В октябре 1936 произошло насильственное закрытие ЦДУМ БАССР. До января 1937 муфтием (неофиц.) был М. Камалетдинов. На учредительном съезде мусульманского духовенства республики который состоялся 21 августа 1992 года в Уфе) вновь образовано ДУМ РБ, принят устав, избран на 5 лет Президиум в составе муфтия, 2 заместителей и 2 членов. Муфтием председателем Духовного управления мусульман Башкирии назначен Нурмухамед Хазрат Нигматуллин.
4. Главные мусульманские праздники
Мусульманские праздники (мосолман байрамдары) - это знаменательные дни мусульманского календаря, отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовыми действиями. Главными праздниками мусульман считаются "ид аль-Фитр" (Ураза-байрам), "ид аль-Адха" (Курбан-байрам), "мирадж" (Раджаб-байрам).
Ураза-байрам. Один из своих главных религиозных праздников года - начало священного месяца Рамадана (Рамазана). Во всех мечетях республики в связи с этим проходят праздничные богослужения. В соответствии со священным писанием верующие обращаются к Всевышнему с просьбой о прекращении войн и восстановлении мира.
Все время Рамадана, как диктует Коран, последователи Мухаммеда должны проводить время в молитвах, чтении Корана, богоугодных делах и полностью воздерживаться от принятия пищи в светлое время суток.
От соблюдения поста освобождаются путешественники, воины во время битв и походов, больные, беременные женщины и пожилые люди ислама.
Считается, что именно в Рамадан - девятый месяц лунного календаря - пророку Мухаммеду было ниспослано первое божественное откровение: архангел Джабраил (в христианской традиции Гавриил) продиктовал ему священную книгу Коран.
Все дни священного месяца верующие должны ежедневно совершать пять обязательных намазов, пищу можно принимать лишь за 2,5 часа до восхода солнца и в течение всего светового дня ничего не есть и не пить. Рекомендуется воздержаться от физической близости с женщиной, нельзя курить, употреблять спиртные напитки.
От поста освобождаются беременные женщины, больные, путешественники и воины на поле брани, однако они должны впоследствии совершить его в другое время. На время Рамадана прекращаются все войны и распри.
Завершится священный месяц Рамазан праздником разговения "Ид аль-фитр" Ураза-байрам
Начинается Ураза Байрам обрядом «встречи» когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца.
Нелегко воздержание во время поста, но тем более радостен праздник Ураза. В этот день перед началом праздника и посещением мечети беднякам, сиротам раздают милостыню «окончания поста». Её следует давать от каждого члена семьи. Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам пророк. В этот день следует дарить подарки детям и женам. Накануне Ураза-байрама происходит обмен традиционными блюдами с ближайшими соседями. Верующие стараются собрать вместе всех членов своих семей, никуда не пускать их из дома, так как считается, что в этот день в дом приходят души умерших.
В Ураза-байрам установлены обязательные общие молитвы. С утра, перед посещением молитвы люди исполняют все очистительные церемонии, одевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей.
В хутбе, читаемой муллой или имамом во время богослужения верующим объявляется о «действительности» прохождения поста, звучит наставление соблюдать его в будущем.
После торжественного богослужения люди отправляются на кладбище помянуть умерших, заодно посещаются усыпальницы местных святых – аулийя. Затем взрослые мужчины квартала – махалли или кишлака, собравшись вместе посещают дома всех недавно умерших. Эти посещения носят кратковременный характер и включают чтение молитв и символическое угощение.
В день праздника принято поздравлять друг друга. Традиционное поздравление звучит так «Да одобрит Господь страдания наши во имя Его».
Родственники и соседи посещают друг друга, обмениваются угощениями, приносят подарки. Могут устраиваться импровизированные базары, ярмарки. На ярмарках выступают артисты, фокусники.
В этот день часто сооружают большие качели, привлекающие к себе молодежь. Вечером люди приступают к обильной трапезе.
Курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения, начинается в день завершения хаджа (10-го числа месяца Зу-ль-хиджа), длится 3 дня.
Этот наиболее значимый для мусульман праздник. В дни праздника в долине Мина или в г. Мекка (Сауд. Аравия) паломники приносят в жертву животных в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху сына своего Исмаила. Этот праздник жертвоприношения совпадает с днями завершения паломничества в Мекку.
Совершивший хадж получает титул хаджи, который обычно произносится перед именем, и право носить зеленую чалму. Хаджи, как правило, пользуются большим уважением среди мусульман.
От хаджа освобождаются женщины, дети, больные неимущие, та как в Коране сказано что хадж обязателен для тех кто может совершить его.
В эти Курбан-байрам во всем мусульманском мире приносят жертвоприношение животных. В память о готовности Ибрахима принести в жертву Аллаху своего сына. Те кто имеет скотину специально к этому празднику откармливают животных.
Мусульманин, совершив заклание не должен скупиться на угощение. Мясо отдают бедным и голодным, частично используют для праздничной трапезы семьи. Ритуальное угощение устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.
Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, одеть новую и опрятную одежду. Многие умащаются благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется.
По окончании утреннего намаза верующие возвращаются по домам, а затем, по желанию, собираются по группам на улице или во ворах где поют хором славословие Аллаху (такбир). Потом они снова отправляются в мечеть или на специальную открытую площадку (намазгах), где мулла или имам произносит проповедь. Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророков, затем объясняется происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.
После окончания проповеди мусульмане как обычно идут на кладбища и молятся за умерших.
Вернувшись с кладбища домой приступают к жертвенному обряду. Над жертвой животного произносят молитву: «Во имя аллаха. Аллах велик». Считается что жертву можно приносить не только за живых но и за усопших. Мясо варят и съедают за общей трапезой В Курбан-байрам каждый мусульманин должен отведать мясное блюдо. В Башкирии мусульмане готовят традиционно в этот день манты, плов, бишбармк, всевозможные салаты, пирожки - самсы. Дети и женщины лакомятся всевозможными лакомствами.
В Курбан-байрам и последующие три-четыре дня наносят визиты к друзьям и родственникам, преподносят разнообразные подарки.
В каждом доме мусульманина в этот праздник царит дух такого гостеприимства и щедрости, где любой человек, зашедший в дом, не выйдет не отведав праздничного угощения.
Мусульманская часть населения Башкортостана до середины 20-х гг. 20 в. отмечала мусульманские праздники регулярно, в дальнейшем проведение их осложнилось из-за массовых репрессий служителей культов.
С начала 90-х гг. в республике регулярно отмечаются все мусульманские праздники.
Используемая литература
1. Р.А. Утябай-Карими, Д.Д. Азаматов, М.Г. Валеева. В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, учрежденного в г.Уфе. СПб., 1892.
2. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994; Валеева М.Г. Из истории Центрального духовного управления мусульман Башкирской АССР //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа, 1994.
3. «Учительская газета» 2003г № 8 Юрий ГОРЮХИН «Курбан - праздник правоверных» Уфа
4. «Мусульманские праздники» А. Ниязи МОСКВА С.П. Корона 1990.