К 1500 г. христианство в Европе охватило и те территории, которые оставались к 1100 г. нехристианскими, в частности страны Прибалтики. Оно распространилось и среди ряда народов, которые вошли в состав Русского государства (карелов, коми, коми-пермяков и др.). В XI - XV вв. вслед за реконкистой шла постепенная рехристианизация населения Пиренейского полуострова. Вместе с тем исламу удалось взять частичный “реванш” за потерю своих сторонников на юго-западе Европы, внедрившись в XIV - XV вв. после турецкого завоевания на юго-восток Европы - в некоторые страны Балканскогополуострова. После татаро-монгольского нашествия усилились позиции ислама в Поволжье и на Кавказе (на последнем также вследствие турецких завоеваний).
Христианство ожидала на новом этапе его существования и другая, может быть, более тяжелая трагедия: в 1054 г. произошел раскол в этой тогда уже, бесспорно, самой влиятельной религии мира. Образовались две основные ветви христианства - православие и католицизм, причем православию удалось утвердиться в районах, тесно связанных в политическом и культурном отношениях с Византией, - в Русском государстве, на большей части Балканского полуострова и т. д. Остальные регионы христианского мира стали в основном католическими.
В период между 1000 и 1500 гг. продолжался процесс исламизации Ближнего Востока, в частности после завоевания турками-османами Малой Азии ее население со временем стало преимущественно мусульманским. Христианство продолжало преобладать только на острове Кипр, сохранились христианские анклавы и в некоторых других частях Османской империи (в Армении, ряде районов Сирии и Ливана, в населенных греками областях Малой Азии и т. д.).
В Южной Азии (за исключением Шри-Ланки) влияние по-прежнему делят между собой индуизм и ислам, причем позиции последнего резко усилились на востоке Бенгалии (на будущей территории Бангладеш). Широко распространяется ислам на полуострове Малакка и на многих островах Малайского архипелага (в основном на современной территории Индонезии).
На острове Шри-Ланка и в Индокитае, как и ранее, преобладает буддизм.
В Китае, Корее и Японии буддизм по-прежнему сосуществует с местными религиями, правда, в китайской провинции Синьцзян он к этомувремени вытесняется исламом. Зато в Тибете буддийская религия, распространившаяся там в специфической форме ваджраяны, приобретает к середине II тысячелетия исключительное влияние.
Ислам еще более укрепляет в этот период свои позиции в Средней Азии, откуда проникает в юго-западные районы Сибири (где пока по-прежнему преобладают родоплеменные культы).
Усиливается влияние мусульманской религии к середине II тысячелетия и в Северной Африке. Из стран Магриба христианство вытесняется полностью, в Египте доля христиан в населении еще более падает. В Восточном Судане (на территории нынешней республики Судан) ислам также одерживает победу над христианством. Вместе с тем очагом христианства на северо-востоке Африки продолжает оставаться Эфиопия.
В Западном Судане внедрение ислама, начавшееся еще ранее, приобретает более интенсивные формы, хотя на большей части Черной Африки продолжают господствовать традиционные верования. Попытки христианских миссионеров проникнуть на западноафриканское побережье пока существенных результатов не приносят.
Незадолго перед 1500 г. начинается и миссионерская деятельность в недавно открытой Колумбом Америке, но за прошедшие 8 лет успехи ее пока еще очень небольшие.
Доля христиан в населении мира за прошедшую половину тысячелетия практически не изменилась, составив в 1500 г. те же 19 %. А вот удельный вес европейцев в общем числе христиан возрос наполовину и достиг 93 %. Таким образом, если в 1000 г. христианство было преимущественно европейскойрелигией, то в 1500 г. оно фактически становится почти чисто европейской религией.
За последнее 500-летие в истории религиозной жизни человечества произошли очень значимые, порой драматические события.
В Европе это была в первую очередь Реформация, в результате которой от католицизма откололись жители многих районов Европы (в основном Центральной, Северной и Западной), где утвердились разные формы протестантизма (главным образом лютеранство, кальвинизм, англиканство). Это привело к существенному усложнению конфессионального состава населения Европы.
Из изменений, происшедших в последние пятьсот лет в Азии, следует отметить христианизацию усилиями католических миссионеров большей части населения Филиппин, а также не очень успешные попытки обращения в христианство ряда других групп азиатского населения (преимущественно в Южной и Юго-Восточной Азии). В своей основной массе это были отсталые племена, исповедовавшие прежде родоплеменные культы, а в Индии - также и некоторые представители низших каст.
Гораздо более существенные перемены произошли за этот отрезок времени в религиозном составе населения Африки. Широко развернутая в два последних столетия в Черной Африке самоотверженная работа миссионеров (многие из них были убиты, а некоторые даже съедены каннибалами) привела к тому, что накануне III тысячелетия христианской эры почти половина населения африканского континента исповедует (хотя бы формально) христианство в разных его формах (преимущественно в католической и протестантской). Конечно, следует помнить, что у многих африканцев, как эточасто бывает у неофитов, бытует двоеверие и новая религия сочетается с традиционными родоплеменными верованиями.
