Жертвенными животными Ильи-пророка — громовержца в народной традиции, заменившего собой языческого Перуна, считаются баран или бык. Именно этого животного, по данным византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне приносили в жертву верховному божеству, создателю молний. Жертвоприношение в Ильин день должно было избавить от дождей и гроз, обеспечить урожай и т. п. По другой русской традиции бык считался жертвенным животным Миколы, наиболее почитаемого русскими святого Николая, сравните поговорку: «Бык Миколе, а баран Илье». Интересно, что святой Николай, так же как святой Георгий, считался в определенных районах покровителем скота, заменяя, таким образом, языческого Белеса. Перун и Белее — боги соперники. Более того — родоначальники разных славянских племен. Поэтому на севере, где в языческие времена более почитался Белес, жертва Миколе была более серьезной и весомой, чем жертва Илье.
Помимо кровавых жертвоприношений были и бескровные жертвы — зерно, еду, питье, ткани и другие «обетные» предметы — приносились славянами в священные урочища, оставлялись у деревьев и источников и в других священных местах. Так, у черногорцев кашу, сваренную из зерен разных злаков и плодов, бросали в день святой Варвары 4 декабря в источник с приговором: «Мы тебе варицу, а ты нам водичку, ягнят, козлят» и т. д. Характерны также мелкие приношения духам — демонам, нечистой силе, покойникам. Так, лешему оставляли яйцо в лесу на перекрестке дорог, чтобы он вернул заблудившуюся корову, водяным приносили жертву при строительстве мельницы, остриженные волосы затыкали в щели дома в жертву домовому и т. п.
Арабский средневековый путешественник Ибн Даста, говоря о высоком значении у русов знахарей, дает описание человеческого жертвоприношения: «Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу»..
Анализ двух последних глав показывает, что если сравнивать жреческие функции волхвов и друидов, систему и характер жертвоприношений, то везде мы находим много общего, в отдельных случаях даже чуть ли не полное совпадение. И волхвы, и друиды носили белые одеяния, и те, и другие по своему общественному положению стояли выше гражданской и военной власти. Внутри этих двух жреческих кланов существовала своя четкая иерархия, причем часто связанная с непосредственным выполнением жреческих функций.
Можно говорить не только об идентичности функций друид-волхв, но и подобных параллелях: филид-боян сказитель, бард-скоморох. И волхвы, и друиды выполняли функции не только жрецов предсказателей и главных участников жертвоприношений, они были и судьями, и врачевателями и учителями народа, а главное — хранителями древнего знания, которое передавалось только изустно и только посвященным, поэтому у обоих народов письменная традиция по-настоящему стала развиваться лишь с появлением христианства. Именно поэтому древнее языческое знание смогло сохраниться благодаря ирландским и славянским апокрифическим источникам и уже гораздо более поздним фольклорным записям народных легенд, сказок, былин, песен, пословиц, а так же той информации, которую нам дают современные археология и языкознание.
Что касается собственно самих жертвоприношений, то их разительное сходство еще раз подтверждает ту мысль, что славянская языческая религиозная традиция явно во многом развивалась под воздействием кельтской.
Последние данные археологии, обобщенные И.П. Русановой, показывают: «Жертвенные ямы-колодцы на лужицких городищах полностью соответствуют священным колодцам кельтов, хотя последние иногда достигали глубины 20-35 м. И лужицкие, и кельтские колодцы использовались многократно долгое время, в их слоистом заполнении содержатся расчлененные тела людей и животных, черепа и кости ног — жертвы забрасывались чистой глиной и камнями».
Интересны и схожи с кельтскими города святилища, самым известным и таинственным из которых в Польше является памятник на горе Шленжа, занимающий самую высокую вершину Силезской возвышенности. «Городище особенно знаменито благодаря каменным скульптурам, стоящим у подножья, по северному склону и на вершине горы — изображение кабана, медведя, фигуры с рыбой, монаха, "сфинкса", гриба, кегли. На многих фигурах на скалах прочерчены косые кресты в виде буквы "X"».
Русанова считает, что и эти скульптуры имеют кельтское происхождение. Интересно, что наверху, у входа на городище найдены обломки кельтской посуды, но здесь же есть и праславянская и лужицкая керамика. Возникшая в конце периода гальштата в начале латена, практически непрерывно использовалась в культовых целях вплоть до воцарения здесь славян.
По сообщению Титмара Мерзенбургского, в начале XI в. гора Шленжа пользовалась у жителей особым почетом из-за своей величины и назначения, на ней отправляли «проклятые, поганые обряды». Подобная преемственность традиций существовала и в других местах.
«Вероятно, традиция таких культовых мест на горах возобновилась у славян в IX-X вв., когда в таких местах возникли настоящие святилища. Славянское святилище находилось на лысой горе в Свентокжицких горах, каменные валы которого были нанесены еще в гальштатское время.
Подобные святилища с каменными валами, построенными в раннем железном веке, расположены на каменистых холмах в Медоборах на реке Збруч».
Круглые святилища, окруженные рвом или каменными холмами, имели распространение и у кельтов еще в гальштатское время.
«Круглые площадки с ровиками были распространены на всех славянских землях. У славян такие сооружения являлись первыми капищами — местами, где стояли идолы. В дальнейшем капища другой конструкции сохраняли такую же круглую форму, единую на всех славянских святилищах».
Славяне, под руководством волхвов, которые сами были носителями кельтских друидических традиций, осуществляли жертвоприношения и оборудовали священные места в полном соответствии с кельтскими канонами. Впоследствии они переняли у кельтов и принципы храмового строительства.