Итак, Иисус приговорен, до казни остается ночь.
Голгофа – невысокий холм за стенами Иерусалима, это было традиционное место публичных казней. По обычаю приговоренному к распятию полагалось самому нести из города тяжелую балку, служившую поперечиной для креста (в Евангелии она упоминается как крест). Но Иисус слишком обессилел и не смог донести балку до Голгофы. Его уже подвергали бичеванию пятихвостым бичом со свинцовыми шариками на конце каждого ремня. Иисус получил 39 таких ударов, ибо 40 являлись смертельной «дозой». После бичевания Пилат попытался отстоять жизни Иисуса, ибо почти смертельное наказание он уже получил, но толпа требовала казни. Крестьянин по имени Симон, по приказанию стражи, помог Иисусу донести крест до Голгофы. На Голгофе ноги Иисуса прибили кованными четырехгранными гвоздями к столбу, а руки такими же гвоздями прибили к перекладине, которую он нес на Себе – это и называется распятием.
Марк Тулий Цицерон называл казнь через распятие самой ужасной из всех, придуманных людьми. На кресте, испытывая страшные муки, люди до момента смерти могли висеть долго, иногда сутки. В Евангелии сказано, что страдания Христа продолжались около шести часов. По Евангелию «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19: 34).
В Евангелии рассказывается, что «от шестого часа до часа девятого была тьма по всей земле», когда Иисус испустил дух в Храме Иерусалимском «завеса разорвалась надвое, сверху донизу; и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли…» (Мф 27: 45-52).
Иисуса сняли с креста до захода солнца, наскоро обвили погребальными пеленами и уложили в гробницу – небольшую пещеру, высеченную в скале недалеко от Голгофы. Вход в гробницу завалили тяжелым камнем и поставили стражу, чтобы ученики не выкрали тело. Прошли сутки и еще одна ночь. Наутро следующего дня ученицы Христа пришли к гробнице, чтобы обмыть Его тело и завершить погребальные обряды, но обнаружили, что камень отвален, а гробница пуста. Но их растерянность и скорбь были недолгими: ангел, подобный молнии, возвести им, что Христос воскрес и встретится с учениками в Галилее.
Евангелие описывает несколько встреч воскресшего Христа со своими учениками, есть описания этих встреч и Деяниях апостолов, важной книге Нового Завета. Апостолы рассказывают о воскресении Христа как о событии их личной жизни, апостолы говорят, что и они воскресли вместе с Христом.
Каждый христианин, любой из нас, может сказать, что самое важное событие в его жизни произошло во времена Понтия Пилата, когда камень входа гробницы был отвален и оттуда вышел Победитель смерти.
Распятие – важнейший момент в жизни Христа. Он не раз говорил, что ради этого момента Он пришел в мир. Через распятие Он сражается с врагом по имени смерть. С христианской точки зрения, всё, что живет – живет в силу своей причастности к Богу. Но когда человек совершает грех, он разрывает эту связь. Эта связь была нарушена уже первородным грехом, ибо человек нарушил волю Бога. Дело не в яблоке, а в выступлении человека против Бога. Подвиг Христа в том и состоял, чтобы искупить эту вину.
Человек стал смертным происками сатаны. Но что такое смерть? Смерть можно понять как пустоту, небытие. Как избавиться от пустоты? Ее нельзя прогнать, победить. Но ее можно преодолеть, если заполнить изнутри, заполнить созиданием. Человеку одному это не под силу. Чтобы войти в пустоту и начать заполнять ее изнутри, Бог принимает человеческий облик, становится человеком. Как человек, Христос вполне принадлежит смерти, и Он принял смерть. Но в тот самый миг, когда силы смерти, силы сатаны возликовали, радуясь, что им удалось победить Христа, в Нем поднялась сила Бога и опрокинула смерть, опрокинула сатану.
Люцифер в свое время был назначен Богом управлять всей Землей и потому, должно быть, Люцифер считал, что люди должны служить ему, а не Богу. Он – «князь мира сего», и Христос именно с ним ведет свою борьбу. Но Христу надо поднять эту борьбу изнутри человека, чтобы человек сам изгонял из себя Люцифера, которому поддался еще в лице перволюдей, Адама и Евы.
В дальнейшем и человек должен разрушить преграды, отделяющие его от Бога. Человек должен научиться Любви. Однако в каждом человеке есть частица, не желающая растворяться в любви – это наше своекорыстное Я. Отсюда начинается гибель человеческой души. Бог, видимо, мог, как врач, отсечь, вырезать эту частицу, но Бог этого не хочет. Человек создан по образу Божию, т. е. человек – свободен. Он сам должен решать, в какую сторону ему двигаться – от Бога или к Богу. Христос пришел, чтобы помочь человеку: если хотя бы один человек, Иисус, смог сказать Богу: «Да, возьми меня, Я ничего своего не хочу иметь, воля не Моя, но Твоя да будет» - значит на это способен любой человек. В Гефсиманском саду накануне распятия молился человек, Он говорил: «…душа Моя скорбит смертельно… Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26: 38-39).
