Из баптистских организаций, функционирующих в других странах, самой значительной по численности является Евангелическая церковь слова жизни (4 млн. сторонников), действующая в Эфиопии. К крупным баптистским церквам относится и Бразильская баптистская конвенция (1,6 млн.), близкая к самой влиятельной протестантской церкви США - Южной баптистской конвенции. Близки к американским баптистам и такие возникшие в результате миссионерской деятельности церковные организации как Совет баптистских церквей в Северо-Восточной Индии (1,6 млн.), Мьянмаская баптистская конвенция (1,5 млн.) и Нигерийская баптистская конвенция (1,5 млн.). На территории бывшего СССР действует Евро-Азиатский союз евангельских христиан-баптистов (1 млн. человек), в котором, несмотря на его межденоминационный характер, преобладают наследники баптистской традиции.
В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, объединяющий в настоящее время бульшую часть баптистских церквей.
Из баптистской среды вышел адвентизм. Он был основан в 1831 г. в США Уильямом Миллером, бывшим капитаном американской армии. Одним изосновных догматических положений адвентизма является вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Адвентисты, как и баптисты, единственным источником веры признают Библию.
Обряды адвентистов аналогичны баптистским. Крещение и причащение (хлебопреломление), как и баптисты, адвентисты считают только обрядами, а не таинствами. Как и у баптистов, крещение совершается у них в сознательном возрасте. Для адвентистов характерен также обряд омовения ног. В ходе догматических споров адвентисты распались на несколько групп. Подавляюще большинство адвентистов относится к деноминации адвентистов седьмого дня, празднующих вместо воскресенья субботу. Они обособились от остальных адвентистов еще в 1844 г., а окончательно выделились в отдельную деноминацию в 1863 г.
Официального исповедания у адвентистов седьмого дня нет, правда, имеется ряд теологических работ, в которых излагаются основы их вероучения. Прежде всего это сочинения Эллен Г. Х. Уайт, сыгравшей главную роль в формировании этой конфессиональной группы.
Как и остальные адвентисты, адвентисты седьмого дня придают большое значение второму пришествию Иисуса Христа и полагают, что оно должно скоро произойти. Адвентисты седьмого дня отвергли такой важный догмат христианства как бессмертие души, пересмотрели положение о рае и аде. Они верят в условное бессмертие, которое даруется Иисусом Христом не всем людям, а лишь праведникам, которые после второго пришествия воскреснут и будут находится вместе с Христом на небе на протяжении тысячи лет. По истечении же этого тысячелетнего периода праведники станут жить с Христом на совершенно обновленной Земле. Что же касается грешников, то они, попредставлению адвентистов седьмого дня, после второго пришествия тоже оживут, но не пойдут в ад, а будут сожжены.
Адвентистам седьмого дня запрещено есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других “нечистых” животных, пить алкогольные напитки, кофе и чай, а также курить табак. Адвентисты седьмого дня должны скромно одеваться, не пользоваться декоративной косметикой и не носить украшений.
Большинство адвентистов седьмого дня добровольно платят десятину, то есть отдают на нужды церкви десятую часть своих доходов.
Молитвенные собрания у адвентистов седьмого дня проводятся по субботам. Во время этих собраний поются гимны, произносятся импровизированные молитвы, читаются проповеди.
Обряды у адвентистов седьмого дня выполняются пасторами, которые посвящаются в сан наложением рук. Все пасторы имеют равный чин, специальных облачений они не носят, женщин в пасторы не поставляют.
Церковь адвентистов седьмого дня представляет собой жестко централизованную организацию. Ее руководящим органом является Генеральная конференция, решающая все важнейшие вопросы церковной жизни. Местные церковные общины возглавляются пресвитерами, назначаемыми региональной конференцией. Несколько региональных конференций формируют конференцию так называемого униона (союза), а конференции всех унионов - Генеральную конференцию. Между Генеральной конференцией и унионами имеется еще одно промежуточное звено -географические административные дивизионы, каждый из которых возглавляется президентом.
Из других ныне существующих адвентистских организаций более известны адвентисты-реформисты и Христианская церковь пришествия (обе они весьма малочисленны). Адвентисты-реформисты отличаются от адвентистов седьмого дня тем, что им запрещено служить в армии. Последователи Христианскойцеркви пришествия не признают прорицательских высказываний Э. Уайт. В отличие от адвентистов седьмого дня они празднуют воскресенье, а не субботу, не соблюдают их пищевых запретов. В противоположность церкви адвентистов седьмого дня Христианская церковь пришествия имеет конгрегациональное устройство.