В последние пятьсот лет продолжал распространять свое влияние в Африке также ислам, и сейчас его последователи образуют свыше двух пятых населения континента. Но несмотря на успехи двух мировых религий, Африка все же продолжает оставаться единственной частью света, где сравнительно велика еще доля приверженцев традиционных культов (даже по подсчетам, основанным на формальных оценках, они образуют одну десятую населения).
Особенно впечатляющи результаты христианизации в последнее 500-летие в Америке и Австралии с Океанией. Массовая иммиграция в эти части света из Европы и активная работа миссионеров среди местного населения в своей совокупности привели к тому, что сейчас подавляющее большинство их населения исповедует христианство.
Характеризуя динамику религиозного состава населения мира в последний исторический период, нельзя не сказать и о катастрофических последствиях преследования людей за религиозные убеждения, которое, начиная с 1917 г., имело место в России и других странах после прихода в них к власти коммунистов. В советской России по личной инициативе В.И. Ленина, назвавшего религию опиумом народа и отдавшего письменное распоряжение расстреливать как можно большее число священников, была развернута чудовищная кампания по искоренению религии. Позже ленинский и сталинский опыт жестоких гонений на религию был использован руководством стран, где коммунисты оказались у власти после второй мировой войны. В результате этих религиозных преследований, не имевших по своему масштабу аналога в истории, за примерно 70-летний период с 1917 г. по конец 80-х - начало 90-х годов (когда пало большинство коммунистических режимов) в странах коммунистического лагеря только одних христиан было уничтожено свыше 20 млн. человек. Одновременно с этим погибли миллионы мусульман, буддистов и представителей других вероисповеданий (в одной только маленькой Камбодже в 1975 - 1978 гг. при коммунистическом режиме Пол Пота было истреблено от 1 до 2 млн. млн. буддистов). Для сравнения отметим, что, по имеющейся авторитетной оценке, со времени мученической смерти Иисуса Христа на кресте в 33 г. христианской эры и вплоть до Октябрьского переворота в 1917 г., то есть почти за 1900-летний период, смерть за веру приняли 17 млн. христиан.
Грубое подавление религии, практиковавшееся десятилетиями в находившимися под контролем коммунистов странах, привело к резкому увеличению в них числа активных атеистов и просто неверующих людей. Так, по одной из оценок, доля неверующих составляла в Северной Корее 68 %, Китае - 59 %, Латвии - 44 %, Албании - 42 %, Эстонии - 39 %, России - 33 %, Казахстане - 33 %, на Кубе - 31 % и т. д.
В заключении частично повторим указанные в предыдущих главах цифры о доле в 1995 г. последователей различных религий в общем населении земного шара: христиане составляли 34 % мирового населения (причем вследствие массовой христианизации неевропейских народов удельный вес европейцев в общем числе христиан за последние столетия сильно уменьшился и равен лишь 47 %), мусульмане - 19 %, индуисты - 14 %, буддисты (не считая сторонников буддизма в Китае) - 6 %, приверженцы синкретических китайских народных верований - 4 %, адепты “новых религий” - 2 %, последователи родоплеменных культов - 2 %. Сторонники каждой из других религий не составляли в отдельности и 1 % населения.
Особенности современной географии религий. Из предыдущего раздела можно сделать вывод, что религия с течением времени может сильно изменить территорию своего распространения. Как известно, христианство, зародившись в Палестине, превратилось затем в преимущественно европейскую религию, а еще позже главным местом сосредоточения христиан стала Америка. Буддизм, появившись в Индии, был потом оттуда в основном вытеснен, но зато пустил глубокие корни на острове Шри-Ланка, в Индокитае и странах Восточной и Центральной Азии. Лишь одна из мировых религий - ислам, - хотя и вышла далеко за пределы своего очага, тем не менее сохранилась в полной мере и на родине.
Сильно изменила ареал своего первоначального распространения и такая религия, как иудаизм, но, в отличие от мировых религий, это изменение было обусловлено не миссионерской деятельностью, а трагическими судьбами еврейского народа.
Сложная история религий привела к тому, что к настоящему времени в мире сформировалось несколько крупных конфессиональных регионов: 1) Европейско-Североазиатский(христианский), 2) Американский(христианский), 3) Австралийско-Океанийский (христианский), 4) Западноазиатско-Северо-африканский (мусульманский), 5) Малайско-Индонезийский (мусульманский), 6) Индокитайско-Центральноазиатский (буддийский), 7) Южноазиатский (ин-дуистский), 8)Восточноазиатский (поликонфессиональный), 9) Черноафри-канский (христианско-мусульманско-языческий). За пределами этих крупных регионов остается только несколько сравнительно небольших областей, которые по своей религиозной структуре не вписываются в выделенные регионы: Эфиопия, Шри-Ланка, ВосточнаяБенгалия (Бангладеш), Филиппины и некоторые другие. Кроме того, каждый регион может быть подразделен на конфессиональные провинции.