Что же касается неоиндуизма, то под ним обычно понимают совокупность сект (Брахма Кумарис, Ананда марг, Трансцендентальная медитация, Международное общество сознания Кришны и др.), сильно отдалившихся от ортодоксального индуизма.
Неоиндуистская шиваитская секта Брахма Кумарис была создана в конце 30-х годов XX в. в Карачи ювелиром Дада Лен Раджем. Единственным объектом почитания в ней является Шива, наделяемый сектантами всеми свойствами, которыми в ортодоксальном индуизме обладает божественная троица Тримурти. Для секты характерна йогическая практика. Целью Брахма Кумарис является достижение ее членами слияния с Шивой, что должно освободить их от нового цикла перерождений. Сектанты верят в скорый конец света. Брахма Кумарис требует от своих членов безбрачия и отказа от мясной пищи.
Численность членов секты составляет 350 тыс. человек. Они сосредоточены в основном в странах Северной Америки и Западной Европы, а также в Индии и Пакистане.
Основанная мелким чиновником Саркаром в середине 50-х годов XX в. в Бихаре секта Ананда марг (санскр. “Путь радости”) взяла за основу своеговероучения мистические положения йоги5 и тантру6. Секта отличается своим авторитарным устройством, методы ее деятельности вызывают нарекания индийской общественности. К Ананда марг примкнул некогда живший в России известный гроссмейстер по шахматам Виктор Корчной. Секта развернула свою деятельность на территории ряда стран, пытается она действовать и в России.
Еще одна неоиндуистская секта - Трансцендентальная медитация -появилась в Индии в конце 50-х годов, но вскоре широко развернула свою деятельность за пределами этой страны, и в первую очередь в США. Основателем секты был Махеш Брасад Варма, получивший университетское физическое образование, но решивший посвятить себя религиозной деятельности, приняв имя Махариши Махеш Йоги. В США Махариши старался утверждать, что проповедуемая им Трансцендентальная медитация не имеет религиозной основы, а представляет собой научный способ укрепления здоровья, подъема производительности труда и снятия стресса.
На самом же деле Трансцендентальная медитация - одна из сект неоиндуизма, придерживающаяся пантеистической идеи присутствия Бога во всем сущем. Основной целью человека поставлено достижение абсолютного слияния с Богом путем выхода из череды перерождений (в секте распространена вера в реинкарнацию).
Сектантам предписано почитать индуистские божества, прежде всего аватару Вишну - Кришну, а также выступающего под именем Шанкары Шиву. Формами почитания является распевание назначенной наставником мантры (своего рода магического заклинания), а также проведение церемонии “пуджа”, заключающейся, в частности, в приношении идолу разных предметов: цветов, фруктов, белых носовых платков.
Каждый сторонник Трансцендентальной медитации обязан дважды в день - утром и вечером медитировать по 20 минут. Медитации сопровождаются повторением мантры.
Секта объявляет все религии равноценными и предлагает своим приверженцам, продолжая придерживаться прежних верований, добавлять к ним практику Трансцендентальной медитации.
Численность сторонников Трансцендентальной медитации, по одной из оценок, - 3 млн. человек. Они имеются во многих странах мира, но наиболее крупная группа их находится в США, в столице которых - Вашингтоне -расположен центр секты. Секта предприняла попытки вербовать последователей и в России, но успехи ее здесь пока невелики.
Международное общество сознания Кришны (Харе Кришна) было организовано в середине 60-х годов нашего века за пределами Индии, в американском городе Лос-Анджелесе, индийским проповедником Прабхупадой. Общество представляет собой сильно обособившуюся секту кришнаитского варианта вишнуизма. Вероучение секты приближено к монотеизму, объектом поклонения является бог Кришна, беспредельная любовь к которому считается основным средством спасения. В Международном обществе сознания Кришны большое значение придается совместному принятию его членами освященнойпищи. В отличие ортодоксальных индуистов, для которых совершенно не характерна прозелитическая деятельность, приверженцы этой секты ведут исключительно активную миссионерскую работу, в первую очередь среди неиндуистов. Существенные успехи достигнуты Международным обществом сознания Кришны, в частности, в России и других странах бывшего СССР, где численность его членов, по данным самих сектантов, достигала в 1994 г. 400 тыс. человек.
Влиятельность различных направлений и сект индуизма такова: вишнуиты составляют 70 % всех индуистов, шиваиты - 25 %, шактисты - 3 %, приверженцы реформированного индуизма и неоиндуистских сект - 2 %.
Джайнизм
Джайнизм, возникший примерно в одно время с буддизмом -в VI в. до Р. Хр., был, так же как и буддийская религия, своего рода альтернативой господствовавшему в Индии брахманизму с его кастовым строем. Отвергнув кастовую систему, джайнизм (как, впрочем, и буддизм) сохранил тем не менее ряд брахманистских положений.
