Смекни!
smekni.com

Религии мира. Буддизм. Ислам. Новые секты (стр. 5 из 5)

Дом пророка в Медине стал первой мусульманской церковью — мечетью. Здесь были выработаны основные обряды ислама (форма молитвы, порядок поста, ритуал восходящего к язычеству праздника жертвоприношения — курбан-байрам). Этот главный праздник мусульман начинается после завершения паломничества и длится три дня. В память о жертвоприношении Авраама, паломники забивают тогда домашний скот (барана, верблюда, быка); две трети мяса принято раздаривать неимущим.

Также три дня длится второй по значению мусульманский праздник — ураза-байрам. Онотмечается после поста в месяце рамадан и состоит в разговлении — обильной праздничной трапезе, после общей молитвы. Как писал Киплинг:

Опустили руки мы как мудрецы

В коричневый соус жирной овцы

И кто не ел из того котла —

Не умеет добра отличить от зла…

В дни своих праздников мусульмане надевают парадные одежды, посещают могилы предков и родственников, наносят визиты родным и друзьям, дарят им подарки.

Несколько поколений исламских богословов до мелких деталей регламентировали повседневную и общественную жизнь мусульман. Ни одна другая религия так глубоко не проникает в политику, экономику, право, частную жизнь, как ислам. Первые преемники Мухаммеда — халифы (заместители) Абу Бакр, Омар, Осман, как и он, сочетали в своих руках высшую светскую и религиозную власть. Однако уже при четвертом халифе — Али в мусульманском государстве (халифате) возникли крупные разногласия по поводу порядка передачи и раздела власти. В результате ислам раскололся на три главных направления: суннитов, шиитов и хариджитов.

Сунниты (их теперь до 90 % всех мусульман мира) отдают власть в государстве халифу, избираемому всей мусульманской общиной (часть хадисов, касающихся халифа Али, они отрицают). У суннитов нет церкви и священнослужителей в нашем (христианском) понимании этих институтов; суннитские богословы, в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по вопросам религиозной и общественной жизни, их роль сводится к толкованию текста Корана и поучению верующих с его помощью. А шииты считают законной передачу власти в исламском государстве лишь по наследству потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. Для суннитов глава мусульманской общины — имам (“стоящий впереди”, на молитве, прежде всего) выступает лишь руководителем молитвы. Его функции может выполнять любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран. А в глазах шиитов он воплощает в себе божественную благодать, передающуюся от одного потомка Али к другому. Поэтому для шиитов власть имама имеет божественное происхождение и не зависит от желания людей.

Шиизм, в отличие от суннизма, не представляет собой единого движения, но расколот на многие течения и секты (имамитов, исмаилитов, друзов, алавитов и многие другие). Истинного имама — вождя всех мусульман они усматривают в разных деятелях этой религии из разных поколений потомков пророка. Сейчас для большинства шиитов зримого имама нет, а представителями временно скрытого имама считаются главные авторитеты ислама — аятоллы. Они имеют право отдавать приказы по самым важным вопросам не только религиозной, но и общественной жизни тех стран, где господствует шиизм (например, в Иране).

Кроме суннитов и шиитов разных толков, в исламе существуют и появляются ещё более жесткие варианты вероисповедания и культа. Это упомянутые выше хариджиты (“повстанцы”) — первая секта в исламе, добивавшаяся (сугубо террористическими методами) демократизации власти в Халифате при пророке Али. Затем прославились мистики суфии, проповедующие строгий аскетизм — отказ от всех земных благ, доходящие до экстаза молитвы и прочие ритуальные телодвижения (зикр).

Печальную известность получил в последнее время также ваххабизм, настаивающий на немедленном начале войны против представителей других религий (джихад, газават). Осноположником этой секты в конце XVIII в. стал Мухаммед ибн Абд-аль Ваххаб, проповедоваший среди аравийских бедуинов строгое восстановление “чистоты первоначального ислама”. С тех пор ваххабиты особо беспощадно искореняют в своей среде показную роскошь, алкоголь и наркотики, пение и танцы, прочие развлечения. На самом деле, изначально и до сих пор идеи этой секты служили прикрытием для передела власти в отдельных районах мусульманского мира, для нападения с той же целью на соседние страны. Последнее по времени государство, где победили ваххабиты, — Саудовская Аравия. Именно представители ваххабитов возглавили войну чеченцев за отделение Кавказа от России; они же придали этой борьбе террористические формы (захваты заложников и превращение их в рабов, взрывы жилых домов, угоны самолетов и пароходов с мирными жителями, т.п.). Свои фанатики были и есть в истории любой крупной религии, но именно в исламе они сохранились в большом числе до наших дней. Однако эти террористы представляют не весь ислам, а только его фундаменталистскую (т.е. доведенную до крайности, нежелающую меняться в мирную сторону) часть. Многие представители международного терроризма находят убежище и поддержку в странах наиболее фундаментального ислама (Ливии, Иране, Палестине, Афганистане). Террористы, прикрывающиеся Кораном, опасны в первую очередь настоящим мусульманам, поскольку создают им невыносимые условия жизни, навлекают на них вражду соседних стран и народов. Скажем, афганские талибы (“студенты” медресе-школ при мечетях) — солдаты, завербованные, обученные и вооруженные Пакистаном, захватили почти всю страну и устанавливают там варварский образ жизни (запрещены радио и телевидение, игры вроде шахмат; женщины не имеют права работать вне дома, появляться на улице без закрывающей лицо чадры, сопровождения мужчин-родственников и т.п.). По приказу имамов движения Талибан разрушались ценнейшие памятники буддизма других религий на территории Афганистана. Всё это безумие закончилось вторжением армии США и насильственным свержением талибского режима.

С искажённым фундаменталистами исламом предстоит долгая и трудная борьба. Борьбе с терроризмом в мусульманской оболочке должны помогать мирные трактовки ислама, призывающие творить людям добро.


Литература

1. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. 4-е изд. СПб., 2003.

2. Бонград-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

3. Далай-Лама. Буддийская практика. Путь к жизни, полный смысла. Киев–М., 2003.

4. Игнатович А. Школа Натирэн. Трактаты. М., 2002.

5. Игнатьев И.П. Как стать буддой. Л., 1991.

6. Книга самурая / Пер. с япон. СПб., 1998.

7. Сато Х. Самураи. История и легенды / Пер. с япон. СПб., 2003.

8. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования / Пер. с япон. СПб., 1998.

9. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002.

10. Ягю Мунэнори, Хейхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча / Пер. с япон. СПб., 1998.