Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Следы ритуала «задабривания» обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зверей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их «детей».
Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. Изображения удачной охоты на стенах древних пещер встречаются в разных уголках земного шара. По-видимому, они прежде всего служили залогом повторения хорошей охоты в будущем. До наших дней сохранились и выразительные следы обрядов, во время которых символическое изображение животного поражалось охотничьим оружием.
Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей древности для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери — воплощения плодородия земли и живых существ. В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались. У многих народов считалось, что длительное сохранение изображения духа или божества приводит к его ненужному и опасному для людей «оживанию». Но постепенно такое «оживание» перестаёт считаться чем-то нежелательным. Уже в древнейшем палеолитическом поселении Мезин на Украине одна из подобных статуэток в так называемом доме колдуна закреплена в земляном полу. Вероятно, она служила объектом постоянных заклинательных обращений.
Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в то же время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя. В конечном счете, магия замыкает на себя весь миропорядок: если не совершать ритуалы, то может не взойти солнце, не придет весна, не вырастет хлеб и т. д. Всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом.
Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев Центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.
С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их преставления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств—жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носить уже нетребовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу...
Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне.
Надо подчеркнуть, что в магизме присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества, а именно: поставить себя в центр мироздания и заставить служить себе его силы. Магизм убежден, что высшие силы можно подчинить, нужно лишь найти ключ, слово, действо.
Шаманство – древнейшая форма религии. В наскальной живописи палеолита есть изображения, которые интерпретируются современными исследователями как действия шаманов. Стадию шаманства, видимо, переживали религии всех народов, ибо те или иные признаки шаманства различимы и в поздних культах.
Как и иные служители культов, шаман – это посредник между миром людей и сверхъестественным миром, который в шаманизме трактуется как мир духов. Но если на священника можно выучиться, то шаманом нужно родиться. При этом производство в шаманы не зависит от воли человека: шаманов выбирают духи. Порой человек даже противиться этому выбору, ибо быть шаманом – трудно. Очень не прост сам процесс превращения человека в шамана. Тот, на кого пал выбор духов, переносится в «иной мир», и там он подвергается «пересотворению». По рассказам шаманов, это мучительная операция: духи варят шамана в котле, отделяют мясо от костей, затем пересчитывают кости. Необходимо, чтобы обнаружилась лишняя кость; если лишней кости не обнаруживается, о шаманстве нечего и думать, но это не освобождение – кандидат в шаманы без лишней кости должен умереть (наверно, потому, что ему уже открылось такое, чего обычный человек не должен видеть и знать).
Вся эта операция, понятное дело, происходит в невидимом мире, физическое тело шамана остается на месте, более того, он может вести обычную жизнь, заниматься будничными хозяйственными делами, хотя следы той, невидимой, работы над его телом, могут появляться и на его физическом теле: синяки, ссадины. Некоторые органы, особенно сердце, требуют для переделки немалого времени, и человек какое-то время ходит как бы без сердца, а потом вдруг ощущает, что «сердце вернулось» к нему, и теперь он стал шаманом.
Каковы функции шамана? Одна из самых распространенных – лечебная. Поскольку болезни насылают духи, и сами болезни, порой, являются духами, то, конечно, разбираться с ними надлежит именно шаману. Но функции шамана шире врачевательных: шаман обязан поддерживать всю хозяйственную жизнь племени: он отвечает за изобилие дичи, за плодородие, за погоду. Шаман должен уметь отыскать пропавших оленей, уметь «отвести» возможные угрозы недружественных и завистливых соседей. Кроме хозяйственных функций, были и иные: шаман должен был проводить душу умершего сородича в загробный мир, ибо иначе душа могла затеряться и скитаться без пристанища.
Если дела у племени пошли плохо – значит, шаман ослабел и не может надлежащим образом выполнить свои обязанности, пора его менять, что в прошлом выражалось в физическом устранении «слабого» шамана.
Шаман умеет общаться с миром природы, он знает языки природы. Для этого ему не нужны обычные органы чувств, они даже мешают ему.
Интересный рассказ о действиях современного шамана приводит русский этнограф А. А. Попов.
В январе 1931 г. во время сильной пурги не вернулся в стойбище человек ‑ нганасан Люрюлюе. Происходило это на полуострове Таймыр, примерно в 300 км к северо-востоку от Норильска. Через две недели его родные обратились за помощью к шаману Люхадие. Он согласился отыскать пропавшего, сказав при этом: «Я видел во сне, как будто Люрюлюе ешё жив».
Шаман надел парку на голое тело, заставил завязать себе глаза и три дня ходил по тундре, а за ним в нартах неотступно следовали два местных жителя.
Позже шаман рассказывал: «Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося. Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледеневшего человека. Он был ешё жив, мои спутники как можно скорее увезли его в чум.
Хотя на мне была надета одна только шаманская парка на голое тело, я, однако, не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это, приехав к себе в чум».
Шаман так рассказывал учёному о своих способностях: «Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали способность понимать «разговоры» растений.
«И я сам удивляюсь, когда какая-нибудь маленькая кочка на болоте, на верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю»
Шаманство при несомненном сходстве его у разных народов имеет и немало специфических черт, поэтому его нельзя считать какой-то единой религией. Так, например, шаманство сибирских народов, при всех отличиях, близко друг к другу, но резко отличается от шаманства народов Средней Азии.
В шаманстве присутствуют истоки многих позднейших религиозных явлений. Так, первыми пороками, конечно, были шаманы. Иудейские пророки ветхозаветных времен сохраняют отдельные черты шаманов. В жизнеописании исламского пророка Мухаммеда можно увидеть следы шаманского пересотворения. По легендам, ангелы разрезали Мухаммеда, очистили его тело, и только после этого он получил пророческий дар. Даже в стихотворении Пушкина «Пророк» описано не что иное, как пересотворение (речь идет о том, что шестикрылый серафим делает с героем стихотворения):
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
В грудь отверстую водвинул.
Шаманство, несомненно, было одним из источников мистицизма (религиозная практика, при которой человек сливается с божеством и получает возможность прямого знания всего). Шаман в ходе камлания соединяется с духами, и все, что он творит, связано с миром духов.
На карте мироздания, которую в начале ХХ века нарисовал шаман орочей (народность Уссурийского края) Савелий были представлены земная, небесная и подземная сферы мира, здесь же – Солнце и Луна, туда при необходимости путешествует шаман. Вера в способность шаманов летать на Луну была известна и другим народам. Например, когда старики ханты узнали, что американские астронавты высадились на Луне, это их нисколько не удивило, поскольку, как они полагают, их шаманы совершали такие путешествия с древних времен.