Основателем джайнизма считается Вардхамана Джнятрипутра, являвшийся вторым сыном принадлежавшего к касте кшатриев правителя небольшого государственного образования, находившегося на современной территории штата Бихар. В 30-летнем возрасте (по другим данным - в 28 лет) он покинул дворец и стал бродячим нищенствующим аскетом, отказавшимся даже от любой одежды. Через 12 лет ему удалось, как полагают джайны, достичь совершенства и просветления, он получил дар всевидения, освободился от сил, державших его в цепи перерождений, став Джиной (санскр. “Победитель”).
Джайны отказались не только от кастовой системы, но и от брахманского пантеона божеств, признав важнейшей субстанцией индивидуальные души, являющиеся бессмертными и находящиеся в каждый конкретный момент в той или иной телесной оболочке.
В религиеведческой литературе высказывалось мнение, что у джайнов вообще нет богов. Такая точка зрения, по-видимому, в целом оказалась неверной, хотя джайны и отводят божествам лишь небольшую роль. В частности, они не признают существование Бога - творца и властителя.
Для джайнизма, как и для брахманизма и буддизма, характерны понятия о дхарме, карме и сансаре. Воплощение души умершего человека в ту или другую новую оболочку зависит, согласно джайнской религии, от того, насколько праведной была предыдущая жизнь. В этом вопросе джайнизм полностью принял брахманистские положения о карме и сансаре.
Важным положением джайнизма, заимствованным позже от него (и буддизма) индуизмом, является положение о недопустимости причинения вреда любому живому существу. Правоверные джайны, не считая допустимым уничтожить что-нибудь живое, полностью исключают из своего рациона мясную пищу, пьют воду, процеженную через ситечко, дышат через вуаль и разметают перед собой дорогу веником.
При значительном сходстве джайнизма с буддизмом между ними имеются и существенные различия. Джайны, в частности, не считают, что любая жизнь - это непременно страдание. Плоха лишь дурная жизнь. По-иному понимают джайны и нирвану, она рассматривается ими как достижение вечного блаженства. Аскетизм у них, в отличие от буддистов, признается непременным условием спасения.
Если в буддизме существует учение о “четырех благородных истинах”, которые способны прервать цикл перерождений”, то в джайнизме человек сможет освободиться от круговорота смены рождений и смертей обретением “трех сокровищ” (“трех бриллиантов”): “правильного видения истины” (то есть взгляда на мир, соответствующего канону джайнизма), “правильного познания” (под чем подразумевается использование правильных средств и методов познания) и “правильного поведения” (человек должен не причинять вреда животным и людям, быть правдивым, не воровать, вести целомудренную жизнь, довольствоваться лишь тем, что абсолютно необходимо, и преодолевать мирские привязанности).
Объектом почитания джайнов являются не божества, а 24 провозвестника веры, первым из которых считается культурный герой Ришабха, научивший людей многим полезным вещам, а последним - Джина, которого именуют также Махавира (санскр. “Великий герой”). Литургическим языком в джайнизме является ныне мертвый индоарийский язык ардхамагадхи.
Споры о соблюдении или несоблюдении завещанной Джиной наготы, а также разногласия по некоторым каноническим вопросам привели к тому, что джайны разделились в I в. по Р. Хр. на две основные секты: Дигамбара и Шветамбара (Светамбара). Аскеты секты Дигамбара (санскр. “Одетые воздухом”) доводят свою аскезу до отказа от ношения любой одежды8, Шветамбара (санскр. “Одетые в белое”) требует от своих послушников носить одежду только белого цвета. Из состава обеих сект выделилось несколько подсект. Из Дигамбары в XIII в. вышла подсекта Висапантхи, а в XVI в. -подсекта Терапантхи. Различия между ними заключаются в том, что вторая из них использует в качестве аксессуаров культа цветы, фрукты и сандал. В Шветамбаре раскол возник, когда группа Муртипуджак в середине XVII в. ввела ритуал поклонения идолам. Не принявшие этот ритуал, а также выступившие против начавших практиковаться храмовых служений образовали подсекту Штханакваси, от которой, в свою очередь, в XVIII в. ответвилась подсекта Терапантхи (не путать с одноименной подсектой секты Дигамбара!), которую создал один из религиозных деятелей, недовольных руководством Штханакваси. Шветамбара гораздо влиятельней Дигамбары, превосходя ее по численности последователей в несколько раз. Что касается отмеченных выше подсект Шветамбары, то наиболее многочисленной из них является Муртипуджак, ей существенно уступает Штханакваси, а последняя, в свою очередь, намного больше отколовшейся от нее Терапантхи.
Общая численность джайнов составляла в 1995 г. 4,9 млн. человек (по другим, менее заслуживающим доверия данным, их было вдвое больше -10 млн.). Из этого числа на Азию приходится свыше 4,8 млн. (98 %), на все остальные регионы мира - менее 0,1 млн. человек. Подавляющее большинство джайнов - около 4,8 млн. - сосредоточено в Индии (в основном в штатах Махараштра, Раджастхан, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Карнатака, Уттар-Прадеш). В Раджхастане, Гуджарате и других северных штатах преобладает секта Шветамбара, в Карнатаке и прочих районах Южной Индии - секта Дигамбара. Небольшое число последователей джайнизма живет также в Кении, Великобритании, США и некоторых других странах.