Как и баптисты, адвентисты (и прежде всего адвентисты седьмого дня) ведут чрезвычайно активную прозелитическую работу, и поэтому сторонники адвентизма имеются сейчас в большинстве стран мира, хотя обычно численность их в каждой отдельной стране невелика. Общее же их число (вместе с детьми) - 16 млн. человек, из которых 99 % приходится на адвентистов седьмого дня. Наиболее крупные группы их сосредоточены в США (около 1 млн. вместе с детьми), Бразилии (900 тыс.), Мексике (около 550 тыс.), Демократической Республике Конго (около 600 тыс.), Руанде (свыше 500 тыс.), на Филиппинах (около 550 тыс.).
Немало общего с баптизмом в обрядности имеет и течение, иногда называемое реставрационизмом. Речь идет об основанной в США в 1809 г. пресвитерианскими священниками Томасом и Александром Кэмпбеллами (отец и сын) конфессиональной организации, получившей название “ученики Христа”, и отделившихся от нее деноминациях, из которых только две (Церкви Христа и Христианские церкви и церкви Христа) имеют значительное число последователей и получили довольно широкую известность.
Реставрационисты стараются целиком основывать свое вероучение на Новом Завете, призывая к реставрации новозаветного христианства (откуда и произошло их название), и надеются на этой основе объединить всех христиан. Они не признают никаких символов веры. В отличие от большей части баптистов реставрационисты придерживаются арминианской, а не кальвинистской доктрины, т.е. считают, что у человека есть свободная воля. Крещение (путем погружения) совершается у них по вере и считается не таинством, а обрядом. Другим практикуемым обрядом является причащение (хлебом и виноградным соком), совершаемое каждое воскресенье.
Придерживаясь в целом общего вероучения, разные группы реставрационистов расходятся во взглядах на некоторые стороны культа (в частности по вопросу об использовании во время богослужения органной музыки). Различно и их отношение к наличию надобщинных организаций.
Ученики Христа стоят за органную музыку и допускают существование организации, объединяющей самостоятельные общины, Церкви Христа отвергают то и другое (из-за отрицательного отношения к инструментальной музыке их иногда называют неинструменталистами), Христианские церкви и церкви Христа не против использования органной музыки, однако не признают какой-либо объединяющей организации.
Общая численность последователей реставрационизма составляет около 7 млн. человек (в том числе сторонники Церквей Христа насчитывают 3 млн. человек, ученики Христа - 1,8 млн., приверженцы Христианских церквей и церквей Христа - 1,7 млн.). Основная их масса сосредоточена в США (3,9 млн.), хотя в результате миссионерской деятельности сторонники реставрационистских церковных организаций появились и в других странах. Например,довольно большие группы реставрационистов имеются в Нигерии (1 млн. человек - последователи Церквей Христа), Демократической Республике Конго (700 тыс. человек - ученики Христа) и Индии (около 300 тыс. - сторонники Христианских церквей и церквей Христа).
Одним из влиятельных течений протестантизма является методизм, возникший в первой половине ХVIII в. как обновленческое движение в англиканстве. Его основатель Джон Уэсли изначально не стремился к созданию новой деноминации, а хотел лишь оживить христианский энтузиазм в Церкви Англии. В самостоятельную конфессию методизм выделился только в конце XVIII в.: в 1784 г. в США с помощью Дж. Уэсли была образована Методистская епископальная церковь, а в 1795 г. в Англии методисты официально отделились от англиканства.
Будучи близкими англиканам по вероучению, методисты, в отличие от них и многих других протестантов, не придают догмам большого значения, уделяя главное внимание эмоциональному воздействию на верующих. Своей основной целью методисты ставят достижение человеком христианского совершенства и утверждение уверенности в личном спасении. Они подчеркивают, что стержнем религии является личное отношение человека с Богом. В методизме допускаются различные мнения по вопросам догматики, если они не выходят за пределы основных христианских доктрин. Основами своего вероучения методисты считают Типовые проповеди Дж. Уэсли и составленные им же Записки о Новом Завете. Полагая, что спасение достигается верой, методисты в то же время не отрицают и необходимости добрых дел. Принятие Дж. Уэсли арминианской доктрины(т.е. признание им наличия у человека свободной воли) привело к отколу от основной массы методистовгруппы, возглавленной его ближайшим сподвижником Джорджем Уайтфилдом, выступившим в защиту кальвинистской доктрины о предопределении. Эта ветвь методистов приобрела значительное влияние в Уэльсе.
Признавая Апостольский и Никейский (точнее, Никео-Константинопольский) символы веры, методисты к Афанасьевскому символу относятся с некоторым скептицизмом.