несчастьем не только самому нарушителю, но и общине, в которой он живёт.
Христианское понятие греха – это личная ответственность человека за свои поступки, поэтому наказываются или вознаграждаются только те поступки, за которые он может и должен отвечать. Например, христианская церковь осуждает самоубийц и лишает их достойного погребения, потому что они по своей воле лишили себя дарованной Богом жизни. Но церковь не считает виноватым того, кто погиб в результате несчастного случая. С точки зрения язычника, смерть в результате самоубийства и смерть от несчастного случая – это одинаково неправильная смерть. И в том и в другом случаях человек не прожил положенный ему срок жизни, а значит, не может перейти в иной мир и становится «заложным» покойником, опасным для живых.
В преданиях Смерть описывается чаще всего как старая женщина с большими зубами, костлявыми руками и ногами, в белом саване, с заступом, граблями, пилой и косой за плечами. Пилой она отпиливает умирающему человеку руки и ноги, а косой отсекает ему голову. По другим представлениям, с кончика её косы капает яд. Когда одна из ядовитых капель попадает на человека, он умирает. Другое предание рассказывает, что Смерть живёт в подземном мире, в собственном большом доме, где горит несметное количество свечей, каждая из них чья – то жизнь. Как только свеча гаснет, человек умирает.
2. Эволюция похоронного обряда
Ритуал похоронного обряда изменялся с течением времени под влиянием многих факторов: условия жизни, общественный строй, религия, развитие науки и техники.
Во времена первобытно – общинного строя умерших зачастую оставляли на съедения диким зверям, а иногда и живых стариков которые, по мнению общины, пережили свой век и должны умереть.
Во времена язычества тело покойного обычно придавали огню, часто в месте с усопшим в костре сжигали его коня и жену. Важных и богатых людей племени хоронили в специальных могильных курганах, в месте с усопшим в могилу клали его оружие, доспехи, украшения, еду и предметы обихода, деньги. Иногда покойника клали в специально сделанную погребальную ладью и несли в ней к месту погребения. Древние славяне сжигали ладью в месте с покойником.
После принятия Христианства на Руси многое поменялось в похоронном обряде. Сразу после смерти теперь покойника отпевали, т.е. читали над ним молитвы в течение одной ночи. Всех покойников стали хоронить в гробах, закапывая их в землю. Над могилой стали ставить христианский крест, со стороны ног покойного.
В XX веке из за недостатка места для кладбищ, люди опять вспомнили о кремации. Для этого были построены специальные крематории, где после обычного обряда прощания с покойным его тело прямо в гробу отправляли в печь. После кремации тела, прах покойного выдавался родным в специальной, ритуально – стилизованной урне. Урну обычно хоронили на мемориале для кремированных покойников или на обычном кладбище, такая могила занимает на много меньше места, что очень важно в условиях современного многомиллионного города.
Изменилось многое в проведении самого погребального обряда: не стало профессиональных плакальщиц, не исполняются традиционные ранее «плачи», поминальная трапеза раньше была без спиртного, а сейчас это обязательный ритуал – выпить за помин души. Забыто и давно не исполняется огромное количество ритуалов, которые прадедами выполнялись обязательно во время похорон. Это связанно с исчезновением в обществе многих предрассудков и верований, люди стали больше знать об окружающем их мире благодаря научным знаниям. Хотя вера в сверхъестественное осталась: в доме, где умер человек, закрывают зеркало тканью, боятся кладбищенской земли, считают плохим знаком, если на встречу по дороге попадается похоронная процессия.
II. Похоронный обряд – его структура
Так же, как родинный и свадебный, похоронный ритуал относится к «переходным» обрядам, выполняющимся по схеме «отчуждение–смерть–возрождение». В процессе ритуала все выполняемые действия над покойным можно условно развести по двум направлениям. Часть из них обеспечивает, по народным представлениям, безболезненный переход человека из этого мира в другой, именуемый тем светом. Другая часть ритуальных действий направлена на ограждение мира живых от мира мертвых, формирования определенной защиты от сил того света при помощи системы оберегов.