В конфессиональной провинции Гвинейское побережье, в которую входят Либерия, Кот-д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия и Камерун и которая считается зоной соперничества между христианскими и мусульманскими миссионерами, последователи родоплеменных культов, христиане и мусульмане (сунниты) в большинстве случаев образуют сопоставимые по численности группы населения. Наиболее велика доля язычников в Бенине (единственная оставшаяся в Африке страна, где эта конфессиональная группа составляет абсолютное большинство населения), почти половину населения образуютприверженцы родоплеменных верований в Либерии. В большинстве же стран провинции - Гане, Того, Нигерии, Камерун - на первом месте по численности стоят христиане, мусульмане же превышают (и то очень ненамного) и христиан, и язычников только в Кот-д’Ивуар. Христиане представлены в этой провинции разными конфессиями: в Нигерии наиболее многочисленны католики, англикане и пятидесятники, в Гане - католики и пресвитериане, в Камеруне, Кот-д’Ивуар, Бенине и Того - католики.
В конфессиональную провинцию Восточный Судан нами объединены две страны с довольно сходным религиозным составом - Республика Судан и Чад. В обеих странах сосуществуют три основные конфессиональные группы: мусульмане-сунниты, христиане и приверженцы родоплеменных культов, причем мусульмане существенно превосходят по численности две остальные группы. Среди христиан Республики Судан преобладают католики и англикане, в Чаде наиболее влиятельны католики, реформаты и христианские братья.
Конфессиональная провинция Экваториальная и Южная Африка является наиболее христианизированной частью континента. Она объединяет почти половину всех стран Черной Африки: Экваториальную Гвинею, Сан-Томе и Принсипи, Габон, Республику Конго, Центральноафриканскую Республику, Демократическую Республику Конго (бывший Заир), Анголу, Намибию, Южно-Африканскую Республику, Лесото, Свазиленд, Ботсвану, Зимбабве, Замбию, Малави, Мозамбик, Танзанию, Бурунди, Руанду, Уганду, Кению, Мадагаскар. Во всех этих странах (кроме Мозамбика) христиане составляют абсолютное большинство населения, в Мозамбике - относительное большинство. В большой группе стран (Сан-Томе и Принсипи, Демократической Республике Конго, Экваториальной Гвинее, Лесото, Намибии,Бурунди, Габоне, Республике Конго, Анголе, Уганде, Центральноафриканской Республике, Кении, Малави, Свазиленде, Руанде) христиане образуют от 80 % до 97 % населения. Мусульман довольно много только в Танзании (одна треть населения), приверженцы родоплеменных верований наиболее значительные группы составляют на Мадагаскаре, в Мозамбике, Ботсване и Зимбабве. Из христиан много как католиков, так и протестантов. Католики преобладают среди христиан на Сан-Томе и Принсипи, в Экваториальной Гвинее, Бурунди, Анголе, Габоне, Уганде, Руанде, Танзании, Республике Конго, Мозамбике, протестанты - в Свазиленде, Южно-Африканской Республике, Ботсване, Намибии, Зимбабве, Кении, Малави, Центральноафриканской Республике, Замбии, Демократической Республике Конго, Лесото и на Мадагаскаре.
Из отдельных протестантских конфессий англикане наиболее представлены в Уганде, Южно-Африканской Республике, Кении, Танзании и Руанде, лютеране - в Танзании, на Мадагаскаре, в Южно-Африканской Республике и Намибии, реформаты - в Южно-Африканской Республике, методисты - в Южно-Африканской Республике и Демократической Республике Конго, пресвитериане - в Малави, Кении и Демократической Республике Конго, пятидесятники - в Демократической Республике Конго, Зимбабве, Мозамбике и Бурунди, баптисты - в Демократической Республике Конго и Мозамбике.
Особое место занимает конфессиональная провинция Эфиопия и Эритрея, где христианство - не результат недавней миссионерской деятельности, а древняя, имеющая глубокие корни религия. В обоих странах христианство представлено своим монофизитским направлением. Много в Эфиопии и Эритрее и мусульман-суннитов, причем в последней стране они даже немного превосходят по численности христиан.
Африку окружает ряд островных групп, конфессиональный состав населения которых существенно отличается от религиозной структуры на континенте. На Кабо-Верде, Реюньоне и Сейшеллах резко преобладает католицизм, на острове Святой Елены и подчиненных ему острове Вознесения и островах Тристан-да-Кунья - англиканство, на Коморах и Майотте - суннитский ислам. Своеобразную конфессиональную структуру имеет остров Маврикий, свыше половины населения, которого составляют индуисты. Остальные жители острова - христиане (преимущественно католики) и мусульмане-сунниты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предыдущих главах мы кратко охарактеризовали все более или менее значительные религии мира, их направления, течения, секты. Читатель узнал также, какой была в последние тысячелетия динамика религиозной ситуации в мире и как росла численность сторонников крупнейшей религии мира -христианства. Наконец, ему была показана конфессиональная картина, которая существует ныне в современном мире.
