Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 37 из 46)

В других частях света число как последователей китайских народных верований, так и “чистых” конфуцианцев очень невелико.

Даосизм

Даосизм, так же как и конфуцианство, возник вначале как философская система и лишь потом превратился в религию.

Время возникновения философского даосизма сейчас обычно относят к IV - III вв. до Р. Хр. Его основателями были выдающиеся китайские философы Лао-цзы (Ли Эр) и Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), перу которых принадлежат трактаты, названные их именами (трактат “Лао-цзы” известен также под иным, более ранним наименованием - “Дао дэ цзин”, что в переводе означает “Канон о пути и добродетели”).

В центре философского даосизма лежит понятие “дао”, считающееся основой возникновения, изменения и конца всех вещей. Некоторая расплывчатость этого понятия позволяла толковать его по-разному: одни полагали. что “дао” означает естественный ход жизни, другие истолковывали его метафизически.

Согласно философскому даосизму, все в мире находится в постоянном изменении, и со временем все вещи, явления и качества переходят в свою противоположность: из несовершенного происходит ценное, из кривого -прямое, из углубленного - гладкое, из старого - новое и т. д.

Что же касается морально-этических взглядов Лао-цзы, то он, хотя и осуждал притеснение, угнетение, лучшим способом борьбы со злом считал бездеятельность, уход от мирских бед. Достижение гармонии, согласно даосизму, заключается в слиянии человека с природой.

В I - II вв. по Р. Хр. даосизм, в который вплелись китайские народные верования, превратился из философского учения в политеистическую религию.

В даосский пантеон вошло большое число божеств, гениев, святых. Во главу пантеона была поставлена божественная триада: Юйхуан Шанди, считающийся божеством неба, Паньгу - божество, изображаемое в виде черепахи, и обожествленный Лао-цзы. Часть из введенных в пантеон божеств была заимствована из других религий.

Большое значение в даосизме придается поиску элексира (“золотой пилюли”) бессмертия.

В даосской религии есть храмы и многочисленное жречество, причем некоторые из их священнослужителей соблюдают безбрачие, другие же имеют семьи. Возглавляет жречество даосский патриарх “тяньши” (букв. “небесный учитель”), иногда называемый “даосским папой”. Он является потомком основа-теля даосской жреческой иерархии Чжан Даолина, жившего в I - II вв. по Р. Хр. Даосские жрецы занимаются гаданиями, предсказаниями судьбы, выполняют разные магические обряды, торгуют амулетами. Практикуются ими и обряды шаманского типа.

Даосская религия разделилась на большое число сект. Одна из наиболее известных и влиятельных из них - секта Учение совершенной истины, возник­шая в VII в. и сохранившаяся вплоть до настоящего времени.

Численность последователей даосизма, как и сторонников других религий Китая, определить очень трудно по причине поликонфессиональности значительной части китайского населения. Тем не менее, по оценке некоторых религиеведов, наиболее ревностных приверженцев даосской религии насчиты­вается примерно 30 млн. человек. Они сосредоточены в подавляющем большин­стве в Китае. Последователи даосизма имеются также среди китайцев, живущих за рубежом. Распространен даосизм и среди небольшой части вьетнамцев.

Синтоизм

Если конфуцианская и даосская религии выросли из философских систем, то истоками местной религии Японии - синтоизма - были древние религиозные верования японцев, прежде всего культ умерших предков и культ природы. Несмотря на последовавшее с образованием японской государственности и под влиянием других азиатских религий (в первую очередь буддизма и конфуцианства) усложнение синтоизма, многие элементы ранних родоплеменных верований (культ природы, культ предков, магия, шаманизм и т. п.) в этой религии сохранились.

Синтоизм сформировался в VII - VIII вв., хотя само название “синто” (яп. заимствование из кит. “путь богов”) появилось значительно позже.

Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами “ками” - божеств и духов. Особое место среди них занимают три космогонических божества: Амэ-но Минакануси-но Ками, Таками Мусуби-но Ками и Ками Мусуби-но Ками. Во главе же всего пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Считается, что внук Аматэрасу -Ниниги, посланный ею на землю, основал японскую императорскую династию, сохранившую и поныне свою власть. Вплоть до окончания второй мировой войны синтоисты обожествляли особу японского императора. И несмотря на то, что после окончания второй мировой войны японский парламент специальным актом отменил доктрину божественного происхождения императора, многие синтоисты до сих пор продолжают считать умерших императоров богами. Специфичен для синтоизма и культ погибших на войне солдат, которые после смерти становятся, по синтоистским представлениям, “ками”. С этим культом, в частности, связан и обычай самопожертвования добровольцев-смертников, принявших решение отдать жизнь за родину, - “камикадзе”.

Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, напи­санные в первой половине VIII в. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихонги представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики.

Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах (“дзиндзя”).

Для Японии с ее поликонфессиональностью весьма характерно посещение одним и тем же верующим и синтоистских и буддийских храмов, Причем нередко бывает, что для одних обрядов выбираются синтоистские храмы, для других - буддийские. Так, обряды, связанные с рождением ребенка, обычно совершают в синтоистских храмах, а похоронные ритуалы - в буддийских. Что касается свадебных церемоний, то их чаще проводят в синтоистских храмах, хотя иногда пользуются и буддийскими.

Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники “мацури”, собирающие большое число людей.

Определить численность приверженцев двух основных распространен­ных в Японии религий - синтоизма и буддизма - почти столь же трудно, как выяснить число сторонников разных религий в Китае. И синтоистская, и буддийская церковная статистика указывают в качестве своих адептов бóльшую часть жителей Японии, что, принимая во внимание феномен поликонфессио-нальности, в общем-то не должно удивлять. И все-таки при постановке во времясоциологических обследований прямого вопроса о том, какой религии верующий отдает предпочтение, подавляющее большинство японцев отвечают, что считают себя в первую очередь буддистами. Ревностными сторонниками синтоизма, отдавшими предпочтение именно этой религии, оказались лишь примерно 3 млн. японцев, то есть немногим более 2 % общего их числа. По-видимому, это в подавляющем большинстве случаев приверженцы синтоистских сект, о которых будет сказано ниже.

За пределами Японии синтоизм почти не встречается, если не считать небольшой части японцев, живущих за рубежом (всего 4 тыс. человек, так как большинство поселившихся за границей японцев исповедуют буддизм либо христианство).

Синтоизм дал большое число сект, из которых мы отметим лишь наиболее значительные по числу последователей.

Самой крупной из синтоистских сект (не считая Тэнри, которая очень далеко отдалилась от синтоизма и которую поэтому мы будем рассматривать в разделе “Новые религии”) является Идзумо оясиро, основанная в 70-х годах XIX в. синтоистским жрецом Сэнге Такатоми и провозгласившая своим главным божеством Окунинуси-но Ками, мифического правителя преисподней. Окунинуси рассматривается как “ками” - хранитель разных элементов материальной культуры (жилища, одежды, пищи), а также как покровитель земледелия и рыболовства. Верховная же богиня синтоистского пантеона Аматэрасу и другие “ками” почитаются как нижестоящие божества. Число последователей Идзумо оясиро превышает 1 млн. человек.

Секта Онтакэ, созданная в первой половине XIX в., объявила своим важнейшим ритуалом восхождение на горы. Ее численность составляет около 700 тыс. человек.

Секта Синри откололась от Онтакэ и в конце XIX в. была признана как самостоятельная организация. В ней, как и в Онтакэ, распространено почитание гор. Объектами поклонения являются три космогонических божества и Аматэ-расу. Секта требует от своих адептов почтительного отношения к своим родителям и к императору. К Синри принадлежит около 600 тыс. человек.

Секта Синсю была основана в 1880 г. В ней существует культ сложного божества Хонти Тай син, которое совмещает в себе три космогонических божества, Аматэрасу и миллионы “ками” на небе и земле. Синсю учит о единстве видимого и невидимого и о мистическом соединении человека с божеством. Число сторонников секты превосходит 500 тыс. человек.

Весьма своеобразный характер имеет секта Конко (букв. “золотой цвет”), образованная в конце 50-х годов XIX в. В ней грозный бог народных верований Кон превращен в милосердное божество. Это достигнуто путем изменения интерпретации японского слова “кон”: вместо одного из его значений - “металл” - приняли другое его значение - “золото”. Все свои надежды сектанты возлагают на своего “бога золотого света”, который почитается как единственное божество (то есть секта фактически монотеистична). Численность приверженцев Конко -свыше 500 тыс. человек. Иногда эту секту причисляют к “новым религиям”.