Как и невеста в момент ритуальной смерти, покойник для живых людей должен сменить привычный облик, стать существом безличным, безымянным. Если новорожденного в мир людей вводил обряд имянаречения, то покойный наоборот должен не тратить и имя, и возраст, т.е. лишиться всякой индивидуальности. Поэтому в плачах и причитаниях, как правило, упоминание имени умершего всячески избегается. Текст, излагается либо от первого лица – от самого умершего, либо обращение к нему выражено в безличной форме.
Все ритуальные действия над телом умершего направлены на естественный и плавный переход человека в мир иной.
Погребальный обряд в своем развертывании проходит несколько этапов:
- обмывание (с целью смыть следы жизни) после омовения покойного обряжают в одежду мёртвых – неношеную одежду, не соприкасавшуюся с живым телом, потом его кладут на лавку или в гроб, глаза покойника закрывают медными монетами, чтобы покойник не смог причинить вред живым своим взглядом, так же покойному связывают руки и ноги;
- сбор всех членов общины перед выносом гроба из дома (если кто-то отсутствует, необходимо вслух объяснить его отсутствие, чтобы не навлечь на этого человека беду);
- вынос гроба с телом, который сопровождается причитанием всех женщин (если покойник считается опасным – умершим не своей смертью – его могут выносить через окно, чтобы он не нашел обратной дороги); вынос покойника из дома сопровождается действиями, имеющими двойной смысл, вместе с гробом из дома удаляют всё, что затронуто смертью и не подлежит очищению, например в минской области выливают всю находящуюся в доме воду;
- захоронение тела (перед опусканием в могилу все прощаются с покойным, в могилу бросают горсть земли, иногда деньги, проходит служба священника);
- ритуальная трапеза – причитания уже запрещены.
Поминальная трапеза важна как ритуал перераспределения общей доли: умершему, полагается своя доля (стакан водки, накрытый куском хлеба), живым членам общины – своя. Интересно, что правило обращения с едой также отличаются от обычных : мясо едят руками, хлеб ломают.
- дни поминовения – 3, 6, 9, 20, 40 – дней и год со дня смерти.
После приезда с кладбища обязательно моют дом, готовят баню, а так же стирают всё постельное бельё после покойника.
Все перечисленные этапы в той или иной степени сопровождают голошения, плачем, причитания, вытьё. В ритуале причитания и плачи наделены значением обрядовой речи – обычная разговорная речь или плач слезами рассматриваются как молчание. Все диалоги благодарения хозяйки после поминального обеда оформляются именно как причетная речь с её характерным интонированием. Это интонирование не всегда имеет определенные музыкальные контуры. Чаще всего оно представляет собой декламационный поток, зафиксированный несколькими постоянными по высоте звуками. Каждая местная песенная традиция имеет всего одну - две причетные мелодии, на которые поются самые разнообразные тексты похоронных причитаний. Все эти приемы и средства традиционного исполнения плача делают его определенным «знаком» этого обряда.
Заключение
В заключении, проанализировав всю информацию, связанную с похоронным обрядом, можно сделать следующие выводы о роли похоронного обряда в жизни человека, и о его культурном значении.
Похоронный обряд и непосредственно связанный с ним комплекс представлений о жизни и смерти, доле, предках занимают очень важное место в ритуально-мифологической жизни нашего народа. Такая особая важность похоронного комплекса объясняется несколькими причинами. Во-первых, это последний ритуал в жизни человека; во-вторых, именно в нём жизнь и смерть соприкасаются и пересекаются, как в ни какой другой ситуации.
Ситуация похорон, это нарушение соответствия между социальным и биологическим состоянием человека. Для того чтобы человек стал мёртвым в социальном смысле, необходимо совершить специальное преобразование, которое, и есть смысл похоронного обряда.
Как и невеста в момент ритуальной смерти, покойник для живых людей должен сменить привычный облик, стать существом безличным. По своей сути переход человека в разряд предков есть процесс обратный, таким ритуалам, как родины, свадьба.
Как видно, из всего выше сказанного, все ритуальные действия на телом умершего направлены на плавный и естественный переход человека в мир иной.
Похоронный обряд – включает в себя целый пласт народной культуры, верований, поверий, песенного фольклора. Многое в ритуале похорон пересекается или находит отражение в свадебном обряде и обряде имянаречения.
Ритуал похорон включает в себя не только функцию определения покойного в мир иной, но и защиту мира живых от проникновения в него потусторонних сил из мира мёртвых. Для этого в похоронном ритуале существует целая система оберегов созданная народным творчеством. Которая так же занимает значительное место в культуре русского народа.
Итак, похоронный обряд строится согласно единым принципам «ритуала перехода». В основе этой единой модели для всех семейно-бытовых обрядов лежат два универсальных для традиционного мифологического сознания противопоставления: жизнь/смерть и свой/чужой. Похоронный обряд это целая система ритуалов, верований и представлений о жизни и смерти нашего народа, выраженная в народных приметах, поверьях, сказаниях, мифах и песенном творчестве.
Библиографический список:
1. Белякова Г.С. Славянская мифология / М., 1995 г.
2. Левкиевская Е. Мифы русского народа / М., 2000 г.
3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / 1986 г.
4. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество / изд. Академия, М., 2005 г.
5.Великорус в своих песнях, обрядах обычаях / под ред. П.В. Шейна. – М., 1988 г.