В 1996 г., по данным самой Саентологической церкви, у нее во всем мире насчитывалось свыше 8 млн. последователей, хотя эти данные и могут быть сильно завышенными. Ее организации имеются более, чем в 100 странах. Значительные группы сторонников саентологии имеются в Великобритании (600 тыс.), США и некоторых других странах Европы и Америки. Пытается действовать церковь и на территории России.
К “новым религиям” иногда относят и движение Новый век, но в действительности оно не представляет собой чего-то единого, а является совокупностью разных групп, в той или иной форме принимающих идеиоккультизма10. По природе же эти группы очень разнообразны, и не все они (например, теософия, антропософия, розенкрейцерство) могут быть признаны религиями в обычном понимании этого слова. Да и по своим доктринальным положениям они очень сильно отличаются друг от друга. Часть из них признает христианскую Библию, хотя и трактует ее весьма своеобразно, другая часть -полностью отвергает. Тем не менее, некоторые общие черты, объединяющие все или почти все эти группы, все же имеются. Такими чертами, помимо оккультизма, являются, непризнание резкой грани между человеком и Богом, представление о возможности слияния человека с божеством, вера в реинкарнацию, практика медитации, стремление не придавать особого значения различиям между религиями и т. д.
Следует отметить, что к Новому веку часто причисляют и деноминации, которые правильнее относить к маргинальному протестантизму (например, сведеборгианцев) или к неримскому католицизму (например, либеральных католиков).
К сожалению, само понятие “новые религии” пока не приобрело достаточной определенности. Так, во многих религиеведческих работах термин “новые религии” толкуют расширительно, считая ими некоторые маргинальные протестантские деноминации (мормонов, мунистов и даже свидетелей Иеговы), метабуддийские секты (Нитирэн сёсю, Рэй ю кай, Риссё косэй кай), неоиндуистские секты (Брахмо кумарис, Ананда марг, Трансцендентальная медитация, Международное общество сознания Кришны).
Наконец, с “новыми религиями” порой сближают синкретические культы на Яве (агама Джава, представляющая собой смесь ислама, индуизма, буддизма и местных верований, и агама Джава-Сунда, в вероучении которой есть элементы католицизма), разные секты в Гонконге, возникшие под влиянием даосизма, афро-христианские культы и т. д.
Общая численность сторонников новых религий (без последователей бахаизма) - 121 млн. человек. Подавляющее большинство из них сосредоточены в Азии - 119 млн. (98 % общего числа). Кроме того, 1,9 млн. приверженцев этих религий имеется в Америке и 0,8 млн. - в Европе.
Родоплеменные культы
Наряду с рассмотренными выше достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому мы остановимся здесь не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.
Одной из очень рано появившихся форм таких верований является тотемизм, представляющий собой довольно сложное явление. О сущности тотемизма в науке до сих пор ведутся дискуссии, и многие религиеведы вообще не считают его религией, а видят в нем средство организации общества либо попытку классифицировать вещи и явления. Однако полностью согласиться с этим трудно. Несмотря на бесспорную социальную значимость тотемизма, в нем несомненно присутствует и религиозный аспект. В тотемистических представлениях хорошо заметна вера в сверхъестественное, таинственноеродство конкретной группы людей с каким-то видом животных, растений, минералов или определенным явлением природы. Тотемизм тесно связан с родовым строем: нередко род является одновременно и отдельной тотемической группой, называясь по имени тотемного животного, растения и т. п.
Весьма древней является и такая форма религии, как магия. Согласно магическим верованиям, человек способен влиять сверхъестественным путем на других людей и природу. Для этого нужно только знать верные средства: определенными действиями, заклинаниями можно добиться желаемого. В зависимости от объекта магических действий и их искомого результата магию подразделяют на несколько видов: вредоносную (ведовство) и противоположную ей предохранительную, лечебную (знахарство), любовную (приворот), военную, метеорологическую и несколько разновидностей промысловой. Иногда магические приемы представляют своего рода имитацию того, что нужно достичь: так, с целью вызывания дождя разбрызгивается вода, для победы над врагом протыкается копьем его изображение и т. д.
Одна из самых распространенных форм родоплеменных верований -анимизм, представляющий собой веру в души, духов и всеобщую одухотворенность природы. Духами населяется весь окружающий человека мир, души, по анимистическим представлениям, имеют не только люди, но и животные, растения, явления и предметы природы. Анимистические верования могут быть очень разнообразными: порой они смутны и нечетки, в других же случаях представляют собой сложную, хорошо структурированную систему. Нужно отметить, что нередко в зарубежной научной литературе термин “анимизм” толкуется весьма широко, и под ним понимают вообще все родоплеменные верования.