Отказавшись от своей своекорыстной воли, Христос в самом деле умер и в самом деле воскрес. Следовательно, это возможно для всякого человека. Смерть отныне – не тупик, не конец, а просто – дверь в иной мир. Поэтому апостолы и говорили, что смерть Иисуса Христа есть важнейшее событие в их личной жизни.
История земной жизни Иисуса Христа едва ли привела бы к рождению новой религии, если бы не завершилась событием, потрясшим людей на века. Как рассказывается в Деяниях апостолов, на 40-й день после кончины на кресте и воскресения, Христос, уже неоднократно являвшийся ученикам, привел их на гору Елеонскую (не очень далеко от Иерусалима). Он сказал ученикам: «…будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли…». После чего Он «…поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: … Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1: 8-11).
ЛЕКЦИЯ 9 ПРАВОСЛАВИЕ
Ранние церковные общины долгое время были практически на равных. Однако церкви, у истоков которых, по преданию стояли апостолы, пользовались большим авторитетом. Так, Римская епископия, основанная апостолом Петром, была признанным центром для христиан Запада; Александрийская, созданная трудами апостола Марка, - для христиан Египта; Антиохийская, ведущая начало от Петра и Павла, - для сирийских христиан, Эфесская Церковь апостола Иоанна Богослова – для общин Малой Азии.
Постепенно росло влияние Константинопольской кафедры. В IV в. ее стал возглавлять архиепископ, а на II Вселенском соборе 381 г. за ней признали второе по авторитетности место – старшинство сохранялось за Римской кафедрой.
Главные церковные области с центрами в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохи, Иерусалиме впоследствии получили название патриархатов (от греч. pater – отец; arche – начало, власть), а их епископов стали называть патриархами.
Город Константина стал именоваться Новым Римом, Царьградом, т. е. за ним признавались достоинства первого Рима, вечного города, «центра вселенной». С VI в. за Константинопольским патриархатом был закреплен титул «вселенский». Рим, опустошенный варварами, становился далекой окраиной.
В Византии были сформулированы догматы, каноны, уставы (правила жизни) Православной церкви. Они становились общеобязательными только после того, как их принимала вся Церковь. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы значим он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь вся Церковь – «Тело Христово».
В православии Предание – это не только свод священных книг, писаний и решений соборов, но и непосредственное действие Святого Духа в земной Церкви. Эта мистическая составляющая церковного Предания сохраняет преемственность и чистоту Православной Церкви с апостольских времен.
В поздневизантийское время многочисленные богослужебные уставы – типиконы – были сведены в Константинополе единый, сложный и подробный Тпикон. Ныне все поместные православные Церкви имеют единую литургическую основу. Она почти полностью сложилась в Византийской Церкви и позднее менялась незначительно.
В рамках византийской культуры были выработаны и принципы церковного искусства, ставшие каноническими для всех православных церквей.
В XV в. Византийская империя прекратила свое существование, на ее месте образовалась турецкая Османская империя. Христиане внутри Османской империи признавались законной частью населения, но их права были значительно урезаны. К тому же на практике любой начальник мог безнаказанно их нарушать. Церкви разрешались, но они должны были быть не выше обычного дома, нельзя было устанавливать кресты, нельзя было украшать храмы, нельзя звонить в колокола и т. д. В то же время турецкие власти использовали церковную организацию для управления населением: должность Константинопольского патриарха была сохранена, в нем видели залог для будущего возрождения греческого государства.
В IX-XII вв. Византийское церковь стремилась установить свое влияние на Балканах, прежде всего в Болгарии и Сербии, и здесь она сумела оказаться влиятельной Римской церкви, также претендовавшей на эти территории.
В конце Х века проявили интерес к монотеистической религии Восточные славяне, так называемая Киевская Русь.
Авторитет Церкви сохранился в период междоусобиц XI – XII вв.: иерархи постоянно выступали посредниками в спорах между князьями. «Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития!» - заявлял князьям митрополит Никифор (умер в 1121 г.).
Византийская духовная культура быстро привилась на Руси и дала свои побеги.
После нашествия монголо-татар Киев оказался опустошен настолько, что митрополиты перенесли свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, а позже – в Москву, которая стала новым центром собирания земель русских в единое государство. Хотя, надо сказать, что татары – в ту пору язычники – вполне терпимо отнеслись к православной церкви, но общее запустение жизни не могло не сказаться и на церковной жизни.