Последняя конфессиональная провинция Америки условно названа нами “Индийской Америкой” в связи с тем, что в трех странах, образующих ее, -Гайане, Суринаме и на Тринидаде и Тобаго, - потомки выходцев из Индии образуют от двух пятых до половины населения. Во всех этих трех странах представлены три основные конфессиональные группы - индуисты, протестанты и католики, причем все эти группы в каждой стране близки по численности (лишь в Гайане доля католиков заметно ниже доли других групп). Из протестантов на Тринидаде и Тобаго и в Гайане наиболее многочисленны англикане, в Суринаме - моравские братья.
За пределами перечисленных конфессиональных провинций находятся только четыре островные территории, находящиеся в некотором отрыве от остальной Америки. Это Гренландия, подавляющее большинство населения которой составляют протестанты (в основном лютеране), острова Сен-Пьер и Микелон, где почти все жители являются католиками, а также Бермудские и Фолклендские острова, в населении которых преобладают протестанты (англикане и др.).
Еще один христианский Австралийско-Океанийский регион занимает австралийский континент (вместе с островом Тасманией) и прилегающие к нему с востока и севера многочисленные острова Океании. Регион этот можно подразделить на четыре конфессиональные провинции: а) Австралия и Новая Зеландия (протестантско-католическая), б) Папуасия и Меланезия (протестантско-католическо-языческая), в) Полинезия (протестантско-католическая), г) Микронезия (католическо-протестантская).
В первой провинции - Австралия и Новая Зеландия - современное население формировалось сходным путем, что и обусловило однотипность религиозной структуры населения. К этой провинции можно присоединить также лежащий к востоку от Австралии и принадлежащий ей маленький остров Норфолк. В странах провинции численность протестантов существенно превышает численность католиков. Основной группой протестантов всюду являются англикане, на втором месте в Новой Зеландии стоят пресвитериане, а в Австралии - так называемая Объединяющаяся церковь Австралии, образованная 1977 г. путем слияния в одну организацию подавляющего большинства австралийских методистов, а также большей части конгрегационалистов и пресвитериан.
В конфессиональной провинции Папуасия и Меланезия, объединяющей Папуа - Новую Гвинею, Соломоновы Острова и Вануату, протестанты тоже превосходят по численности католиков, однако у этой группы стран есть важная специфическая черта: существенную часть населения в них образуют приверженцы родоплеменных культов (по официальным данным, численность язычников в этих странах, кроме Вануату, невелика, но на деле многие христиане-неофиты все еще держатся своей старой веры). Из протестантов в
этой провинции шире всего представлены лютеране (только в Папуа - Новой Гвинее), англикане, пятидесятники, адвентисты.
Две страны Южной Меланезии имеют резко отличную от других меланезийских стран религиозную структуру населения и поэтому не входят в соответствующую конфессиональную провинцию. Это Новая Каледония, в населении которой преобладают католики, и Фиджи, где много как протестантов, так и индуистов.
В конфессиональной провинции Полинезия при явном преобладании протестантов почти всюду есть заметные группы католиков. Такую религиозную структуру имеют Тонга, Самоа, Американское Самоа, Токелау, Ниуэ, острова Кука, Французская Полинезия. Несколько выбивается из общей картины Тувалу, где доля католиков в населении ничтожна, и Питкэрн, где католиков вообще нет.
Кроме того, совсем стоит особняком и поэтому не может быть включена в состав этой конфессиональной провинции одна полинезийская страна -острова Уоллис и Футуна, где полностью господствуют католики.
Протестантизм представлен в Полинезии когрегационализмом, реформатством, методизмом и другими конфессиями.
Конфессиональная провинция Микронезия отличается от других провинций в первую очередь тем, что в ней католики превосходят по численности протестантов. В эту провинцию входят Северные Марианские острова, Гуам, Палау (Белау), Федеративные Штаты Микронезии и Кирибати.
В провинцию не входят две микронезийские страны - Маршалловы Острова, где господствуют протестанты (пятидесятники иконгрегационалисты), и Науру, где преобладают протестанты (конгрегационалисты), но немало и католиков.
К Океании относят еще несколько периферийных островов. Это острова Мидуэй, Джонстон и Уэйк, на которых нет постоянного населения и находятся лишь американские военнослужащие (поэтому конфессиональный состав населения на этих островах близок к составу в США), а также Кокосовые (Килинг) острова и остров Рождества, расположенные в Индийском океане и причисляемые к Океании чисто условно, в связи с их принадлежностью Австралии (на Кокосовых островах большинство населения составляет исповедующая ислам местная группа малайцев, на острове Рождества преобладают китайцы, придерживающиеся своих традиционных верований).
