4.2 Источники.
Источники изучения раннего христианства делятся на две основные группы: христианские и нехристианские. Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги так называемого Нового завета; неканонические сочинения – апокрифы и др.; произведения апологетов и других раннехристианских писателей.
Канонические новозаветные книги состоят, согласно церковной традиции, из следующих сочинений.
Четыре евангелия (греческое слово; буквально – благовестия): «от Матфея», «от Марка», «от Луки» и «от Иоанна»; это повествования о земной жизни основателя христианства Иисуса Христа, о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении.
Деяния апостолов, приписываемые апостолу Луке (мнимому автору третьего евангелия); это рассказы о деятельности первых проповедников христианства.
Послания апостолов, то есть письма к разным христианским общинам, в том числе 14 посланий, приписываемых апостолу Павлу, и 7 посланий других апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды).
Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова (якобы автора четвертого евангелия).
Таково церковное мнение об авторстве этих произведений. Церковь читает их боговдохновенными, то есть написанными хотя и людьми, но по внушению святого духа, а потому каждое слово их считается абсолютной истиной.
Другая категория раннехристианских памятников – неканонические сочинения; они хотя и не отвергаются церковью, но не считаются боговдохновенными. Это – апокрифические евангелия, которых было очень много, но большая часть их до нас не дошла, нередко они известны нам только по названиям.
Третья, наиболее надежная категория христианских источников – это сочинения апологетов (то есть защитников христианства от его литературных врагов) и отцов церкви.
К числу раннехристианских источников надо отнести археологические памятники: погребения (особенно в катакомбах Рима), надписи и др. Но все они относятся не ранее чем ко 2 в.
Идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя – вот основные идеи христианства.
4.3 Формирование церковной организации.
Первые века христианства были наполнены ожесточенной борьбой идеологических направлений, в которых отразилась борьба разных классовых интересов. В ходе этой борьбы происходил постепенно и процессов формирования церковной организации, которая в значительной степени обеспечила христианству успех в его борьбе с другими религиями.
Особенно значительную роль в развитии христианской церкви сыграло усиление епископа. Из перечисленных должностных лиц епископы имели наибольшие шансы на преобладающие роль благодаря тому, что в их руках находились денежные средства.
4.4 Распространения христианства.
Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам. В 4 в. принимают крещение готы и вандалы, в конце 5 в. франки. В 6-9 вв. христианство постепенно проникает к более отдаленным германским племенам (аллеманам, баварам, фризам, англосаксам и др.). В 9-10 вв. оно распространяется среди славянских народов. К 10 в. почти вся Европа стала христианской. На Востоке христианству, проникшему в 4 в. вплоть до Кавказа (армяне, грузины), пришлось, однако, вести гораздо более трудную борьбу с зороастризмом, а с 7 в. с исламом, который почти преградил путь дальнейшему распространению христианства в странах Востока.
С эпохи великих открытий, с 15-16 вв., христианские миссионеры начинают разносить эту религию за пределы Старого Света, действуя не только крестом, но и огнем и мечом. К началу 20 в. христианство становится наиболее распространенной религией.
4.5 Церковная реформация, протестантизм.
В начале 16 в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодализма и его церковного выражения – католицизма, против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии, - Реформация. Реформация создала целый ряд протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главным из них являются: лютеранство, получившее господство в Германии и Скандинавии, кальвинизм – в Швейцарии и Нидерландах, пресвитерианство – в Шотландии, англиканизм ( епископальная церковь) – В Англии. Главные особенности учения всех протестантских церквей сводятся: к признанию «священного писания» единственным авторитетом в делах религии (в отличии от католицизма и православия, придающих большое значение «священному преданию», то есть авторитету церкви); к признанию «оправдания верой» (в отличии от католицизма с его учением о «добрых делах», то есть о пожертвованиях в пользу церкви); к признанию всего двух ( а не семи) таинств – крещения и причащения, которые рассматриваются как акты, действующие только силой веры, а не автоматически, как у католиков.
Все эти принципы были направлены прямо против могущественного аппарата феодальной и централизованной католической церкви. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Разрушив церковную организацию, освободив страны Северной Европы от власти папства, Реформация передала эту власть в руки других сил: в Германии и Скандинавии (лютеранство) – в руки светских князей и королей, в Швейцарии и Нидерландах (кальвинизм) – в руки республиканской буржуазии, в Англии (епископальная церковь) – в руки централизованной монархии.
Протестантизм – одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале 16 в. в ходе Реформации.
Термин «северная традиция» (протестантизм) вводится потому, что это направление христианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и Северной Америки, хотя практически сегодня протестантские церкви распространены по всему миру. Термин «протестант» не является термином специальным, а сами участники Реформации чаще называли себя реформаторами или евангелистами. Различные протестантские церкви принято классифицировать по деноминациями, т.е. по группам религиозных объединений с аналогичными принципами организованной структуры и вероучениями вне зависимости от того, автономны они или объединены на национальном, религиозном или международном уровне. Один из отцов Реформации – Мартин Лютер. Основателем, теоретиком и практическим политиком кальвинизма был Жан Кальвин (1509 – 1564), французский теолог, вынужденный эмигрировать в город-государство Женеву.
Ближе других протестантских церквей как по организационной структуре, так и по доктрине к Римско-католической церкви стоит Англиканская церковь. В культовой практике Англиканской церкви сохранены многие элементы латинской традиции христианства. Основы англиканской догматики и обрядности содержатся в Книге общих молитв – официальном сборнике молитв и литергических предписаний, принятом в 1549 г.
Англиканская церковь является государственной, ее глава – английский монарх (король или королева) назначает по рекомендации комиссии епископов; примасом (с лат. – первенствующий) церкви является архиепископ Кентерберийский. Поскольку самостоятельные англиканские церкви действуют в 16 странах, то с целью придания межцерковным контактам постоянного характера один раз в 10 лет в Лондоне проводятся Ламбетские конференции, в работе которых участвуют англиканские епископы.
Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий.
4.6 Католицизм.
В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. – универсальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа – так с 3-4 вв. стали называть себя епископы Рима.
Из Рима по всей Европе протянулась паутина могущественных католических монастырей, находившихся под юрисдикцией папы и не зависимых от местной феодальной власти.
Народы Западной Европы обращались в христианство массами, всем сообществом сразу, поэтому Римско-католическая церковь развивалась как церковь целого народа, целого государственного образования.
Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и Африке привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии, ориентированной на укрепление своих позиций в бывших колониальных и зависимых странах.
Папа активно способствует процессу европейской экономической и политической интеграции, пропагандируя христианские корни и общие христианские культурные ценности Европы.
Римско-католическая церковь остается уникальной для современного мира иерархической структурой, в которой сложно и причудливо переплелись религиозные, экономические, политические и социальные элементы. Ни одна христианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права и практической политики.
Существующими отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства остаются следующие. К числу принципиальных межхристианских разногласий относится то, что эта традиция признает исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца (как в православии), но и от Бога-Сына. Кроме рая и ада, католики признают существование чистилища, где судьба умершего грешника может быть изменена.