Албанская Православная Церковь, православные Церкви в Польше, Чехии и Словакии.
Эти Церкви также имеют статус автокефальных
Синайская Церковь
Пользуется автономией, хотя состоит только из одного монастыря св. Екатерины на Синайском полуострове. Монастырь основан в 527 г. и знаменит своей библиотекой древних рукописей.
Народное православие складывалось на почве тех сторон христианства, которое тесно соприкасалось с народными верованиями. Образы христианских святых в народном сознании соединялись с образами старых славянских богов, языческий аграрный календарный обряд постепенно встраивался в церковный календарь. Духи лесных чащоб, водоемов, полей, домовые, хотя и числились нечистью, тем не менее воспринимались как божества низшего ранга. Духовенство терпимо относилось к невредным элементам языческих культов внутри христианской обрядности. Так формировалось народное православие, которое живо и поныне.
Особенно показательно почитание на Руси св. Николая, или Николы, как чаще его зовут у нас. В народных представлениях можно было встретить убеждение в том, что Никола не просто – почитаемый святой, а один из членов св. Троицы. Простые люди могли думать, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. Иностранцы называли Николу «русским богом». Не исключено, что такой популярностью св. Николай был обязан старому языческому Велесу, которого он во многом заместил, приняв на себя его функции.
Не все прихожане осознают, что Иисус Христос – третье лицо Троицы. В народных легендах, представленных в частности в издании Александра Николаевича Афанасьева, Христос изображается в облике нищего, который ходит по Руси от деревни к деревне, от дома к дому, просит милостыню и тем испытывает сердца. Жестокосердых Христос наказывает.
В народном православии живет горячее почитание Богородицы. Опять же на внешний взгляд, могло показаться, что народное православие – это религия не Христа, а Богородицы. Очевидно, что такое отношение к образу Божьей Матери вырастало на основе древнейшего почитания Великой Матери-прародительницы. Почитание Мати Сырой Земли живо до сих пор.
Выразителями народного православия выступали деревенские знахари, странники, ведуны, иногда кузнецы. Они, с одной стороны, могли быть прихожанами местной церкви, а с другой, они приняли на себя ту роль, какую прежде играли волхвы. Они слыли предсказателями, целителями, они изготовляли обереги. Их уважали и побаивались.
Характерным для Руси явлением стало странничество: странники - богомольцы-миряне, скитающиеся по святым местам. Странничество зародилось тотчас после принятия христианства, о странниках как о массовом явлении говорят письменные свидетельства уже с начала XII в. Странники-калики излечили Илью Муромца и благословили его на оборону Отечества. С большой симпатией описал странника Н. А. Некрасов:
Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.
С каликами связана особая традиция русского народного творчества: они стали создателями особого жанра – так называемых «Духовных стихов». Духовные стихи по форме, а порой и по содержанию тесно связаны с русской былинной традицией, калики охотно пели и былины, но в духовных стихах вместе с архаическими мотивами всегда присутствует и христианская направленность. К лучших образцам этого жанра относятся «Стих об Алексее человеке Божием», «Стих про Егория Храброго», песнопение «Царевич Иосаф». Очень интересным памятником, в котором произошел синтез глубин народного миросозерцания и христианства, стала знаменитая «Голубиная книга». Название «голубиная» толкуют двояко: одно из толкований предлагает понимать это слово как «глубинная, мудрая книга», другое исходит из образа голубя как христианского символа – символа Святого Духа. Однако и в том, и в другом случае несомненным является то, что одним из источников «Голубиной книги» была древняя славянская мифология.
В круг чтения грамотных русских людей входил и такой особый вид христианской словесности, как апокрифы (от греч. – тайный, сокровенный). Эти произведения создавались как развернутые толкования сложных или слишком кратких мест Библии или как дополнение жизнеописаний Иисуса Христа. К некоторой части таких текстов церковь относилась достаточно терпимо, другая часть причислялась к «отреченным книгам», которые подлежали уничтожению. В ХХ столетии народное православие, как и всякая религия, в сущности, осуждалась, но тем не менее оно выжило и продолжает жить.
Когда-то христиане не строили храмов, они совершали богослужения в домах или собирались в катакомбах, где служили литургию на надгробиях мучеников. В 313 г. император Константин I Великий объявил свободу вероисповедания по всей Римской империи. Христиане, выйдя из катакомб, стали строить храмы. За основу своих молитвенных сооружений они взяли базилики (от греч. «basilike» — «царский дом») — гражданские здания вытянутой формы, где обычно проводились общественные собрания. К базилике пристраивали специальный полукруглый выступ — апсиду, где располагался жертвенник, символизирующий Царство Небесное, — алтарь. Здание стали украшать мозаиками на темы из Ветхого и Нового Заветов, а также изображениями наиболее почитаемых христианских мучеников.
Удлинённая форма базилики напоминает корабль, и с раннехристианских времён храм и Церковь в целом осмысливали как корабль, ковчег, несущий верующих по волнам мира в Царство Небесное, Горний Иерусалим. Центральная часть храма до сих пор называется наос или неф, что в переводе с латинского означает «корабль». Одновременно храм символизирует небесный город, Царство Божие, в котором царствует Христос и торжествуют святые.
Храм — это образ преображённого мира, созидаемого по законам красоты и гармонии, называемый в Библии Софией Премудростью Божией. Самый большой и самый красивый храм православного мира и был посвящён Софии. Он построен в Константинополе в VI в., во времена императора Юстиниана. Именно здесь послы русского князя Владимира, искавшие по миру истинную веру, почувствовали, что они уже не на земле, а на небе. Это стало одной из причин, убедивших князя Владим принять православие. А вместе с православием Русь унаследовала и восточнохристианскую эстетику, и крестово-купольную форму храма.
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
Рассмотрим символику отдельных частей храма внутри и снаружи через призму идеи православного храма.
Стены. Сближая Церковь, живой храм Божий, с самим зданием храма, св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм. Сходные воззрения на храм можно найти и у западных богословов. Петр Карнатский (XII в.) рассматривает храм как образ мира. «В основании, – писал он, – полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в ознаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон».
Также стены, по словам св. Димитрия Ростовского, «толкуются как закон Божий». Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов – зримый образ закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах также пишутся и образы святых – князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это образ того, как Церковь Небесная заботиться о верующих, о Церкви земной.
Куб. Храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский).
Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни.
Восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Эдеме (Быт. 2, 8). На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком. Само здание храма должно быть обращено на восток.
Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», «небо небесе», место, где восседает на престоле с апостолами Христос. Одновременно алтарь, точнее киворий – купол над алтарем, – символ места распятия и поношения тела Христова. Связь алтаря-жертвенника с горой Сион (местом первой евхаристии – Тайной вечери) выражают символические «сионы», или «ковчеги», в которых помещаются святые дары – тело и кровь Господни.
О соотношении всего храма и алтар о. Павел Флоренский писал так: «Храм есть лестница Иаковлева, и от видимого мира она возводит к невидимому; но весь алтарь как целое есть уже место невидимого, область, оторванная от мира, пространство неотмирное. Весь алтарь есть небо: умное, умопостигаемое мест. Сообразно различным символическим ознаменованиям храма, алтарь означает и есть различное, но всегда стоящее в отношении недоступности, трансцендентности к самому храму».