Огромный по территории мусульманский Западноазиатско-Североафриканский регион захватывает две части света. В Азии в его состав полностью или частично входят пять историко-культурных областей. Сердцем его , вне всякого сомнения, является Юго-Западная, или Передняя, Азия, где находился очаг ислама и где имеется наибольшее число мусульманских стран: Турция, Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан. Регион, кроме того, полностью включает историко-культурную область, которую в нашей литературе обычно называли Средняя Азия и Казахстан и в пределах которой находятся республики Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Наконец, в состав региона частично входят территории трех историко-культурных областей: Закавказья, Южной Азии и Центральной Азии. В Закавказье это его восточная часть - Азербайджан, в Южной Азии - крайний запад, охватывающий Пакистан и Мальдивы, вЦентральной Азии - северо-западная часть, образующая Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Кроме всех этих азиатских областей, к региону относится, как видно из самого его названия, Северная Африка в составе шести арабских государств - Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко и Мавритании, а также двух стран так называемого Африканского Рога - Сомали и Джибути.
Эта огромная территория весьма цельна в религиозном отношении и с трудом поддается конфессиональному районированию. Деление ислама на три ветви - суннизм, шиизм и хариджизм - не носит ярко выраженного территориального характера, и поэтому вряд ли может быть взято за основу при выделении конфессиональных провинций. В связи с этим, вероятно, целесообразно отказаться от идеи их выделения в этом регионе и дать характеристику религиозной ситуации в нем по историко-культурным областям.
Во всех перечисленных выше странах Юго-Западной Азии доля мусульман очень высока, несколько ниже она (60 %) только в Ливане, где имеется крупная группа христиан (католиков и православных). Заметное число христиан есть также в Сирии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах, Ираке, Иране, однако доля их в общем населении соответствующих стран все же невелика.
Что касается распространения разных направлений ислама, то основная часть мусульман в Юго-Западной Азии придерживается суннизма. Шиизм резко преобладает только в одной стране - Иране, большинство населения образуют шииты также в Ираке и на Бахрейне, много их и в Йемене (где шиизм представлен зейдизмом). В Омане преимущественно распространен хариджитский ислам (ибадизм).
В Юго-Западной Азии имеются две страны, которые не вписываются в Западноазиатско-Североафриканский мусульманский регион. Это Кипр, где преобладают православные христиане, и Израиль, в котором большинство населения составляют иудаисты.
В Средней Азии и Казахстане, хотя и преобладает суннитский ислам, после 70 лет борьбы местных коммунистических руководителей с религией появились существенные группы неверующего населения, причем особенно такая группа велика в Казахстане. Ввиду того ,что в этой республике много не только неверующих, но и православных, мусульмане образуют в ней только относительное большинство населения (40 %). В Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, где ислам исповедует подавляющее большинство населения, он представлен преимущественно в форме исмаилизма.
В восточной части Закавказья - в Азербайджане, где мусульманами сейчас являются четыре пятых населения, имеются как шииты, так и сунниты (примерное соотношение 7: 3). В Южной Азии в ее мусульманской части (в Пакистане и на Мальдивах) господствует суннитский ислам (в Пакистане немало и шиитов). Преобладает суннитский ислам и в мусульманской части Центральной Азии (Синьцзян-Уйгурском автономном районе).
В Северной Африке в странах Магриба, а также в Сомали и Джибути к исламу (в основном в форме суннизма), принадлежит подавляющее большинство населения. Преобладает суннитский ислам и в Египте, хотя там довольно значительна группа христиан (монофизитов-коптов). Что же касается Судана, то мусульмане-сунниты составляют в нем 70 % населения (остальные - христиане и приверженцы родоплеменных верований).
Другой мусульманский конфессиональный регион - Малайско-Индонезийский - расположен в территориальном отрыве от Западноазиатско-Североафриканского региона. Он включает три государственных образования: Малайзию, Индонезию и очень небольшой по площади султанат Бруней. Все три эти страны не являются чисто мусульманскими, причем немусульманская часть населения имеет в каждой стране свою специфику.
В Малайзии наряду с суннитским исламом, к которому принадлежит 55 % населения, распространены китайские религии и буддизм (среди китайцев), христианство (среди отсталых даякских племен в островной части страны и сравнительно небольшой части китайцев и индийцев), индуизм (среди большинства индийцев). Часть отсталых племен придерживается родоплеменных верований.