Естественно, что при исследовании религиозной ситуации возникает вопрос: а какой же будет конфессиональная картина в не столь отдаленном будущем, произойдут ли в ней какие-либо существенные изменения?
Надо сразу подчеркнуть, что делать любые прогнозы очень трудно. Так, многие футурологи в начале XX в. прогнозировали, что Россия по важнейшим экономическим и социальным показателям, в том числе по уровню жизни населения, сильно превзойдет к рубежу XX и XXI вв. все крупнейшие и самые богатые страны мира. Однако продолжавшийся много десятилетий трагический этап в истории нашей страны перечеркнул все эти прогнозы и привел к тому, что Россия не только не обошла ведущие страны мира, но и опустилась до уровня (особенно по таким показателям, характеризующим качество жизни, как средний доход на душу населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность), который свойствен слаборазвитым, бедным странам мира.
Плохо предсказывались многие события даже на сравнительно короткий срок вперед. Например, ни один из крупных советологов не смог предсказать в середине 80-х годов, что через несколько лет СССР ждет крушение коммунистической системы.
Поскольку религиозная ситуация теснейшим образом связана с ситуаций политической, самой по себе трудно предсказуемой, то делать какие-либо прогнозы относительно динамики конфессиональной структуры весьма трудно. Так, изменение в соотношении между верующей и неверующей частями населения мира будут в сильной степени зависеть от того, произойдет ли либерализация политических систем в тех странах, где атеизм является государственной идеологией.
Поэтому к любым прогнозируемым изменениям религиозного состава населения нужно относиться очень осторожно, помня, что это всего лишь более или менее вероятные прикидки, сделанные на основе существующих ныне тенденций (которые затем могут и измениться).
Наиболее аргументированные расчеты будущей динамики численности последователей разных религий дает уже упоминавшийся нами известный специалист по конфессиональной статистике Дэвид Б. Барретт.
Так, он прогнозирует, что за 30-летний период с 1995 г. по 2025 г. численность христиан возрастет с 1928 млн. до 3051 млн. (то есть на 58 %), численность мусульман - с 1100 млн. до 1710 млн. (на 55 %), индуистов - с 781 млн. до 1089 млн. (на 40 %), буддистов - с 324 млн. до 453 млн. (на 40 %), сторонников “новых религий” - с 121 млн. до 217 млн. (на 78 %), сикхов - с 19 млн. до 28 (на 48 %), иудаистов - с 14 млн. до 15 млн. (на 7 %). Согласно этим прогнозам, несколько увеличится в абсолютных цифрах и число неверующих (вместе с обычно отдельно выделяемыми активными атеистами, к которым в этих подсчетах относят главным образом членов компартий) - с 1061 млн. до 1521 млн. (рост на 43 %) А вот последователей родоплеменных культов станет заметно меньше - 77 млн. вместо 112 млн. (уменьшение на 31 %).
Если учитывать, что предполагаемый рост всего населения мира за указанный 30-летний период, по оценке Статистического управления ООН, составит 48 %, то можно сделать вывод, что только три религиозные группы увеличат свою долю в общем населении мира - христиане (с 34 % до 36 %), мусульмане (с 19 % до 20 %) и адепты “новых религий” (с 2 % до 3 %). Все остальные основные религиозные группы, согласно прогнозу, несколько снизят свою долю в населении мира: индуисты - с 14 % до 12 %, буддисты - с 6 % до 5 %, сторонники родоплеменных верований - с 2 % до 1 % и т. д.
К этим цифрам хочется сделать ряд комментариев. На первый взгляд, несколько удивляет то, что христиане, в последние годы уступавшие мусульманам по темпам роста, за 30-летний период, согласно прогнозу, дадут больший прирост, чем мусульмане, не только в абсолютных цифрах, но и в процентах. По-видимому, это связано с двумя главными обстоятельствами: во-первых, с резкой интенсификацией деятельности христианских миссионеров (прежде всего, в Черной Африке) и, во-вторых, с очень высоким естественным приростом (из-за высокой рождаемости и относительно низкой смертности), который наблюдается в одном из главных районов современного сосредоточения христиан - Латинской Америке.
Еще более быстрыми темпами, чем численность христиан, будет расти число приверженцев “новых религий”, сосредоточенных, в первую очередь, в Японии и ряде других азиатских государств, что, вероятно, может быть объяснено духовными исканиями, характерными для некоторых кругов населения этих стран.
Некоторое снижение в 30-летний период темпа роста индуистов обусловлено, по-видимому, не столько обращением их в другие религии,сколько активными мерами по планированию семьи в Индии, где слишком большое “давление населения на площадь” заставляет искать пути снижения рождаемости.