С анимизмом не следует путать другую, значительно реже встречающуюся форму верований - аниматизм. Это вера в некую сверхъестественную безличную силу (“мана” у народов Океании, “оренда” у североамериканских индейцев и т. д.), которая якобы рассредоточена по всей природе, но неравномерно: одним людям, животным и предметам она может быть присуща в большей степени, другим - в меньшей, третьи ею могут совсем не обладать.
С анимизмом связаны своим происхождением, с одной стороны, культ предков-покровителей и культ племенных вождей, с другой - культ природы и ответвившиеся от него различные промысловые культы, с третьей - нагуализм, под которым понимается культ личных духов-покровителей.
Много споров велось вокруг такой формы родоплеменных верований, как фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Высказывалось мнение, что эта форма чуть ли не древнейшая, однако большинство исследователей не относят возникновение фетишизма к столь раннему времени. Крупнейший российский этнограф и религиевед С.А.Токарев вообще считал фетишизм одной из разновидностей нагуализма.
Особое положение среди религиозных культов занимает шаманизм -вера в возможность человека, войдя в экстатическое состояние, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей. Известно, что шаманизм, как форма религии, свойствен для ряда сравнительно развитых обществ. Тем не менее, его зачатки известны и народам, живущим родоплеменным строем.
Следует подчеркнуть, что все формы родоплеменных верований, не существуют изолированно друг от друга, а тесно переплетаются. Верования каждого конкретного племени, сохранившего традиционную религию, представляют собой сложный комплекс различных религиозных форм. У одного и того же племени могут одновременно бытовать анимистические и магические верования, культ предков и т. д. Такие комплексы обычно и называют родоплеменными культами.
И все же у племен в разных регионах мира можно наблюдать бóльшую или меньшую приверженность тем или иным формам родоплеменных культов. Так, для аборигенов Австралии особо характерны тотемизм и магия, для африканских племен - культ предков и нагуализм; среди же индейцев Северной Америки культ предков распространен мало (только у так называемых индейцев пуэбло), зато у них широко бытуют различные анимистические верования и тотемизм и т. д.
В настоящее время лиц, официально признающих себя приверженцами родоплеменных культов, сравнительно немного. В 1995 г. их насчитывалось во всем мире 112 млн. человек (2 % всего населения земного шара). 72 млн. последователей родоплеменных культов (65 % общего их числа) жило в Африке, 37 млн. (33 %) - в Азии, 1,5 млн. (1,4 %) - в Европе, включая азиатскую часть России (преимущественно в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке), 1,1 млн. (1 %) - в Америке (главным образом в Южной). В Африке доля сторонников родоплеменных верований наиболее высока в следующих странах: Бенине (55 % населения), Либерии (49 %), Гвинее-Бисау (48 %), Сьерра-Леоне (48 %), на Мадагаскаре (45 %), в Мозамбике (40 %), Ботсване (37 %), Того (36 %), Буркина-Фасо (33 %), Зимбабве (33 %), Кот-д’Ивуаре (30 %). Следует,однако, помнить, что эти цифры носят в определенной мере формальный характер. На деле же значительная часть населения как этих, так и других стран Африки к югу от Сахары, являясь официально христианами (или мусульманами), одновременно придерживаются традиционных культов (то есть в этом регионе широко распространено двоеверие). В Азии высокой долей в населении последователей родоплеменных верований выделяется Лаос (33 %). Абсолютная же численность приверженцев традиционных культов наиболее значительна в Китае (около 30 млн.), где родоплеменные религии исповедуют представители многих национальных меньшинств, живущих в основном на юге страны: мяо, и, буи, дун (кам), яо, туцзя, хани и др. Немало сторонников родоплеменных верований и в Индии, где эти культы распространены среди так называемых зарегистрированных племен.
Что же касается последователей высокоразвитых форм шаманизма, которых обычно не объединяют с приверженцами родоплеменных верований, то их насчитывалось в 1995 г. 11 млн. человек (это прежде всего часть корейцев).
ГЛАВАV. ДИНАМИКАРЕЛИГИОЗНОГОСОСТАВАНАСЕЛЕНИЯИСОВРЕМЕННОЕРАСПРОСТРАНЕНИЕРЕЛИГИЙ